Социализация как фактор развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………………………………………….4
2. Стадии, способы и средства социализации личности………………...7
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?…………………………………………………...9
4. Заключение……………………………………………………………..12
5.Список литература……………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ.docx

— 33.37 Кб (Скачать)
 
     
     ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

     ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     По  дисциплине «Социология»

     на  тему «Социализация как фактор развития личности»

                                                  
 

                  Исполнитель:

                       Градинар  Ирина Юрьевна

                       Специальность         МО

                       Курс         3

                       № зачетной книжки  09ММД11158

                    Руководитель:

                  Полубабкина Н.И 
 

                             
 
 

Липецк-2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………….…3

1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………………………………………….4

2. Стадии, способы  и средства социализации личности………………...7

3. Социализация  не может сводиться только  к обучению и воспитанию ребенка.  Объясните почему. Можно ли удлинить  или сократить процесс социализации? Почему?…………………………………………………...9

4. Заключение……………………………………………………………..12

5.Список литература……………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Личностное  развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Поэтому рассмотрение данной темы носит актуальный характер.

Все определения  личности, так или иначе, обусловливаются  двумя противоположными взглядами  на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается  в соответствии с ее врожденными  качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители  другой точки зрения полностью отвергают  врожденные внутренние черты и способности  личности, считая, что личность - это  некоторый продукт, полностью формируемый  в ходе социального опыта.

Несмотря  на многочисленные различия, существующие между ними почти все психологические  теории едины в одном: личностью  человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются  не генетическим путем, а формируются  и развиваются на протяжении всей жизни.

Процесс становления личности называют социализацией. Это крайне важный процесс, так как  социализация представляет собой усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит.

Цель  работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в  раскрытии того, как социальная среда  влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы  и средства социализации личности существуют. 
 
 
 
 
 
 

Личность  и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов  социализации личности.

Социально-психологические  явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Социальная  среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе  их развития. Социальная среда зависит  от типа общественных экономических  формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых  различий определенных слоев, от бытовых  и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности следует четко  разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее  общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного  труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и др.) не передаются людям в порядке  биологической наследственности, а  формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые  свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются  вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них  не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Примером, подтверждающим это, является знаменитое произведение Р. Киплинга "Маугли". Никакой личный опыт человека не может  привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают  в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия  усвоения ребенком общественно-исторического  опыта: 1) общение ребенка со взрослыми  людьми, в ходе которого ребенок  обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые  являются продуктами исторического  развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а  такую адекватную деятельность, которая  будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены  единством и взаимодействием  биологического и социального факторов при ведущей роли социального  фактора.

Поскольку сознание, речь и др. не передаются людям  в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом  мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения общественно-исторического  опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в  обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личностный  рост обусловлен множеством внешних  и внутренних факторов. К внешним  факторам относятся: принадлежность индивидуума  к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого  семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Личность  не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку  постепенно личность начинает выступать  как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние  воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт  общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации.

Анализ различных  концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического  существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и  культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит,  включения в социальную практику); это происходит преимущественно  в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования  личности - развитие и самоизменение  человека в процессе освоения  и воспроизводства культуры, которое  происходит на всех возрастных  этапах.

Социализация - это процесс накопления людьми опыта  и социальных установок, соответствующих  определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального  опыта, в ходе которого формируется  конкретная личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стадии, способы и средства социализации личности

Выделяют  следующие стадии социализации:

1. Первичная  социализация, или стадия адаптации  (от рождения до подросткового  периода ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается,  подражает).

2. Стадия  индивидуализации (появляется желание  выделить себя среди других, критическое  отношение к общественным нормам  поведения). В подростковом возрасте  стадия индивидуализации, самоопределения  "мир и я" характеризуется  как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво  в мировоззрении и характере  подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как  устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия  интеграции (появляется желание  найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция  проходит благополучно, если свойства  человека принимаются группой,  обществом. Если не принимаются,  возможны следующие исходы:

Ё сохранение своей непохожести и появление  агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Ё изменение  себя, "стать как все";

Ё конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая  стадия социализации охватывает  весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит  его за счет активного воздействия  человека на среду через свою  деятельность.

5. Послетрудовая  стадия социализации рассматривает  пожилой возраст как возраст,  вносящий существенный вклад  в воспроизводство социального  опыта, в процесс передачи его  новым поколениям.

Передача  индивидам наследия культуры, установленных  в данном обществе образцов поведения  и способов деятельности главным  образом является основной функцией социальных институтов. Социальные институты - это исторически сложившиеся  устойчивые формы совместной деятельности людей. Социальные институты являются основными структурными элементами общества. Они включают в свой состав систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей.

Агентами  социализации называют институты, группы и отдельных людей, которые оказывают  значимое влияние на социализацию. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно  заботящиеся и общающиеся с ребенком. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди, окружающие ребенка. Кроме этого в процесс  социализации в современном обществе активно включаются средства массовой информации. Исключительно важным в  процессе социализации является период от 13 до 18 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. В зрелом возрасте на первое место  по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные  личности.

Значительную  роль в социализации играет образование. Образовательные учреждения являются агентами социализации. Образование  способствует социальным изменениям благодаря  подготовке людей к внедрению  новых технологий и переоценке существующих знаний.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Действие идентификации  как механизма социализации связано  с тем, что индивид усваивает  и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами, действия людей во многом определяются их самооценкой и групповым членством. 
 
 
 
 
 

Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Социализация - процесс становления личности, усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит, а также усвоение индивидом социального  опыта.

Социализация  не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Образование  предполагает передачу определенной суммы  знаний. Воспитание понимается как  система целенаправленных, сознательно  спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков  поведения. Социализация включает в  себя и образование, и воспитание, и, кроме того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление  личности.

Информация о работе Социализация как фактор развития личности