Социализация как фактор развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………………………………………….4
2. Стадии, способы и средства социализации личности………………...7
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?…………………………………………………...9
4. Заключение……………………………………………………………..12
5.Список литература……………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ.docx

— 33.37 Кб (Скачать)

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека, проходя ряд  стадий (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия).

Обучение  и воспитание ребенка - это и есть первичная стадия социализации. Здесь  главными агентами социализации выступают  родители или люди, постоянно заботящиеся  и общающиеся с ребенком. Именно в этот период у человека закладываются  отношения к обществу, к окружающему  миру и к жизни в целом. Родители передают детям знания, ценности, нормы, необходимые для исполнения различных  социальных ролей. Стоит отметить, что  вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Процессы воспитания и  социализации неразрывно соединены  точно так же, как и процессы обучения и социализации. Воспитание и обучение - это специально организованная деятельность с целью передачи социального  опыта индивиду и формирования у  него определенных, социально желательных  стереотипов поведения, качеств  и свойств личности. Случайные  социальные воздействия имеют место  в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два  или более индивида.

Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального  воздействия к позиции активного  субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти  потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить  активность ребенка, заставляя его "спокойно сидеть", пока они осуществляют свою "воспитательную деятельность", то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а  ущербной, деформированной, пассивной  личности.

Поэтому оба процесса - обучение и воспитание - являются неотъемлемой основой в  развитии ребенка. Но этой основы, данной ребенку его родителями, недостаточно для того, чтобы он стал личностью. Процесс получения знаний, ценностей, определенных правил поведения длится в течение всей жизни человека и не останавливается только на первичной  стадии социализации. Ребенок вырастает, меняется и расширяется его окружение, появляются новые друзья, он выполняет  определенные социальные роли, занимает определенные социальные статусы в  той или иной социальной группе, где ему первоначально необходимо адаптироваться к социальной среде, ведь в каждой социальной группе есть свои "правила". И вот ребенок  уже взрослый человек. Он получает образование, с помощью которого усваивает  уже новые знания, ценности, нормы  и другие элементы социального опыта. И так до пожилого возраста, в  котором происходит большой вклад  в воспроизводство социального  опыта. На протяжении всей жизни происходит усвоение, "впитывание" человеком  выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов, образцов поведения, форм и способов общения.

Социализация  основана на передаче социального (культурного) опыта от одного поколения другому  и его усвоении. Несмотря на то, что  люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Социализация - это начавшийся в младенчестве и продолжающийся всю жизнь процесс  усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Поэтому удлинить или сократить процесс социализации нельзя. Он продолжается всю жизнь. Ученые, исследуя проблему смены поколений, заметили, что преемственность поколений, передача социального опыта происходит на протяжении всего исторического  времени. Но существует особенность в том, что она избирательна. Одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а другие в процессе исторического развития отвергаются или изменяются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Проблема  формирования личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Процесс становления и формирования личности называют социализацией. Это важный процесс, так как социализация представляет собой процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих  определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального  опыта, в ходе которого формируется  конкретная личность. Довольно большое  влияние на формирование и развитие личности оказывает социальная среда, а именно все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе  их развития.

В работе были раскрыты две стороны процесса формирования личности: внутренняя и  внешняя, был рассмотрен факт, что  личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации. А также были выделены стадии социализации (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая  стадия), даны определения понятий "социальные институты", "агенты социализации" и рассмотрено их влияние на развитие личности. В результате собственного исследования был получен вывод  о том, что социализация - это непрерывный  процесс, который не может сводиться  только к обучению и воспитанию ребенка, и который нельзя удлинить или  сократить, так как он продолжается всю жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Двигалева  А.А. Социология: Учебное пособие. - СПб.: ООО "Виктория плюс", 2005. - 496 с.

2. Кравченко  А.И. Социология: Словарь: Учебное  пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 365 с.

3. Салыгин  Е.Н. Социология: Человек и общество. Учебник для вузов. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 272 с.

4. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С.  Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с.

5. Социология: проблемы духовной жизни: учебное  пособие по курсу социологии  для студентов гуманитарных факультетов  / Под ред. проф. Л.Н. Когана - Челябинск, 1992. - 263 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социализация как фактор развития личности