Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:36, реферат
Задачи:
1.Рассмотреть сущность анкетного опроса;
2.Изучить возможности сочетания и комбинирования методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса.
Объект исследования – анкетный опрос как метод сбора социологической информации.
Предмет исследования – сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологических данных.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность анкетного опроса………………………………………………….5
2. Возможности сочетания и комбинирования различных методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса…………………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников………………………………………….18
Метод изучения документов как бы открывает основной этап сбора информации, а в сочетании с предварительными беседами и интервью становится отправной базой для дальнейшей деятельности социологов. Теперь уже с позиции накопленных знаний о предмете исследования осуществляется анкетный опрос респондентов, попавших в выборочную совокупность, и наблюдение. А далее вновь может быть использован метод изучения документов и если необходимы уточнения и дополнения, - проведен еще один опрос-замер.
Таким образом, схема сбора информации в процессе подготовки проведения анкетного опроса такова: предварительный опрос – изучение документов – основной опрос или анкетирование – изучение документов – повторный опрос. Это обобщенная схема. Из нее могут исключаться некоторые промежуточные звенья (например, повторное изучение документов или повторный опрос), как и добавляться дополнительные действия по сбору информации различными методами. Так или иначе, сочетание методов анкетного опроса, наблюдения и изучения документов является непременным условием на этапе сбора социологической информации в оперативном социологическом исследовании.
Социологи, занимающиеся
Если параллельно провести изучение той же ситуации по документам, то имеющаяся картина дополняется характеристиками более объективного содержания. Социолог может проанализировать статистические данные, ознакомиться с фактами, зафиксированными в различных вербальных источниках информации.
Доля информации, полученная с помощью каждого из методов, должна внести равный вклад в получение реальной картины события. Изменение же долей информации нарушает информационный строй и снижает надежность информации.
Сочетание методов сбора информации, направленность их на решение одной задачи в значительной мере повышают коэффициент полезного действия исследования, его достоверность. Так же одновременное привлечение трех источников информации в значительной степени ускоряет процесс ее получения. Таким образом, сочетание методов – это повышение надежности информации, гарантия ее большей объективности, условие быстрого получения.
Методы сбора социологической информации в оперативном исследовании не только сочетаются, но и комбинируются. Это способствует повышению информационной активности респондентов и повышению надежности полученных данных.
Модели комбинирования методов
сбора социологической
Анкетный опрос – наблюдение. При осуществлении метода анкетирования параллельно проводится специально организованное наблюдение. Наблюдение представляет собой способ сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия и фиксации данных, составляющих адекватное представление о самом объекте, его свойствах и воздействующих на него факторах с учетом целей и задач исследования. Отличительной чертой наблюдения как способа сбора фактологического материала является непосредственность и систематичность визуального восприятия исследуемого объекта, что позволяет исследователю располагать данными о свойствах и динамике объекта в рамках определенного временного периода, в пределах которого поведение объекта обретает устойчивость и автономность в глазах наблюдателя. Наблюдение дает возможность зафиксировать события в момент их возникновения и отслеживать все изменения, происходящие с объектом исследования на весь период его развития. Наблюдение направленно на выявление причин возникновения изучаемого противоречия. Респонденты, заполнив анкеты, как правило, обсуждают между собой только что произошедшее событие. Наблюдатель получает возможность фиксировать, во-первых, высказывания о правильности или неверности передачи информации респондентами анкетерам, другие высказывания, относящиеся к изучаемой проблеме, но не названные респондентом по разным причинам в ходе анкетного опроса; во-вторых, отношение к самим исследователям, комментарии по поводу содержания инструментария, степень понимания респондентами заданных им вопросов, что позволяет социологам внести коррективы в инструментарий и, если в том есть необходимость, в свое поведение на объекте.
Таким образом, комбинация анкетного опроса и наблюдения приносит очевидную пользу, позволив социологу удостовериться в правильности своего инструментария, получить дополнительную информацию об объекте исследования, повышает достоверность информации, а присоединение к этим материалам документальных свидетельств делает информацию еще более убедительной.
Анкетный опрос – изучение документов Анализ документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному обществу в определенный исторический период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми и т. д.
Круг
собственно социологических документов,
отражающих различные стороны общественной
жизни, настолько широк, что любое
эмпирическое социологическое
исследование должно начинаться
с анализа имеющихся по интересующей
исследователя проблеме документов.
С одной стороны, изучение документов позволяет корректировать содержание вопросников, с другой, если в ходе опроса зафиксирована какая-либо информация, она может быть сопоставлена с официальной (по документам) о том же явлении или процессе.
Комбинирование способов сбора информации в рамках использования анкетного опроса так же может использоваться с целью, чтобы добиться повышения информационной активности респондента в ходе анкетного опроса. Вопросы, поставленные в анкете, в определенной последовательности, вводят респондента в суть проблемной ситуации, заставляют задуматься над причинами ее возникновения, вспомнить возможно забытые но важные для последующего социологического анализа детали, многие из которых могли и не найти своего отражения в вопросах анкеты. Для их выявления и фиксации анкетер после того, как опрашиваемый уже дал ответы на наиболее важные для исследования вопросы, начинает беседу-интервью по заранее продуманной схеме. Затем респонденту предлагается продолжить работу по заполнению анкеты.
Интервью дают более глубокую и развернутую панораму субъективного мира опрашиваемых, анкетные опросы – массовую представительную картину. Целесообразно, как это делают многие исследователи, комбинировать анкетный опрос и интервью в одном исследовании. Для интервью отбирают 5 – 6 % из тех, кто подвергается анкетному опросу. Выборочное интервьюирование опрошенных по анкете дает возможность:
Беседа-интервью, особенно групповая, может предварять анкетный опрос, создавая своеобразный фон перед работой респондентов с анкетой.
Групповое интервью может проводиться и вслед за анкетным опросом, так как заполнение анкеты мобилизирует, настраивает на определенные лад, что дает возможность приобрести дополнительную, более широкую информацию.
Таким образом, сочетание и комбинирование анкетного опроса с некоторыми другими методами сбора социологической информации позволяют получить дополнительную информацию, а так же удостовериться в качестве полученной информации в ходе анкетного опроса. Так как далеко не всегда, даже в идеальных условиях, можно с достаточной мерой уверенности судить о правильности определения причин возникновения той или иной проблемной ситуации. Именно поэтому, реализуя информационно-профилактическую функцию оперативного социологического исследования, принимают дополнительные меры, направленные на увеличение объема исходной и итоговой информации для расширения возможностей ее анализа.
Проанализировав возможности сочетания и комбинирования методов сбора социологической информации в оперативном исследовании, можно заключить, что их реализация содействует интенсификации процесса исследования, помогает социологу выполнить поставленные перед ним задачи, а респондентам – в максимальной мере способствовать успеху исследования.
Заключение:
Таким образом, метод анкетного опроса предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты, включающего в себя набор вопросов, определенным образом организованных и адресованных респонденту.
В процессе подготовки анкетного опроса, с целью уяснения предмета исследования и изучения уже имеющихся данных о предмете изучения, а так же после проведения анкетирования, с целью проверки надежности, полученных данных, социологи часто используют дополнительные методы сбора социологической информации, сочетая их с основным методом сбора данных – анкетированием. Схема сбора информации в процессе подготовки проведения анкетного опроса такова: предварительный опрос – изучение документов – основной опрос или анкетирование – изучение документов – повторный опрос. Это обобщенная схема. Из нее могут исключаться некоторые промежуточные звенья (например, повторное изучение документов или повторный опрос), как и добавляться дополнительные действия по сбору информации различными методами. Так или иначе, сочетание методов анкетного опроса, наблюдения и изучения документов является непременным условием на этапе сбора социологической информации в оперативном социологическом исследовании.
Методы сбора социологической информации в оперативном исследовании не только сочетаются, но и комбинируются. Это способствует повышению информационной активности респондентов и повышению надежности полученных данных.
Выделяют модели комбинирования методов сбора социологической информации: анкетный опрос – наблюдение, анкетный опрос – изучение документов, анкетный опрос – интервью.
Комбинирование анкетного опроса с некоторыми другими методами сбора социологической информации позволяют получить дополнительную информацию, а так же удостовериться в качестве полученной информации в ходе анкетного опроса.
Анкетный
опрос, наблюдение и изучение документов,
осуществляемые как в определенной
последовательности, так и параллельно,
в сочетании друг с другом, дают
не только информационный эффект, не только
интенсифицируют познавательный процесс,
но и. приобретая новое качество, стимулирует
респондента к активной мыслительной
деятельности. Это позволяет решать
исследовательские задачи в минимальные
сроки и с высокой
Список
использованных источников:
Информация о работе Сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологической информации