Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:00, контрольная работа
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни, поэтому рассмотрение данной темы носит актуальный характер.
Все определения личности обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
1. Введение 3
2. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности. 4-6
3. Стадии, способы и средства социализации личности. 7-10
4. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? 11
5. Заключение 12
6. Список литературы 13
Школа является основным институтом во втором периоде ранней стадии социализации. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь.
Школа
расширяет возможности ребенка
в плане его общения: здесь, кроме
общения с взрослыми, возникает
устойчивая специфическая среда
общения со сверстниками, что само
по себе выступает как важнейший
институт социализации. Мера и степень
значимости групп сверстников в процессе
социализации варьируют в обществах разного
типа.
Особенно важен акцент на
На трудовой стадии социализации институтом можно назвать трудовой коллектив. Например, стиль лидерства или групповое принятие решений, передача опыта характеризует некоторые стороны трудового коллектива, как института социализации.
На послетрудовой стадии социализации можно назвать, на основе житейских наблюдений, в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.
Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта.
Для
личности небезразлично, в условиях
какой большой группы осуществляется
процесс социализации. Так, при определении
стадий социализации необходимо учитывать
социально-экономические
Социализация
не может сводиться
только к обучению
и воспитанию ребенка.
Можно ли удлинить
или сократить
процесс социализации?
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли.
Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.
К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.
Разумеется,
возможно, раннее взросление, особенно
если жизнь была трудной: в детстве
человек лишился родителей, рано
пошел трудиться, познал все невзгоды.
Но это еще не социализация. Можно сократить
отдельные ее этапы, ускорить их прохождение,
но удлинить или сократить процесс социализации
в целом нельзя.
Заключение
Подводя итоги изложения темы, следует отметить, что процесс социализации
личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом
личность формирует свой “Я” -образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было
успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других
смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при
достижении
личностью социальной зрелости, которая
характеризуется обретением личностью
социального статуса.
Список
литературы
Информация о работе Социализация как фактор развития личности