Социализация молодёжи – теоретическая и практическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических проблем процесса социализации молодёжи.
Исходя, из цели сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть различные подходы к понятию «социализация».
- Изучить фазы и основные периоды (этапы) социализации.
- Определить основные формы социализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации……………………….…..5
1.1. Подходы к определению понятия «социализация»…….……..5
1.2. Формы социализации……………………………………………8
1.3. Фазы и этапы социализации……………………………………11
Глава 2. Социализация молодёжи как практическая проблема………..20
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи……20
2.2. Молодежная политика в современной России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Социология молодёжи.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью. 
 

     2.2. Молодежная политика в современной России: проблемы и перспективы 

     Сегодня молодежь в России составляет 36 миллионов  человек.33

      Взаимодействие современного российского государства с молодежью является одним из определяющих факторов гармонизации всего процесса социализации молодого поколения. Сложившиеся отношения в сфере государственной молодежной политики (между различными органами власти,  ветвями) основываются на конституционном разграничении полномочий и предметов ведения  между федеральным центром и субъектами федерации. Государственная молодежная политика (далее – ГМП) сегодня осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых, через сложившуюся систему органов исполнительной власти – на федеральном уровне - это Министерство по спорту, туризму и молодежной политике под руководством на сегодняшний день Виталия Мутко, также на региональном уровне через министерства или комитеты (в разных субъектах – разные названия), для примера, по образованию, культуре и молодежной политике и т.д. на региональном уровне. Также в эту схему можно включить органы по работе с молодежью, созданные (не повсеместно) на муниципальном уровне. Во-вторых, ГМП реализуется на законодательном уровне – через совершенствование законодательства, непосредственно обеспечивающего  конституционные права и свободы  молодых граждан, причем в этом процессе часто участвует сама молодежь посредством формирования молодежных парламентских структур при органах государственной власти (обычно при законодательном органе) – например, Общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, молодежные парламенты в субъектах РФ.

        Вообще основная правовая база деятельности в сфере молодежной политики – законодательство о молодежи. В строго юридическом смысле выделить «законодательство  о молодежи» можно лишь условно: это не отрасль права и не отрасль законодательства, а скорее комплексная проблема, которая связана с особенностями правового статуса молодых граждан и их объединений. Все общественные отношения, связанные с данной сферой, в настоящее время опираются на действующее до сих пор Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». В соответствие с ним  «государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека»34.

          В Конституции РФ понятия «государственная  молодежная политика» не закреплено. Ее отнесение к классу предметов совместного ведения федерации и субъектов производится на косвенных основаниях35 (исходя из того, что к совместному ведению относятся общие вопросы воспитания, образования и т.д. – часть 1 статьи 72 Конституции РФ). Поэтому многие из конкретных направлений ГМП полностью или частично находятся сегодня в ведении субъектов РФ, а также муниципальных образований. Часть этих вопросов отнесена к их компетенции в соответствии с нормами федеральных законов, часть вопросов, относящихся к предметам совместного ведения, субъекты РФ вынуждены решать самостоятельно, в отсутствие правового регулирования на федеральном уровне и должной координации. Формально на сегодняшний день Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» является действующим в Российской Федерации, хотя изменившиеся  правовые и социально-экономические условия лишили их реальной базы для претворения в жизнь.   

        Распоряжением  Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации (далее – Стратегия), в соответствие с которой целью государственной молодежной политики является развитие потенциала молодежи в интересах России. Стратегия определяет приоритеты государственной молодежной политики до 2016 года: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.36

        Сегодня  около 70 субъектов  Российской Федерации приняли  свои законы о государственной  молодежной политике. В данных законах приведены различные понятия, определён разный круг субъектов государственной молодёжной политики. Так, например, единое понятие «молодая семья» на всей территории России отсутствует, и субъектами Российской Федерации трактуется по-разному. На федеральном уровне отсутствуют такие дефиниции, как вообще сама государственная молодёжная политика. Нет единого понятия «молодая семья», работы с молодёжью, молодые граждане и т. д.

        Отсутствие единого правового поля в рамках всего государства, мешает и создаёт трудности в работе органов государственной власти и местного самоуправления, в деятельности различных молодёжных совещательных структур, молодёжных общественных объединений, иных юридических и физических лиц. Это негативно сказывается на реализации государственной молодёжной политики в рамках всей России.

         Распоряжением  Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Содержательной частью в первый и второй приоритеты Стратегии ложатся вопросы развития различных форм молодежного самоуправления в России. Одной из таких форм, получившей активное развитие в последние годы в России, и является молодежный парламентаризм.

      Молодежный  парламентаризм содержит в себе потенциал  решения таких актуальных и тонких вопросов как проблемы взаимоотношений  законодательных (представительных) и исполнительных органов власти с молодежью и ее объединениями. В числе таких вопросов и лоббирование интересов общества, в том числе молодежи, через государственные органы на этапе законотворческого процесса, повышение правосознания молодежи, роста ее гражданской и, как следствие, политической активности.37

     Однако  государственная система молодежной политики пока далека от идеала.  Стратегические ошибки разработчиков молодежной политики привели к тому, что деятельность государства в области работы с молодежью во многом  ориентирована лишь на решение сиюминутных тактических задач. В результате была создана инфраструктура, призванная решать в основном проблемы государства, связанные с деструктивными проявлениями в молодежной среде. Системы работы с молодежью, ориентированной на учет потребностей этой важнейшей социальной группы, на текущий момент фактически не существует. Нормой стало использование административного ресурса при работе с молодежными организациями.  Неразрешенность основных социальных проблем молодежи, безальтернативность легальной политической деятельности, агрессивное подавление оппозиции, закрытость каналов вертикальной мобильности не ведут к формированию у молодежи демократического типа личности, приводят к искажению социализационной нормы.  Серьезно сдерживает раскрытие потенциала молодежных общественных организаций отсутствие механизмов, позволяющих молодежи принимать участие в принятии государственных решений. Не может не накладывать отпечаток на процесс оциализации молодежи идеологическая неопределенность, так как, прежде всего, не позволяет сформулировать то, каким должен быть идеальный тип социализационной нормы. В отсутствии ясных целей развития общества невозможно определить основные критерии, которым должен соответствовать «социализированный» индивид. Данное обстоятельство не позволяет определить обязательства государства по отношению к молодому поколению. Как результат, нормативный тип социализационной нормы также трудноопределим. В конечном итоге реальный тип социализационной нормы в современной России во многом является следствием воздействия на индивида стихийных факторов. 

     Необходимым ля современной России является  развитие творческого, инновационного потенциала молодого поколения, способного значительно ускорить процесс демократической модернизации страны. Для этого, прежде всего, требуется значительно увеличить усилия российского государства в области гармонизации процесса социализации и молодежной политики через объективный учет потребностей молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Социализация  – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве  и юности, когда закладываются  все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

      К факторам, оказывающим наибольшее влияние  на процесс социализации молодёжи, следует отнести такие факторы  как семья, образование, средства массовой информации, а также государственная молодёжная политика.

      Говоря  об особенностях социализации современной  российской молодёжи, стоит отметить, что данный процесс в настоящее время носит фрагментарный характер. Большинство молодых людей предоставлены самим себе. Можно говорить о процессе десоциализации, который привел к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев - предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.

      Таким образом, для успешной социализации молодежи большую роль должно играть формирование у молодого человека комплекса таких субъективных качеств, как ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности во всех сферах жизни, включая сферу труда, осознанная законопослушность, умение отстаивать свои гражданские права и выполнять обязанности, политическая активность, патриотическая преданность Отечеству, культура межличностных, межнациональных и иных социальных отношений, постоянное стремление наращивать и реализовывать свой творческий потенциал во благо обществу, согражданам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

Нормативные источники: 

    1. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» Постановление ВС РФ, 1993 г.- Справочно-правовая система «Консультант+»
    2. Проект Концепции государственной молодежной политики РФ  -  разработан Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, Научно-исследовательским институтом московской гуманитарно-социальной академии. – Университетская информационная система РОССИЯ – http:uisrussia.msu.ru 
    3. Стратегия государственной молодежной политики Р. – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р. – Справочно-правовая система «Консультант+»
 

Литература: 

    1. Андреева  Г.М. Социальная психология: Учебник  для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267с.
    2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001. – 294с.
    3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. – 386с.
    4. Боголюбов Л.Н., А.Ю.Лазебникова.Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2003. – 214с.
    5. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997. – 427с.
    6. Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. -164с.
    7. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, №3, 2006. – С. 135-149.
    8. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. - Минск: Минсктиппроект,1997. – 181с.
    9. Иваненко С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, 1999. – 119с.
    10. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. – 306с.
    11. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. – М.: Социум, 1999. – 205с.
    12. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. (К проблемам социализации старшеклассников) // Социс, №8, 1998г. – С. 57-64.
    13. Кон Н.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – 225с.
    14. Краткий словарь по социологии/под общей редакцией Д.М. Гвишиани. Н.Н. Лапина. - М., 1988. – 419с.
    15. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб.,1996. – 141с.
    16. Немировский В.Г. Социология личности. - Теория исследования опыт. - Красноярск,: Изд. Красноярск. у-та,1989. - 194с.
    17. Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991 – 2003 гг. / П.Д. Павленок. – М.: Издательство -Торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 298с.
    18. Пастухова Л.С. Вопросы институционализации участия молодежи в политической жизни: федеральный, региональный и местный аспекты (на основе опыта развития молодежного парламентаризма в России) – http//www.nasledie.ru

Информация о работе Социализация молодёжи – теоретическая и практическая проблема