Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:53, контрольная работа
Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.
Введение………………………………………………………………….…3
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………………………………………….4
2. Стадии, способы и средства социализации личности………………...7
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?…………………………………………………...9
4. Заключение……………………………………………………………..12
5.Список литература……………………………………………………...13
|
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине «Социология»
на тему «Социализация как фактор развития личности»
Исполнитель:
Градина
Специал
Курс
№ зачетной книжки 09ММД11158
Руководитель:
Полубабкина
Н.И
Липецк-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Личность и социальная
среда. Социальная динамика личности:
сущность и содержание процессов социализации
личности…………………………………………………………
2. Стадии, способы
и средства социализации
3. Социализация
не может сводиться только
к обучению и воспитанию
4. Заключение……………………………………………………
5.Список литература……………………………
Введение
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Поэтому рассмотрение данной темы носит актуальный характер.
Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Несмотря на многочисленные различия, существующие между ними почти все психологические теории едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются на протяжении всей жизни.
Процесс становления личности называют социализацией. Это крайне важный процесс, так как социализация представляет собой усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит.
Цель
работы состоит в рассмотрении социализации
как фактора развития личности, в
раскрытии того, как социальная среда
влияет на формирование и развитие
личности, какие стадии, способы
и средства социализации личности существуют.
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.
Социально-психологические
явления возникают при
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".
Наиболее
общим является понятие "человек"
- биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями (абстрактно-логическое
мышление, логическая память и т.д.),
способное создавать орудия, пользоваться
ими в процессе общественного
труда. Эти специфические человеческие
свойства (речь, сознание, трудовая деятельность
и др.) не передаются людям в порядке
биологической
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.
Поскольку
сознание, речь и др. не передаются людям
в порядке биологической
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.
Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации.
Анализ различных
концепций социализации показывает,
что она имеет две
1) процесс приспособления
(адаптации) человека как
2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Социализация -
это процесс накопления людьми опыта
и социальных установок, соответствующих
определенным социальным ролям, и формирования
социальных качеств (знаний, навыков, ценностей).
Это усвоение индивидом социального
опыта, в ходе которого формируется
конкретная личность.
Стадии, способы и средства социализации личности
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная
социализация, или стадия адаптации
(от рождения до подросткового
периода ребенок усваивает
2. Стадия
индивидуализации (появляется желание
выделить себя среди других, критическое
отношение к общественным
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия
интеграции (появляется желание
найти свое место в обществе,
"вписаться" в общество). Интеграция
проходит благополучно, если свойства
человека принимаются группой,
обществом. Если не
Ё сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
Ё изменение себя, "стать как все";
Ё конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая
стадия социализации
5. Послетрудовая
стадия социализации
Передача индивидам наследия культуры, установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности главным образом является основной функцией социальных институтов. Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей. Социальные институты являются основными структурными элементами общества. Они включают в свой состав систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей.
Агентами социализации называют институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
В младенческий
период главными агентами социализации
являются родители или люди, постоянно
заботящиеся и общающиеся с ребенком.
В период от трех до восьми лет количество
агентов социализации быстро растет.
Кроме родителей ими становятся
друзья, воспитатели, другие люди, окружающие
ребенка. Кроме этого в процесс
социализации в современном обществе
активно включаются средства массовой
информации. Исключительно важным в
процессе социализации является период
от 13 до 18 лет. В этот период начинает
формироваться отношение к
Значительную роль в социализации играет образование. Образовательные учреждения являются агентами социализации. Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценке существующих знаний.
Одним
из механизмов социализации является
идентификация. Действие идентификации
как механизма социализации связано
с тем, что индивид усваивает
и реализует нормы, ценности, качества
и т.п. тех групп, принадлежность
к которым он осознает. Иными словами,
действия людей во многом определяются
их самооценкой и групповым
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?
Социализация - процесс становления личности, усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит, а также усвоение индивидом социального опыта.
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и, кроме того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности.
Информация о работе Социализация как фактор развития личности