Социализация молодёжи – теоретическая и практическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических проблем процесса социализации молодёжи.
Исходя, из цели сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть различные подходы к понятию «социализация».
- Изучить фазы и основные периоды (этапы) социализации.
- Определить основные формы социализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации……………………….…..5
1.1. Подходы к определению понятия «социализация»…….……..5
1.2. Формы социализации……………………………………………8
1.3. Фазы и этапы социализации……………………………………11
Глава 2. Социализация молодёжи как практическая проблема………..20
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи……20
2.2. Молодежная политика в современной России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Социология молодёжи.doc

— 205.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: «Социализация молодёжи – теоретическая  и практическая проблема». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:  
 
 

Введение……………………………………………………………………........3

Глава 1. Теоретические аспекты социализации……………………….…..5

    1. Подходы к определению понятия «социализация»…….……..5
    2. Формы социализации……………………………………………8
    3. Фазы и этапы социализации……………………………………11

Глава 2. Социализация молодёжи как практическая проблема………..20

             2.1. Каналы социализации современной российской молодежи……20

             2.2. Молодежная политика в современной России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...26 

Заключение……………………………………………………………………...31

Библиографический список…………………………………………………..33

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Исследование  процесса социализации молодёжи в настоящее время становится востребованной и актуальной проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей. Это связано с тем, что появляются новые и радикально изменяются традиционные каналы социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе. Социализация - процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации - формирование социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, этот процесс обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями.

     Молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.1 Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.2

      Проблема  социализации молодежи очень важна  на сегодняшний день. От этого зависит  будущее любого государства. Общие  проблемы социализации, сущности и  содержания этого процесса анализируется  в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенина, Л.П. Буевой, В.В. Москаленко, В.Г. Немировского, Б.Д. Парыгина и др.

     Постановка  проблем социализации молодежи в  условиях НТП дана в работах И.С. Кона, О.И. Шкаратина и А. М. Коршунова, Ю.Н. Давыдова и И.Б. Роднянской, К.Г. Мяло, С.Н. Иконниковой, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина и др.

     Стадии  и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения  рассматриваются в работах Л.А. Антипова, Г.И. Гилинского, А.Я. Кузнецовой, И.С. Кона и др. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко т др.

     До  сих пор интересны и полезны  работы зарубежных ученых, в которых  анализируются взаимоотношения  между поколениями в современных  условиях. Это монографии, авторами которых являются Т. Роззак, Х. Кройц. Уникальным по своему энциклопедическому характеру является издание под редакцией Д. Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социализации.

     Анализу процесса социализации в современном  динамичном мире посвящена работа И. Таллмана, Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса. Но, несмотря на довольно хорошую разработанность, проблемы социализации являются не до конца исследованными.

      Целью работы является исследование теоретических и практических проблем процесса социализации молодёжи.

      Исходя, из цели сформулированы следующие задачи:

  • Рассмотреть различные подходы к понятию «социализация».
  • Изучить фазы и основные периоды (этапы) социализации.
  • Определить основные формы социализации.
  • Выявить каналы социализации современной российской молодёжи.
  • Показать влияние различных факторов на социализацию молодежи.
  • Рассмотреть проблемы и выявить перспективы молодежной политики России на современном этапе.
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты  социализации

    1. Подходы к определению понятия «социализация»
 

      Рассмотреть проблемы социализации молодёжи в современном обществе невозможно без определения самого понятия социализации, какие признаки для нее характерны и какие функции она выполняет.

      Американский  социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и  социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».3 Польский социолог, академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».4 Социализация, - пишет И. С. Кон, - близка русскому слову воспитание, значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества.5

      В различных словарях социализация определяется как:

      1) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.6

      2) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта.7

      3) процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.8

      4) сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.9

      5) процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.10 

     Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.11

     Существует  два наиболее выраженных взгляда  на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой — они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.12

     Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это — один аспект социализации.

     Второй  аспект касается характеристики ее как  существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.13

     Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры. 14

     Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. 

    1. Формы социализации
 

      П. Бергер и Т. Лукман выделяют две основные формы социализации – первичную и вторичную. Решающее значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых других. Родителей не выбирают. Так как у ребенка выбирает выбора значимых других, его идентификация, поскольку нет выбора других, его идентификация с ним оказывается квазиавтоматической. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации».15

      Другой  вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. «Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных, или институционально обоснованных подмиров… Вторичная социализация есть приобретение специфического - ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда» 16.

      Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает «базисный  мир», и все последующие шаги образовательной  или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться  с конструктами этого мира.

      Т. Бергер и П. Лукман указывают, что на определенном этапе исторического развития первичная социализация была простым воспроизводством общества (и это можно отождествить с марксовым простым воспроизводством). То есть все воспроизводимое в первом секторе, потреблялось вторым и обеспечивало его функционирование.

      Но  в процессе общественного воспроизводства  развивалась внешняя среда, которая  резко изменилась, начиная с индустриальной эпохи. И эта эпоха уже потребовала  создания социализированных институтов внесемейной или вторичной социализации: дошкольного образования, т.е. детских садов, куда можно было отдавать детей, что бы высвободить для производства рабочую силу; профессионального образования, что бы эту рабочую силу обучать и т.п.

      Эти институты возникли, во-первых, частью заменяя институты первичной социализации, а, частью восполняя то, что семья уже в принципе дать, не могла. Ведь если у человека родители учителя, а он идет работать токарем, научить его этому родители не в состоянии. Появляется целая сфера деятельности, связанная с разделением труда и необходимостью освоения различных специализированных функций – профессиональное образование, которой стало нужно специально заниматься. И там надо не только обучать, но и социализировать. Поэтому можно сказать, что на этапе перехода к зрелому индустриальному обществу возникает и зрелая форма вторичной социализации.

      Однако  первичная при этом не исчезает. Более того. Если посмотреть на нее  исторически, то роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно  меняется – в разных странах, в разных ситуациях этих стран и.т.п. это касается не только первичной социализации, эволюционирует роль и вторичной социализации. Например, главнейший институт вторичной социализации - образование в наше время тоже начинает терять свои позиции и влияние в определенных аспектах. Почему? Это связано с НТР, с возникновением и установлением новых форм обмена информацией и массовой коммуникации – СМИ, телевидение, видео и т.п. их еще по привычке относят к средствам вторичной социализации, но на самом деле это не совсем так. Потому что у них есть то, чем раньше была наделена семья, но обделены формы вторичной социализации, - возможность эмоционального воздействия, а так же сегодня еще и близость, доступность, обыденность. Плюс опора (хотя нередко подтасованная и иллюзорная) на объективные знания специалистов, широта и массовость распространения, которые гарантируют авторитет у социализируемой аудитории.

Информация о работе Социализация молодёжи – теоретическая и практическая проблема