Системный подход к развитию персонала в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично.
Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих - характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных "потребителей" (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования.
Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые состоят на социальном обслуживании, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество. Поэтому в настоящее время требования к профессиональной подготовке кадров для социальной работы возрастают по мере расширения сети учреждений, оказывающих социальные и медико-социальные услуги нуждающимся категориям населения.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть
1. Системный подход к развитию персонала в социальной сфере 5
Практическая часть
2. Анализ деятельности социально реабилитационного центра для несовершеннолетних 11
3. Системный подход к развитию персонала в СРЦ 14
Заключение 23 Список использованных источников 24
Приложение №1 25

Работа содержит 1 файл

курсовая системный подхолд к развитию персонала в соц сфере.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     2.1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ                                                                                    

     Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ставропольского  района (далее - СРЦ) был создан 26 мая 1995 года и вошел в структуру  учреждений социального обслуживания семьи при Отделе по вопросам семьи, материнства и детства Администрации  Ставропольского района.

     Цель  работы СРЦ заключается в комплексной  реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях, находящихся  в социально-опасном положении, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, в оказании им социально правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи, в содействии возвращению ребенка в семью или лицам ее заменяющим, в том числе в приемную семью.

     В социально-реабилитационный центр  поступают дети в возрасте от 3 до 18 лет оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в социально-опасном положении или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

     По  данным Администрации Ставропольского  района, на территории района более  двухсот детей проживают в  неблагополучных, педагогически несостоятельных  семьях.

     СРЦ рассчитан на 25 детей. За 10 лет работы через Центр прошло более 600 несовершеннолетних. За последние 3 года туда было направлено 207 детей, причем более 90% это дети Ставропольского  района.

     Направляются  они в Центр Отделом семьи, материнства и детства Администрации Ставропольского района по заключению Центра "Семья", а также по ходатайству администраций школ района, администраций Волостей, по заявлению родителей.

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей составили за последние  три года соответственно 19,8%, 23,3% и 19,5% от общего количества воспитанников.

     Неблагоприятные условия, в которых проживали  дети, сказываются как на их психическом  состоянии, так и на физическом. Поэтому, можно выделить несколько основных проблем, с которыми дети поступают в СРЦ:

    • психологические нарушения встречаются у 100% детей (повышенная тревожность, агрессия, неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость, задержка психического развития, умственная отсталость, что во многих случаях создает значительные трудности в процессе реабилитации);
    • школьная дезадаптация (низкая успеваемость, частые пропуски школьных занятий, несформированность учебной деятельности, также встречаются в различной степени у 100% детей школьного возраста);
    • ограниченный круг интересов, узкий кругозор, скудный запас знаний;
    • несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
    • несформированность навыков культурного поведения;
    • несформированность коммуникативных навыков;
    • ослабленное здоровье.

     Таким образом, дети имеют многочисленные сложные психологические, поведенческие и социальные проблемы, педагогически запущены, отстают в развитии. Многие проблемы решаемы полностью либо частично компенсируемы.

     Исходя  из специфики учреждения, общей цели СРЦ, контингента воспитанников, их проблем перед коллективом центра ставятся следующие задачи:

    • обеспечение кадровых, материально-бытовых условий (приближенных к домашним) для временного проживания несовершеннолетних на полном государственном обеспечении, укрепление материально-технической базы Центра;
    • обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-правовой, психологической, педагогической, медицинской помощи несовершеннолетним на основе индивидуальных программ реабилитации, программы "Помоги себе сам", включающих трудовой, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты, передача опыта социального поведения;
    • предоставление несовершеннолетним в период пребывания в Центре возможности посещать образовательные учреждения, обучаться по интегрированным программам, оказание содействия в профессиональном обучении;
    • взаимодействие с районным отделом по вопросам семьи, материнства и детства, с Центром "Семья" по вопросам определения правового статуса несовершеннолетних, проблемам дальнейшего жизнеустройства.

     Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних призван  выполнять следующие функции:

    • обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз;
    • защита законных прав и интересов ребенка;
    • снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния;
    • диагностика;
    • адаптация ребенка к жизни в социально-здоровой среде;
    • восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности;
    • восстановление или компенсация социальных связей.

     Наличие такого рода учреждения позволяет по выявлении несовершеннолетних, потерявших связь с родителями, поместить их в нормальные условия содержания, психологически подготовить к проживанию в другой семье или государственном воспитательном учреждении, провести мероприятия по психологической, педагогической коррекции, социальной реабилитации; более рационально решить проблемы жизнеустройства детей. 

     2.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  К РАЗВИТИЮ  ПЕРСОНАЛА

     Общеизвестно, что профессия социального работника  как и профессия педагога—одна  из наиболее энергоёмких, и наиболее низкооплачиваемых. Поэтому  руководству реабилитационного центра приходится прикладывать немало усилий, чтобы сохранить коллектив.

     Выше  говорилось, что существуют и совершенствуются 9 систем развития персонала. Теперь мы рассмотрим как они реализуются в СРЦ.

  1. Система развития знаний, навыков и умений.

     Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса  в СРЦ необходимая  высокая профессиональная компетентность социальных педагогов. Пройдя через  разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.

     Методическая  работа – часть целостной системы  непрерывного образования, направленных на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков социальных педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в СРЦ.

     Наиболее  распространенной формой методической работы с активным включением педагогов  в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций заместитель заведующего по УВР ориентируется на возможности организации, уровень его работы, а также индивидуальные особенности социальных педагогов. Он отбирает темы для консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультаций прежде всего зависит: от годовых задач; интересов педагогов; трудностей, который испытывают педагоги в работе.

     Учителя условно делятся на небольшие  группы:

     - опытные воспитатели и молодые  специалисты;

     - с высшим или средним специальным  образованием;

     - без специального образования.

     Для каждой группы определяются свои формы  и методы. При проведении консультаций очень важно вести себя свободно, владеть грамотной речью, необходимы такие качества, как гибкий ум, твердая  память, обширные интересы, остроумие, эмоциональность, общительность и контактность. Если педагоги нервничают или стесняются, непринужденность руководителя, который проводит консультацию, должна успокаивать их.

     Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение  и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей ,используют активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаются следующие задания.

       Работа с перфокартами или  тестовыми заданиями, что бы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами можно проводить на педсовете.

  1. Система улучшения условий труда и отдыха;

     Оценка  удовлетворенности работой. Методика позволяет с достаточной степенью достоверности диагностировать  уровень удовлетворенности сотрудника психологической комфортностью  условиями труда внутри коллектива, содержанием деятельности, взаимоотношениями с руководством и коллегами ,возможность профессионального роста.

     Здесь требуется заполнить 14 утверждений  и 5 вариантов ответов по шкале  оценок от 1 до 5.

Ваша удовлетворенность  Вполне удовл-ен Удовл-ен Не вполне удовл-ен Не 

удовл-ен

Крайне не удовл-ен
1 2 3 4 5 6 7
1 Предприятием, где вы работаете 1 2 3 4 5
2 Физическими условиями  труда 1 2 3 4 5
3 Работой 1 2 3 4 5
4 Слаженностью  действий работников 1 2 3 4 5
5 Стилем руководства  вашего начальника 1 2 3 4 5
6 Профессиональной  компетенцией вашего начальника 1 2 3 4 5
7 Зарплатой (соответствие с трудозатратами) 1 2 3 4 5
8 Зарплатой ( в  сравнении с тем, сколько за такую  же работу платят на других предприятиях) 1 2 3 4 5
9 Служебным (профессиональным) продвижением 1 2 3 4 5
10 Возможности карьерного роста 1 2 3 4 5
11 Тем, как вы можете использовать свой опыт и способности 1 2 3 4 5
12 Требованиями  к вашему интеллекту 1 2 3 4 5
13 Длительностью рабочего дня 1 2 3 4 5
14 В какой степени  ваша удовлетворенность работой  повлияла бы на ваше решение, если бы вы искали другую работу 1 2 3 4 5

     Далее полученные баллы  суммируются. По результатам  анкеты можно набрать от14 до 70 балов.

     15-20 вполне удовлетворен работой

     21-32 удовлетворен

     33-44 не вполне удовлетворен

     45-60 крайне не удовлетворен

  1. Система развития содержания труда;
  2. Система развития мотивации.

     Для любой организации актуальным в  отношении управления коллективом  является определение блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации сотрудников СРЦ   педагог-психолог проводит направленное исследование с целью выявления психологических особенностей мотивации трудового коллектива. 

     Задачами  исследования ставятся:

     - подобрать и апробировать диагностический материал,

     - выявить особенности мотивации  сотрудников СРЦ

     -  проанализировать полученные результаты.

     Для решения задач используются следующие методики:

     - методика «Q-сортировка»

     - оценка характеристик коллектива

     - оценка удовлетворенности работой

     - диагностика мотивационной структуры  личности.

     Методика  «Q-сортировка»: испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения ил названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Также вместо карточек иногда предается тест-опросник с высказываниями.

     Достоинством  этой методики является то, что при  работе с ней испытуемый проявляет  свою индивидуальность, т.е. реальное «я», а не «соответствие - несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.

     Методика  позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека  в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

     Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических). Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремления к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами. Тенденция принятия «борьбы» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность этой тенденции, избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых  спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может внутренне присущей индивиду, а может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. 

Информация о работе Системный подход к развитию персонала в социальной сфере