Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа
Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично.
Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих - характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных "потребителей" (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования.
Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые состоят на социальном обслуживании, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество. Поэтому в настоящее время требования к профессиональной подготовке кадров для социальной работы возрастают по мере расширения сети учреждений, оказывающих социальные и медико-социальные услуги нуждающимся категориям населения.
Введение 3
Теоретическая часть
1. Системный подход к развитию персонала в социальной сфере 5
Практическая часть
2. Анализ деятельности социально реабилитационного центра для несовершеннолетних 11
3. Системный подход к развитию персонала в СРЦ 14
Заключение 23 Список использованных источников 24
Приложение №1 25
2.1.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО
ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Социально-
Цель работы СРЦ заключается в комплексной реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в оказании им социально правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи, в содействии возвращению ребенка в семью или лицам ее заменяющим, в том числе в приемную семью.
В социально-реабилитационный центр поступают дети в возрасте от 3 до 18 лет оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в социально-опасном положении или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
По данным Администрации Ставропольского района, на территории района более двухсот детей проживают в неблагополучных, педагогически несостоятельных семьях.
СРЦ рассчитан на 25 детей. За 10 лет работы через Центр прошло более 600 несовершеннолетних. За последние 3 года туда было направлено 207 детей, причем более 90% это дети Ставропольского района.
Направляются они в Центр Отделом семьи, материнства и детства Администрации Ставропольского района по заключению Центра "Семья", а также по ходатайству администраций школ района, администраций Волостей, по заявлению родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей составили за последние три года соответственно 19,8%, 23,3% и 19,5% от общего количества воспитанников.
Неблагоприятные условия, в которых проживали дети, сказываются как на их психическом состоянии, так и на физическом. Поэтому, можно выделить несколько основных проблем, с которыми дети поступают в СРЦ:
Таким образом, дети имеют многочисленные сложные психологические, поведенческие и социальные проблемы, педагогически запущены, отстают в развитии. Многие проблемы решаемы полностью либо частично компенсируемы.
Исходя из специфики учреждения, общей цели СРЦ, контингента воспитанников, их проблем перед коллективом центра ставятся следующие задачи:
Социально-
Наличие
такого рода учреждения позволяет по выявлении
несовершеннолетних, потерявших связь
с родителями, поместить их в нормальные
условия содержания, психологически подготовить
к проживанию в другой семье или государственном
воспитательном учреждении, провести
мероприятия по психологической, педагогической
коррекции, социальной реабилитации; более
рационально решить проблемы жизнеустройства
детей.
2.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА
Общеизвестно,
что профессия социального
Выше говорилось, что существуют и совершенствуются 9 систем развития персонала. Теперь мы рассмотрим как они реализуются в СРЦ.
Для
эффективной организации
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленных на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков социальных педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в СРЦ.
Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций заместитель заведующего по УВР ориентируется на возможности организации, уровень его работы, а также индивидуальные особенности социальных педагогов. Он отбирает темы для консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультаций прежде всего зависит: от годовых задач; интересов педагогов; трудностей, который испытывают педагоги в работе.
Учителя условно делятся на небольшие группы:
- опытные воспитатели и молодые специалисты;
-
с высшим или средним
- без специального образования.
Для каждой группы определяются свои формы и методы. При проведении консультаций очень важно вести себя свободно, владеть грамотной речью, необходимы такие качества, как гибкий ум, твердая память, обширные интересы, остроумие, эмоциональность, общительность и контактность. Если педагоги нервничают или стесняются, непринужденность руководителя, который проводит консультацию, должна успокаивать их.
Для
консультации характерна монологическая
форма преподнесения новой
Работа с перфокартами или тестовыми заданиями, что бы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами можно проводить на педсовете.
Оценка
удовлетворенности работой. Методика
позволяет с достаточной
Здесь требуется заполнить 14 утверждений и 5 вариантов ответов по шкале оценок от 1 до 5.
№ | Ваша удовлетворенность | Вполне удовл-ен | Удовл-ен | Не вполне удовл-ен | Не
удовл-ен |
Крайне не удовл-ен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Предприятием, где вы работаете | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Физическими условиями труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Работой | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Слаженностью действий работников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Стилем руководства вашего начальника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Профессиональной компетенцией вашего начальника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Зарплатой (соответствие с трудозатратами) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Зарплатой ( в сравнении с тем, сколько за такую же работу платят на других предприятиях) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Служебным (профессиональным) продвижением | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Возможности карьерного роста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Тем, как вы можете использовать свой опыт и способности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Требованиями к вашему интеллекту | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | Длительностью рабочего дня | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14 | В какой степени ваша удовлетворенность работой повлияла бы на ваше решение, если бы вы искали другую работу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Далее полученные баллы суммируются. По результатам анкеты можно набрать от14 до 70 балов.
15-20 вполне удовлетворен работой
21-32 удовлетворен
33-44 не вполне удовлетворен
45-60 крайне не удовлетворен
Для любой организации актуальным в отношении управления коллективом является определение блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации сотрудников СРЦ педагог-психолог проводит направленное исследование с целью выявления психологических особенностей мотивации трудового коллектива.
Задачами исследования ставятся:
- подобрать и апробировать диагностический материал,
- выявить особенности мотивации сотрудников СРЦ
-
проанализировать полученные
Для решения задач используются следующие методики:
- методика «Q-сортировка»
-
оценка характеристик
- оценка удовлетворенности работой
-
диагностика мотивационной
Методика «Q-сортировка»: испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения ил названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Также вместо карточек иногда предается тест-опросник с высказываниями.
Достоинством этой методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «я», а не «соответствие - несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических). Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремления к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами. Тенденция принятия «борьбы» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность этой тенденции, избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может внутренне присущей индивиду, а может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.
Информация о работе Системный подход к развитию персонала в социальной сфере