Социализация как фактор развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни, поэтому рассмотрение данной темы носит актуальный характер.
Все определения личности обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Содержание

1. Введение 3
2. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности. 4-6
3. Стадии, способы и средства социализации личности. 7-10
4. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? 11
5. Заключение 12
6. Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра « Философии, истории и права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По социологии  на тему:

     Социализация  как фактор развития личности

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Архангельск 
 
 
 
 

Содержание 
 

1. Введение  3 

2. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.  4-6 

3. Стадии, способы и средства социализации личности. 7-10

4. Социализация  не может сводиться только  к обучению и воспитанию ребенка.  Почему? Можно ли удлинить или  сократить процесс социализации? 11

5. Заключение 12 

6. Список  литературы  13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Личностное  развитие человека происходит на протяжении всей жизни, поэтому рассмотрение данной темы носит актуальный характер.

    Все определения личности обусловливаются  двумя противоположными взглядами  на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

    Несмотря  на многочисленные различия, существующие между ними почти все теории едины  в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются на протяжении всей жизни.

    Процесс становления личности называется социализацией. Это крайне важный процесс, так как  социализация представляет собой усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит.

    Цель  работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в  раскрытии того, как социальная среда  влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют. 
 
 
 
 
 
 
 

     Личность  и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов  социализации личности. 

Личность  и окружение

    В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.

    В то же время понятие «индивид»  включает задатки психических качеств, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

    В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в  мир животных, лишались человеческого  общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. В 1991 г. в Таджикистане у стаи волков был отбит юноша, который несколько лет провел с этими животными. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т. д. Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух (научился говорить отдельные слова). Он не смог овладеть какой-либо профессией.

    Следовательно, решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек. 
 
 
 
 
 

Процесс формирования личности

    Личность  является предметом изучения целого ряда гуманитарных наук: физиологии, философии, психологии, социологии и др.

    Философия рассматривает личность с точки  зрения ее мировоззрения, как субъекта познания мира. Психология изучает личность в качестве более или менее устойчивой целостности психических свойств, процессов и состояний, которая и обусловливает поведение человека.

    Социологический подход заключается в определении  социальных свойств, социальных качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.

    Таким образом, процесс формирования личности имеет две стороны.

    Внутренняя  сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения). Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии.

    Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой  мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?» 

Личность  как объект и субъект

    Личность  как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает  ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

    Личность  как субъект социальных связей имеет  определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого,

    но  и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с  умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, не просто сознания мышления и воли, а способности  к самоанализу, самооценке, самоконтролю. 

Отличие социализации от формирования личности

    Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и  социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов  жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

    Одновременно  с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.1

► Социализация – это внедрение человека в  общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

    Если  процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется  тем сильнее, чем активнее индивид  вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – все это и есть внешние проявления процесса социализации.

    Отличия социализации от формирования заключаются  в следующем:

  • социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;
  • социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;
  • формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.[1,стр.214]
 

    Стадии, способы и средства социализации личности 

    Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные:

  • Агенты первичной социализации - близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники. Выполняют множество функции. Термин «первичная» в социологии применяется ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека.
  • Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда. Выполняют  одну или две функции, получают деньги за выполнение. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека.[1,стр 218]

    В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

Человек в процессе социализации проходит следующие  этапы:

  • младенчество (от рождения до 1 года),
  • раннее детство (1-3 года),
  • дошкольное детство (3-6 лет),
  • младший школьный возраст (6-10 лет),
  • младший подростковый (10-12 лет),
  • старший подростковый (12-14 лет),
  • ранний юношеский (15-17 лет),
  • юношеский (18-23 года),
  • молодость (23-30 лет),
  • ранняя зрелость (30-40 лет),
  • поздняя зрелость (40-55 лет),
  • пожилой возраст (55-65 лет),
  • старость (65-70 лет),
  • долгожительство (свыше 70 лет).[1, стр.214]

    Особое  значение для развития личности имеет  период раннего детства. Это и  привело к достаточно жесткому установлению стадий социализации. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии:

  • Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

А) ранняя социализация

Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого  термина.

  • Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека.
  • Послетрудовая стадия социализации. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. 2

    На  всех стадиях социализации воздействие  общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили названия институтов социализации.

    На  дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и  играющие всё большую роль в современных  обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривается традиционно, как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), её роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Информация о работе Социализация как фактор развития личности