Социальная диагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:02, контрольная работа

Описание работы

Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и основные цели социальной диагностики. 4
2 Место и роль социальной диагностики в социальной работе. 6
3 Методы и принципы социальной диагностики. 9
4 Основные этапы социальной диагностики. 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Техн.Соц.раб. Контрольная 1.doc

— 113.00 Кб (Скачать)
  1. Социальная  диагностика.

    Понятие и основные цели социальной диагностики. Место и роль социальной диагностики  в социальной работе. Методы и принципы социальной диагностики. Основные этапы  социальной диагностики.

 

      Оглавление 

 

      Введение

 

     Диагностика как социальная практика получила признание  и распространение в конце XIX — начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и верно выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

     Социальная  диагностика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни. 
 
 
 
 

  1.    Понятие и основные цели социальной диагностики.
 

     Термин  «социальная диагностика» получил  распространение в конце 20—начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) заимствован из медицины.

     Как известно, медицинский диагноз представляет собой определение характера  и причин соматической или психической  болезни на основании всестороннего  исследования больного. При этом многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между пациентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не всегда учитывают социокультурные аспекты и влияние окружения пациента, а также возникающие в связи с этим проблемы. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития.1

     «Диагностика» — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе — чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

     Социальная  диагностика - это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

     Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение социальных патологий и нежелательного развития событий2.

     Сферы применения технологий диагностики  разнообразны, и профессиональная социальная работа невозможна без социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греч. diagnosis – распознавание - возник в медицине. Перенесение этого понятия в социальную область произошло в результате развития социальных наук и появления института социальной работы. Некоторая схожесть терминов, применяемых в медицине и в социальной работе, не случайна: известно, что существует корреляция между рядом заболеваний и уровнем социального благополучия. Часто дефект развития представляется как продукт среды бедности. В связи с этим вполне оправдан вывод о доминирующей роли социального воздействия на здоровье и интеллект человека. Например, практики селективного обучения часто заранее обрекают ребенка на низкий образовательный уровень или IQ. В США, например, в специализированные классы чаще попадают дети из латиноамериканских семей, а в современной России - дети материально неблагополучных родителей и дети мигрантов. Таким образом, в образовательной структуре общества имеется определенная ниша, где оказываются конкретные категории детей, которые подвергаются процессу формирования умственной отсталости, даже если они абсолютно здоровы. В целом ряде западных исследований, касающихся природы психических заболеваний, умственно отсталые люди показаны как жертвы классовой системы. Таким образом, общество способно создавать и воспроизводить неравенство, а глубокие различия между людьми есть не причина, а результат социальной стратификации.3

       Задачей социального работника,  осуществляющего социальную диагностику, является определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В социальной работе диагностика необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Каждый социальный работник должен быть социальным диагностом.

  1. Место и роль социальной диагностики в  социальной работе.
 

     Социальная  диагностика — важнейший компонент  социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.4

     Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни  и деятельности людей. Специалист социальной работы является автором или участником прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

     Социальная  диагностика решает типичные для  нее задачи, к которым относятся:

     — выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения  клиента;

     — определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

     — описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

     — ранжирование специфических свойств  клиента.

     В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

     — ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых  ситуаций, параметров ситуации, выбор  основных показателей или критериев;

     — измерение и анализ показателей;

     — формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

     Социальная  диагностика является необходимым  звеном преобразовательной практики в  цикле: диагноз — прогноз —  программа — внедрение. Будучи важным технологическим инструментом, она  прежде всего обогащает кадры  социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.5

     Разработка  диагноза определяет специфическую  профессиональную среду деятельности социального работника, связанную  с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров.

     Для успешного решения социальных проблем  необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере приобретает особую значимость, так как даёт возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты различных групп населения.6

     Необходимость овладения навыками социальной диагностики  обусловлена рядом обстоятельств.

     Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.

     Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п.

     В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.

  1. Методы  и принципы социальной диагностики.

     Цель  диагностики состояния социального  объекта — установление достоверности  информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его  возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.7

     Постановка  социального диагноза — это процесс  творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

     — проводить детальный анализ;

     — видеть за частным общее;

     — не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его  сущность и связь с другими  явлениями;

     — не избегать вопроса «почему?»;

     — прослеживать историю идей;

     — собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

     — изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

     — связывать науку с другими  отраслями знания, с общественной жизнью;

     — не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

     В социальной диагностике учитываются  две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто  задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

     Как известно, человек представляет собой  единство биологического, духовного  и социального во всей сложности  их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Информация о работе Социальная диагностика