Сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Задачи:
1.Рассмотреть сущность анкетного опроса;
2.Изучить возможности сочетания и комбинирования методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса.

Объект исследования – анкетный опрос как метод сбора социологической информации.

Предмет исследования – сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологических данных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность анкетного опроса………………………………………………….5

2. Возможности сочетания и комбинирования различных методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса…………………………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованных источников………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 41.86 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОГИЛЕВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. А.А. КУЛЕШОВА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологической  информации 
 
 
 
 
 
 

Реферат студентки 3 курса

Факультета  экономики и права

Отделения «социология»

Курьян  О.И. 

     Проверил:

     Старший преподаватель:

     Борисова  О.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Могилев 2011. 

    Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность  анкетного опроса………………………………………………….5

2. Возможности сочетания и комбинирования различных методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса…………………………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………16

Список  использованных источников………………………………………….18 
 
 

 

    Введение: 

     Основная  масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса. Наиболее часто используемым опросным методом  является анкетирование. Само название этого метода предполагает его структуру: два крайних полюса – анкетер, то есть тот, кто непосредственно  осуществляет опрос и респондент, то есть тот, кого опрашивают – анкетируемый, а также звено, опосредующее их отношения – анкета. Большая популярность метода анкетного опроса определяется: организационными преимуществами, относительной дешевизной, содержательностью и универсальностью информации, полученной анкетным методом и так далее[2, с. 466].

     Вместе  с тем метод анкетного опроса имеет свои недостатки, На качество полученной этим методом информации влияют факторы связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему анкетирование). С другой стороны – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении анкеты и заканчивая мастерством анкетера), а так же некоторые другие факторы. Применяется множество способов преодоления влияния негативных факторов на результаты анкетного опроса, среди которых используется сочетание анкетирования с другими методами получения социологической информации. Данный способ нетолько позволяет не только повысить надежность данных, полученных в ходе анкетного опроса, но и расширить знания об изучаемом объекте. Сочетание методов сбора социологической информации так же широко используется в процессе подготовки анкетирования.

     Задачи:

  1. Рассмотреть сущность анкетного опроса;
  2. Изучить возможности сочетания и комбинирования методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса.

     Объект  исследования – анкетный опрос как  метод сбора социологической  информации.

     Предмет исследования – сочетание анкетного  опроса с другими методами сбора  социологических данных.

 

     

  1. Сущность анкетного опроса
 

     Метод анкетного опроса предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты, включающего в себя набор вопросов, определенным образом организованных и адресованных респонденту. Предметом  опроса выступают субъективно-оценочные  мнения опрошенных по поводу мотивов  их поведения, ценностных ориентаций, фактов повседневной деятельности, отношения  к внешней обстановке[1, с.16].

     Существует  несколько видов анкетных опросов[1, с.16 – 17].

     Раздаточный опрос предполагает личный контакт  социолога и респондента, когда  анкета вручается опрашиваемому  непосредственно анкетером; обеспечивает, в отличие от других видов анкетного  опроса, высокий процент возврата анкет, возможность дополнительных пояснений, устранение в ходе опроса просчетов в методике, корректировку  ошибок респондента в понимании  тех или иных формулировок анкеты. Недостаток этого вида анкетного  опроса – необходимость подготовки и использования большого числа  анкетеров и связанные с этим высокие финансовые расходы.

     Почтовый  опрос – распространение анкет  через отделения связи по почтовым адресам. Он позволяет избежать названных  выше недостатков и отличается более  высокой экономичностью. Его особенность  заключается в  возможности опрашивать респондентов, проживающих на большой  территории. Недостаток метода – в  низкой репрезентативности, поскольку  возврат анкет обычно бывает невысоким, а значит, фактическая выборка  не будет соответствовать расчетной.

     Прессовый опрос – публикация анкет в  средствах массовой информации. Он отличается экономичностью, оперативностью, возможностью одновременно опрашивать жителей как ближайших, так и  отдаленных населенных пунктов. Этот вид  анкетного опроса также характеризуется  рядом недостатков: низким процентом  возврата анкет, невысокой репрезентативностью, возможным влиянием на ответы других лиц, присутствующих при заполнении анкеты.

     Анкета  –  структурно  организованный набор вопросов,  смысл и содержание которых определяются задачами (гипотезами) социологического исследования. Композиционно анкета состоит из: вводной части (обращения к респонденту с кратким разъяснением темы исследования и техники заполнения анкеты); основной части (одного или нескольких смысловых блоков вопросов,  соответствующих  структуре  рабочей  гипотезы,  а  также «паспортички»  −  блока  вопросов,  направленных  на  получение данных  о самом  респонденте);  заключительной  части (обращения к респонденту со словами благодарности за представленную информацию). «Рабочим  материалом» для составления  вопросов  выступают  индикаторы,  полученные  в  результате  интерпретации  и  операционализации понятий.  Поскольку  вокруг  индикаторов «выстраивается»  конструкция вопросов, они (индикаторы) должны соответствовать ряду требований:

     а) быть способными зафиксировать информацию эмпирического характера;

     б) быть доступными для понимания различными категориями респондентов;

       в)  быть  полезными  для   проверки  рабочей  гипотезы[1, с.19].

     По  характеру эмпирической  информации  различают  индикаторы  следующих типов: фактический (фактологический,  констатирующий)  − индикатор,  позволяющий  регистрировать  наличие (отсутствие)  событий,  явлений,  каких-либо сторон, свойств и т.п.; количественный − индикатор, позволяющий регистрировать  количественную  характеристику  явления (частота,  размер, масштабность  свойств и  т.п.); оценочный − выраженная в  эмпирических понятиях оценка респондентом качественного состояния, степени проявления  свойств,  зрелости,  значимости  и  т.п.  событий и явлений;  прогностический − индикатор, позволяющий регистрировать субъективные представления  респондента  о  будущих  состояниях  объектов,  тенденциях  их изменений,  последствиях  событий  и  т.п. На  основе  данных  типов  могут создаваться комбинированные индикаторы. 

     Разрабатывая  анкету, важно ограничить количество проблем, включаемых в содержание вопросника. Анкета должна быть посвящена конкретной теме, быть свободной от лишних второстепенных вопросов. По структуре анкеты могут  быть самых различных видов и  форм. 

     Все вопросы, применяемые в анкете, можно классифицировать по функциям (основные и вспомогательные) и конструкции (открытые, закрытые, матричные). 

     Основные (предметные) вопросы позволяют получать информацию, необходимую для проверки рабочей гипотезы, а вопросы «паспортички»  −  получать  информацию  о  социально-экономических,  демографических  данных респондента.

     Вспомогательные (функциональные) вопросы могут быть: контактными (для  поддержания психологической  установки респондента на  составление искренних ответов на вопросы анкеты); вопросами-фильтрами (для  разделения  информации,  предоставляемой  определенными  категориями респондентов); контрольными (для проверки искренности ответов на какие-либо предыдущие вопросы);  вопросами-«ловушками» (позволяющими в целом оценить искренность и добросовестность респондента в процессе составления ответов на  вопросы анкеты. В содержании  таких вопросов обычно фигурируют события и явления, которых в реальности не было и нет). 

     Конструкции открытых вопросов характеризуются  тем, что вопросы не дополняются  наборами  вариантов ответов, как это делается при конструировании закрытых вопросов.  Достоинства и  недостатки открытых и закрытых вопросов относительны. Ответы на открытые вопросы более индивидуализированы  и  разнообразны. Они  позволяют  установить  весь спектр представлений респондента по исследуемой проблеме, что весьма важно  для  решения  задач  опросов  общественного  мнения,  разведывательных исследований и т. п. Однако результаты ответов на такие вопросы  сложнее  обрабатывать  и  интерпретировать,  чем  ответы  на  закрытые вопросы. Удобство обработки результатов применения  закрытых вопросов  дополняется  также  возможностями  с  их  помощью направить исследование  вглубь.  Однако  при  этом  несколько  ограничивается  самостоятельность респондента, «огрубляются» их ответы. В известной мере  эти трудности  преодолеваются  применением полузакрытых  вопросов,  в которых  кроме  предлагаемых  вариантов  ответов  резервируются  позиции

(коды) для произвольных ответов. 

     Разновидностями  закрытых  и  полузакрытых  вопросов   могут  быть альтернативные, неальтернативные, матричные вопросы. 

     Альтернативный  вопрос −  вопрос, шкала которого допускает выбор только  одного  варианта  ответа  из  предлагаемых (выбор  респондентом двух и более  вариантов  порождает противоречивость ответа).  Неальтернативный   (вариативный  вопрос  или  вопрос-меню) –  вопрос, шкала которого допускает выбор нескольких вариантов ответов из предлагаемых (выбор респондентом даже всех вариантов не будет порождать противоречивость ответа).

     Матричный вопрос, − сведенный в таблицу набор однотипных по конструкции закрытых (полузакрытых) вопросов, снабженных общей шкалой. 

     Строго  установленных  норм,  регламентирующих  количество  вопросов, включаемых в анкету (опросный лист),  нет. Однако опыт подсказывает, что оптимальный вариант может представлять анкета, состоящая из 20 − 25 вопросов (до 150 − 180 позиций ответов). В  зависимости от  содержания  и  структуры  гипотезы   анкета  может  быть  разбита  на  блоки вопросов (по 3 − 6 для проверки каждой слагаемой основной гипотезы).

     Состав  «паспортички»  определяется  тем,   какие  социально-экономические  и  демографические  показатели  респондентов  предположительно могут повлиять  на разброс их мнений по основным вопросам (это еще одна «технологическая» гипотеза исследования)[1, с.21 – 22].

     Такова  основная характеристика анкетного  метода сбора социологических данных. Однако в ходе подготовки и проведения анкетирования может обнаружиться нехватка данных или необходимость  их проверки, тогда используется сочетание  анкетного метода опроса с другими  методами сбора социологической  информации.

 

  1. Возможности сочетания и комбинирования методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса.
 
 

     Анкетирование – метод опосредованного сбора  информации в форме

ответов  на  вопросы  анкеты (опросного  листа).  Анкетирование  может  проводиться  с  помощью  различных  средств:  бумажных  анкет,  распространяемых организаторами исследования (анкетерами) или распространяемых по почте; анкет, распространяемых с помощью аудио-, видеотехники, СМИ (газет, журналов,  радио,  телевидения, Интернета)  и  по  другим каналам[3, c.140]. В процессе подготовки анкетного опроса, с целью уяснения предмета исследования и изучения уже имеющихся данных о предмете изучения, а так же после проведения анкетирования, с целью проверки надежности, полученных данных, социологи часто используют дополнительные методы сбора социологической информации.

     Оперативное исследование начинается с получения задания и с уяснения задачи, предварительные беседы с заказчиком – это уже не что иное, как использование метода опроса. Затем следует логический анализ предмета изучения, в ходе которого осуществляется опрос лиц, входящих в исследовательскую экспертную группу. Все это позволяет в короткие сроки познать, проблемную ситуацию, понять смысл и истоки происходящих событий. Однако этого может оказаться недостаточно, так как аспект возникновения изучаемого противоречия прослеживается несколько односторонне, на базе субъективных оценок. Очевидно, немаловажен в процессе выявления корней проблемной ситуации и такой источник информации, как документы. Их анализ позволяет заглянуть в прошлое. Отбор документов также может осуществляться с помощью опроса экспертов, каждый из которых отвечает на вопрос социологов: «В каких документах, на Ваш взгляд, можно найти материалы по изучаемой нами проблеме?» Мнения экспертов суммируются и усредняются. К работе привлекаются в первую очередь те документы, которые получили более 50% выбора экспертов [2, c. 537].

Информация о работе Сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологической информации