Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:36, реферат
Задачи:
1.Рассмотреть сущность анкетного опроса;
2.Изучить возможности сочетания и комбинирования методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса.
Объект исследования – анкетный опрос как метод сбора социологической информации.
Предмет исследования – сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологических данных.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность анкетного опроса………………………………………………….5
2. Возможности сочетания и комбинирования различных методов сбора информации на разных этапах подготовки и проведения анкетного опроса…………………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников………………………………………….18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.А.
КУЛЕШОВА»
Сочетание
анкетного опроса
с другими методами
сбора социологической
информации
Реферат студентки 3 курса
Факультета экономики и права
Отделения «социология»
Курьян
О.И.
Проверил:
Старший преподаватель:
Борисова
О.В.
Могилев
2011.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Сущность
анкетного опроса……………………………………
2. Возможности
сочетания и комбинирования различных
методов сбора информации на разных этапах
подготовки и проведения анкетного опроса………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………….18
Введение:
Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса. Наиболее часто используемым опросным методом является анкетирование. Само название этого метода предполагает его структуру: два крайних полюса – анкетер, то есть тот, кто непосредственно осуществляет опрос и респондент, то есть тот, кого опрашивают – анкетируемый, а также звено, опосредующее их отношения – анкета. Большая популярность метода анкетного опроса определяется: организационными преимуществами, относительной дешевизной, содержательностью и универсальностью информации, полученной анкетным методом и так далее[2, с. 466].
Вместе с тем метод анкетного опроса имеет свои недостатки, На качество полученной этим методом информации влияют факторы связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему анкетирование). С другой стороны – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении анкеты и заканчивая мастерством анкетера), а так же некоторые другие факторы. Применяется множество способов преодоления влияния негативных факторов на результаты анкетного опроса, среди которых используется сочетание анкетирования с другими методами получения социологической информации. Данный способ нетолько позволяет не только повысить надежность данных, полученных в ходе анкетного опроса, но и расширить знания об изучаемом объекте. Сочетание методов сбора социологической информации так же широко используется в процессе подготовки анкетирования.
Задачи:
Объект исследования – анкетный опрос как метод сбора социологической информации.
Предмет исследования – сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологических данных.
Метод
анкетного опроса предполагает сбор
данных с помощью бланка анкеты,
включающего в себя набор вопросов,
определенным образом организованных
и адресованных респонденту. Предметом
опроса выступают субъективно-
Существует несколько видов анкетных опросов[1, с.16 – 17].
Раздаточный опрос предполагает личный контакт социолога и респондента, когда анкета вручается опрашиваемому непосредственно анкетером; обеспечивает, в отличие от других видов анкетного опроса, высокий процент возврата анкет, возможность дополнительных пояснений, устранение в ходе опроса просчетов в методике, корректировку ошибок респондента в понимании тех или иных формулировок анкеты. Недостаток этого вида анкетного опроса – необходимость подготовки и использования большого числа анкетеров и связанные с этим высокие финансовые расходы.
Почтовый
опрос – распространение анкет
через отделения связи по почтовым
адресам. Он позволяет избежать названных
выше недостатков и отличается более
высокой экономичностью. Его особенность
заключается в возможности опрашивать
респондентов, проживающих на большой
территории. Недостаток метода – в
низкой репрезентативности, поскольку
возврат анкет обычно бывает невысоким,
а значит, фактическая выборка
не будет соответствовать
Прессовый опрос – публикация анкет в средствах массовой информации. Он отличается экономичностью, оперативностью, возможностью одновременно опрашивать жителей как ближайших, так и отдаленных населенных пунктов. Этот вид анкетного опроса также характеризуется рядом недостатков: низким процентом возврата анкет, невысокой репрезентативностью, возможным влиянием на ответы других лиц, присутствующих при заполнении анкеты.
Анкета – структурно организованный набор вопросов, смысл и содержание которых определяются задачами (гипотезами) социологического исследования. Композиционно анкета состоит из: вводной части (обращения к респонденту с кратким разъяснением темы исследования и техники заполнения анкеты); основной части (одного или нескольких смысловых блоков вопросов, соответствующих структуре рабочей гипотезы, а также «паспортички» − блока вопросов, направленных на получение данных о самом респонденте); заключительной части (обращения к респонденту со словами благодарности за представленную информацию). «Рабочим материалом» для составления вопросов выступают индикаторы, полученные в результате интерпретации и операционализации понятий. Поскольку вокруг индикаторов «выстраивается» конструкция вопросов, они (индикаторы) должны соответствовать ряду требований:
а) быть способными зафиксировать информацию эмпирического характера;
б) быть доступными для понимания различными категориями респондентов;
в) быть полезными для проверки рабочей гипотезы[1, с.19].
По характеру эмпирической информации различают индикаторы следующих типов: фактический (фактологический, констатирующий) − индикатор, позволяющий регистрировать наличие (отсутствие) событий, явлений, каких-либо сторон, свойств и т.п.; количественный − индикатор, позволяющий регистрировать количественную характеристику явления (частота, размер, масштабность свойств и т.п.); оценочный − выраженная в эмпирических понятиях оценка респондентом качественного состояния, степени проявления свойств, зрелости, значимости и т.п. событий и явлений; прогностический − индикатор, позволяющий регистрировать субъективные представления респондента о будущих состояниях объектов, тенденциях их изменений, последствиях событий и т.п. На основе данных типов могут создаваться комбинированные индикаторы.
Разрабатывая анкету, важно ограничить количество проблем, включаемых в содержание вопросника. Анкета должна быть посвящена конкретной теме, быть свободной от лишних второстепенных вопросов. По структуре анкеты могут быть самых различных видов и форм.
Все вопросы, применяемые в анкете, можно классифицировать по функциям (основные и вспомогательные) и конструкции (открытые, закрытые, матричные).
Основные (предметные) вопросы позволяют получать информацию, необходимую для проверки рабочей гипотезы, а вопросы «паспортички» − получать информацию о социально-экономических, демографических данных респондента.
Вспомогательные (функциональные) вопросы могут быть: контактными (для поддержания психологической установки респондента на составление искренних ответов на вопросы анкеты); вопросами-фильтрами (для разделения информации, предоставляемой определенными категориями респондентов); контрольными (для проверки искренности ответов на какие-либо предыдущие вопросы); вопросами-«ловушками» (позволяющими в целом оценить искренность и добросовестность респондента в процессе составления ответов на вопросы анкеты. В содержании таких вопросов обычно фигурируют события и явления, которых в реальности не было и нет).
Конструкции открытых вопросов характеризуются тем, что вопросы не дополняются наборами вариантов ответов, как это делается при конструировании закрытых вопросов. Достоинства и недостатки открытых и закрытых вопросов относительны. Ответы на открытые вопросы более индивидуализированы и разнообразны. Они позволяют установить весь спектр представлений респондента по исследуемой проблеме, что весьма важно для решения задач опросов общественного мнения, разведывательных исследований и т. п. Однако результаты ответов на такие вопросы сложнее обрабатывать и интерпретировать, чем ответы на закрытые вопросы. Удобство обработки результатов применения закрытых вопросов дополняется также возможностями с их помощью направить исследование вглубь. Однако при этом несколько ограничивается самостоятельность респондента, «огрубляются» их ответы. В известной мере эти трудности преодолеваются применением полузакрытых вопросов, в которых кроме предлагаемых вариантов ответов резервируются позиции
(коды) для произвольных ответов.
Разновидностями закрытых и полузакрытых вопросов могут быть альтернативные, неальтернативные, матричные вопросы.
Альтернативный вопрос − вопрос, шкала которого допускает выбор только одного варианта ответа из предлагаемых (выбор респондентом двух и более вариантов порождает противоречивость ответа). Неальтернативный (вариативный вопрос или вопрос-меню) – вопрос, шкала которого допускает выбор нескольких вариантов ответов из предлагаемых (выбор респондентом даже всех вариантов не будет порождать противоречивость ответа).
Матричный вопрос, − сведенный в таблицу набор однотипных по конструкции закрытых (полузакрытых) вопросов, снабженных общей шкалой.
Строго установленных норм, регламентирующих количество вопросов, включаемых в анкету (опросный лист), нет. Однако опыт подсказывает, что оптимальный вариант может представлять анкета, состоящая из 20 − 25 вопросов (до 150 − 180 позиций ответов). В зависимости от содержания и структуры гипотезы анкета может быть разбита на блоки вопросов (по 3 − 6 для проверки каждой слагаемой основной гипотезы).
Состав «паспортички» определяется тем, какие социально-экономические и демографические показатели респондентов предположительно могут повлиять на разброс их мнений по основным вопросам (это еще одна «технологическая» гипотеза исследования)[1, с.21 – 22].
Такова
основная характеристика анкетного
метода сбора социологических данных.
Однако в ходе подготовки и проведения
анкетирования может
Анкетирование – метод опосредованного сбора информации в форме
ответов на вопросы анкеты (опросного листа). Анкетирование может проводиться с помощью различных средств: бумажных анкет, распространяемых организаторами исследования (анкетерами) или распространяемых по почте; анкет, распространяемых с помощью аудио-, видеотехники, СМИ (газет, журналов, радио, телевидения, Интернета) и по другим каналам[3, c.140]. В процессе подготовки анкетного опроса, с целью уяснения предмета исследования и изучения уже имеющихся данных о предмете изучения, а так же после проведения анкетирования, с целью проверки надежности, полученных данных, социологи часто используют дополнительные методы сбора социологической информации.
Оперативное исследование начинается с получения задания и с уяснения задачи, предварительные беседы с заказчиком – это уже не что иное, как использование метода опроса. Затем следует логический анализ предмета изучения, в ходе которого осуществляется опрос лиц, входящих в исследовательскую экспертную группу. Все это позволяет в короткие сроки познать, проблемную ситуацию, понять смысл и истоки происходящих событий. Однако этого может оказаться недостаточно, так как аспект возникновения изучаемого противоречия прослеживается несколько односторонне, на базе субъективных оценок. Очевидно, немаловажен в процессе выявления корней проблемной ситуации и такой источник информации, как документы. Их анализ позволяет заглянуть в прошлое. Отбор документов также может осуществляться с помощью опроса экспертов, каждый из которых отвечает на вопрос социологов: «В каких документах, на Ваш взгляд, можно найти материалы по изучаемой нами проблеме?» Мнения экспертов суммируются и усредняются. К работе привлекаются в первую очередь те документы, которые получили более 50% выбора экспертов [2, c. 537].
Информация о работе Сочетание анкетного опроса с другими методами сбора социологической информации