Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:36, реферат
Концепция образования и воспитания была предложена германским социологом Н. Луманом, автором системно-функциональной теории общества.
Луман после выхода в свет в 1984 г. монографии «Социальная система. Очерк общей теории» задался целью применить разработанную им социологическую теорию к анализу различных функциональных подсистем общества – экономики, науки, права, искусства, политики, религии, а также воспитания. Итогом предпринятого Луманом многолетнего анализа воспитания с позиции разработанного им теоретико-методологического подхода стала монография, изданная в 2002 г. (уже после смерти социолога) под редакцией его младшего коллеги и соавтора Д. Ленцена [5] . Его
выделяется
самоописание – коммуникационный уровень.
Применительно к воспитанию таким воплощением
ее коммуникационного/
исследователь, только при условии окончательного выделения общественного/коммуникативного уровня воспитания становится возможным развитие педагогики как теории рефлексии [5, S. 201].
Педагогика
разрабатывает собственное
Lernens). Эта воспитательная цель ориентирует индивида на изучение всего, что доступно для изучения, и на необходимость дальнейшего непрерывного обучения в будущем [5, S. 94].
Окончательное выделение воспитания позволяет определить отношения с другими функциональными подсистемами общества. Рассмотрим это на примере отношения ее с экономикой. Экономика релевантна для воспитания лишь как сфера занятости выпускников учебных заведений. Основное противоречие возникает в результате несоответствия между долгосрочностью планирования жизненного пути и краткосрочностью экономических флуктуаций. С одной стороны, воспитание обеспечивает подготовку к определенной профессии, а значит, предоставляемое ею образование не может быть слишком отвлеченным от практики. Однако, с
другой стороны, воспитание призвано учитывать возможность будущего изменения в содержании профессиональной деятельности. В этих условиях общее планирование образования оказывается невозможным даже при посредничестве государства. Оно способно лишь разработать программы
образовательных реформ, опирающиеся на часто противоречащие друг другу принципы генерализации и спецификации. В целом, для воспитания отношения с экономикой принимают парадоксальную форму в связи с противоречиями между двумя взаимоисключающими принципами
планирования образовательной реформы [5, S. 125-126].
Итак, в рамках
системно-функционального
Следует подчеркнуть преимущества лумановского подхода для решения актуальных проблем социологии образования. Прежде всего, необходимо отметить, что в нем обретают свое определение и операционализацию основные для социологии образования понятия – социализация, воспитание, образование. В фокусе социологического анализа Лумана воспитание
реализуется как целенаправленная социализация, осуществляемая посредством коммуникации. В рамках лумановского подхода получает свое решение проблема различения формального и неформального образования. Неформальное образование – это воспитание, осуществляемое на уровне интеракции в других общественных структурах – семье, науке. С позиции лумановского подхода появление концепций «непрерывного образования», «общества знания» свидетельствуют о функциональной дифференциации воспитания – расширения его внутренней среды, охватывающей все более широкие круги общества. Соответственно, исследование этих тенденций помогает понять соотношение с такими субдисциплинами, как, например, «социология образования взрослых».
Обращение
к системно-функциональному
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осипов
А.М. Социология образования:
2. Шаронова
С.А. Попытка систематизации
образования// Актуальные проблемы образования: Сборник научных
трудов. Науч. ред. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. М., 2003.
3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005.
4. Невеждетская Е.А. Образование как социальный институт: специфика
управления.// Вестник РУДН. Серия «Социология». М., 2003. № 1 (4).
5. Luhmann N., Lenzen D. (Hg.) Das Erziehungssystem der Gesellschaft. F/M.,
2002.
6. Luhmann N. Soziologische Aufklärung 4. Beiträge zur funktionalen
Differenzierung der Gesellschaft. F/M., 1987.