Системно-функциональный подход Н.Лумана

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:36, реферат

Описание работы

Концепция образования и воспитания была предложена германским социологом Н. Луманом, автором системно-функциональной теории общества.
Луман после выхода в свет в 1984 г. монографии «Социальная система. Очерк общей теории» задался целью применить разработанную им социологическую теорию к анализу различных функциональных подсистем общества – экономики, науки, права, искусства, политики, религии, а также воспитания. Итогом предпринятого Луманом многолетнего анализа воспитания с позиции разработанного им теоретико-методологического подхода стала монография, изданная в 2002 г. (уже после смерти социолога) под редакцией его младшего коллеги и соавтора Д. Ленцена [5] . Его

Работа содержит 1 файл

социология реферат луман.docx

— 28.01 Кб (Скачать)

выделяется  самоописание – коммуникационный уровень. Применительно к воспитанию таким воплощением ее коммуникационного/общественного уровня выступает педагогика как своего рода тематическое описание общества  (ее формирование Луман относит    к XVIII  в.).  Как подчеркивает

исследователь,  только при условии окончательного выделения общественного/коммуникативного уровня воспитания становится возможным развитие педагогики как теории рефлексии [5, S. 201].

Педагогика  разрабатывает собственное определение  воспитательного замысла,  изменяя тем самым прежнее содержание формулы контингенции «образование».  Воспитательная цель обозначается уже не как освоение научных знаний,  а как обретение  «способности к обучению» (Lernen des

Lernens). Эта воспитательная цель ориентирует индивида на изучение всего, что доступно для изучения, и на необходимость дальнейшего непрерывного обучения в будущем [5, S. 94].

Окончательное выделение воспитания позволяет  определить отношения с другими функциональными подсистемами общества. Рассмотрим это на примере отношения ее с экономикой.  Экономика релевантна для воспитания лишь как   сфера занятости выпускников учебных заведений.  Основное противоречие возникает в результате несоответствия между долгосрочностью планирования жизненного пути и краткосрочностью экономических флуктуаций.  С одной стороны,  воспитание обеспечивает подготовку к определенной профессии, а значит,   предоставляемое ею образование не может быть слишком отвлеченным от практики.  Однако,  с

другой стороны,  воспитание призвано учитывать возможность  будущего изменения в содержании профессиональной деятельности.  В этих условиях общее планирование образования оказывается невозможным даже при посредничестве государства.  Оно способно лишь разработать программы

образовательных реформ, опирающиеся на часто противоречащие друг другу принципы генерализации и спецификации.  В целом,  для воспитания отношения с экономикой принимают парадоксальную форму в связи с противоречиями между двумя взаимоисключающими принципами

планирования  образовательной реформы [5, S. 125-126].

Итак, в рамках системно-функционального подхода  Лумана воспитание анализируется как общественная подсистема,  осуществляющая специфическую функцию.  Эта функция реализуется на трех уровнях – интерактивном,  организационном и коммуникативном/общественном.

Следует подчеркнуть  преимущества лумановского подхода для решения актуальных проблем социологии образования.  Прежде всего,  необходимо отметить,  что в нем обретают свое определение и операционализацию основные для социологии образования понятия – социализация, воспитание, образование.  В фокусе социологического анализа Лумана воспитание

реализуется как целенаправленная социализация,  осуществляемая посредством коммуникации. В рамках лумановского подхода получает свое решение проблема различения формального и неформального образования. Неформальное образование –  это воспитание,  осуществляемое на уровне интеракции в других общественных структурах    –  семье,  науке.  С позиции лумановского подхода    появление концепций «непрерывного образования», «общества знания»  свидетельствуют о функциональной дифференциации воспитания –  расширения его внутренней среды,  охватывающей все более широкие круги общества.  Соответственно,  исследование этих тенденций помогает понять соотношение с такими  субдисциплинами,  как,  например, «социология образования взрослых».  

Обращение к системно-функциональному подходу  Лумана открывает перспективу решения и центральной теоретико-методологической проблемы социологии образования – определения ее предмета. Как системы воспитания на интерактивном,  организационном и коммуникативном уровнях функционирования в связи с другими общественными подсистемами (политика, экономика, наука, право, искусство). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Осипов  А.М. Социология образования: очерки теории.  Ростов н/Д., 2006.

2. Шаронова  С.А.  Попытка систематизации представлений  о функциях

образования//   Актуальные проблемы образования:  Сборник научных

трудов. Науч. ред. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. М., 2003.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005.

4. Невеждетская Е.А. Образование как социальный институт:  специфика

управления.// Вестник РУДН. Серия «Социология». М., 2003. № 1 (4).

5. Luhmann N., Lenzen D. (Hg.) Das Erziehungssystem der Gesellschaft. F/M.,

2002.

6. Luhmann N. Soziologische Aufklärung 4. Beiträge zur funktionalen

Differenzierung der Gesellschaft. F/M., 1987.

Информация о работе Системно-функциональный подход Н.Лумана