Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:36, реферат
Концепция образования и воспитания была предложена германским социологом Н. Луманом, автором системно-функциональной теории общества.
Луман после выхода в свет в 1984 г. монографии «Социальная система. Очерк общей теории» задался целью применить разработанную им социологическую теорию к анализу различных функциональных подсистем общества – экономики, науки, права, искусства, политики, религии, а также воспитания. Итогом предпринятого Луманом многолетнего анализа воспитания с позиции разработанного им теоретико-методологического подхода стала монография, изданная в 2002 г. (уже после смерти социолога) под редакцией его младшего коллеги и соавтора Д. Ленцена [5] . Его
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НА ТЕМУ: «Системно-функциональный
подход
Н.Лумана»
Подлубная Оксана Владимировна
студентка 3 курса, группы «Б»
Легенина Татьяна
Багировна
Ставрополь,
2011 г.
Концепция образования и воспитания была предложена германским социологом Н. Луманом, автором системно-функциональной теории общества.
Луман после выхода в свет в 1984 г. монографии «Социальная система. Очерк общей теории» задался целью применить разработанную им социологическую теорию к анализу различных функциональных подсистем общества – экономики, науки, права, искусства, политики, религии, а также воспитания. Итогом предпринятого Луманом многолетнего анализа воспитания с позиции разработанного им теоретико-методологического подхода стала монография, изданная в 2002 г. (уже после смерти социолога) под редакцией его младшего коллеги и соавтора Д. Ленцена [5] . Его
теоретическая концепция содержит инструментарий для анализа процесса социокультурной эволюции воспитания, его функциональной дифференциации. Она по сути делает методологически возможным социологическое изучение образования и воспитания на уровне интеракции,
организации и как подсистемы общества. Прежде чем перейти к непосредственному изложению концепции Лумана, необходим ряд предварительных замечаний. Луман принципиально обозначает социальную систему образования как «систему воспитания»
(Erziehungssystem). Согласно Луману, понятие «образование» (Bildung) – это та форма, облекаясь в которую воспитание различает себя как систему со свойственной ей средой. Эта форма разворачивается содержательно в процессе социокультурной эволюции. При дальнейшем изложении мы вслед за Луманом будем использовать термин «система воспитания».
Необходимо кратко пояснить, почему объектом социологического анализа Лумана выступает именно воспитание, а не социализация, как это принято в работах по социологии образования[1]. Согласно позиции Лумана, и социализация, и воспитание – это механизмы формирования и изменения личности [5, S. 30]. Однако между ними существуют принципиальные различия. Социализация, по мнению Лумана, относится исключительно к аутопойетической операционально закрытой системе – сознанию индивида. Социализация – это процесс построения ожиданий, обеспечивающий аутопойезис (самовоспроизводство) сознания [6, S. 176]. Луман подчеркивает,
что социализация осуществляется посредством действия или подражания.
Она лишена направленности и вплетена во все социальные контексты [5, S. 53]. В отличие от социализации, воспитание – деятельность специализирующаяся на изменении личности [6, S. 177]. Оно осуществляется только через коммуникацию. Специфика воспитательной коммуникации
состоит в том, что она всегда интенциональна, т.е. содержит определенный воспитательный замысел [11, S. 54]. По мысли Лумана, воспитание дополняет и корректирует результаты социализации. По мере усложнения общества возрастает потребность в дополнении социализации нацеленным воспитанием [5, S. 38; 6, S. 178). Определяя воспитание в качестве системы, Луман рассматривает ее структуру по той же схеме анализа, по которой в его теории изучаются и все
другие функциональные подсистемы общества. Он выявляет символически генерализированную медиа-форму системы, ее медиа-код, собственнуюформулу контингенции, иерархические уровни ее функционирования – интеракцию, организацию и общественно/коммуникационный уровень. Как трактуются эти понятия?
Символически генерализированная медиа-форма – это символ, смысл, которые передаются в коммуникации и обеспечивают вероятность ее позитивного исхода [6, S. 40]. Обособление и индивидуализация медиа-формы обеспечивается за счет ее второго структурного компонента –
собственного бинарного медиа-кода. Это – способ шифрования смыслакоммуникации, делающей информацию понятной для самой системы. Благодаря медиа-коду воспитание способно различать принадлежащие ей операции от тех, которые принадлежат другим подсистемам. Медиа-код
придает смыслу – неотъемлемой составляющей коммуникации – ту форму, которая доступна для наблюдения и понимания в конкретной коммуникативной среде. Выделение медиа-кода осуществляется одновременно с установлением его семантического компонента – программы кода. Программа создает критерии, фиксирующие условия правильного распределения положительных и отрицательных его значений. Она обосновывает, что должно быть принято в качестве правильного [6, S. 192]. Таким образом, символически генерализированная медиа-форма функциональной системы должна с необходимостью располагать собственным медиа-кодом и программой. Луман считает, что символически генерализированная медиа-форма воспитания может быть выраженf через понятие «жизненный путь» (Lebenslauf). По мысли социолога, именно такая медиа-форма
обнаруживается
в представлении о том, что
каждый член общества проходит определенный
жизненный путь, состоящий из индивидуальных
событий [5, S. 93]. Он – это медиальный субстрат,
неограниченное количество вариантов
индивидуального жизненного пути,
или карьеры. Формой данного медиального
субстрата выступает «знание». Иными
словами, возможности, определяющие дальнейшее
направление индивидуального жизненного
пути, обретаются только в форме знания.
Луман поясняет, что для воспитания
знание – это прежде всего индивидуальное
знание. Только в такой форме становится
возможным обретение шансов на реализацию
жизненного пути [5, S. 98]. Как отмечалось,
с помощью бинарного медиа-кода система
маркирует собственные операции и отличает
их от операций других систем. Луман
выделяет две основные операции воспитания
– собственно воспитание (Erzienung) и селекцию
(Selektion). Передача нового, еще неизвестного
знания кодируется бинарным кодом
«усвоенное/неусвоенное» (vermittelbar/
предоставляет критерии «успеха/не успеха» обучения, поскольку именно она вводит повторное бинарное кодирование по принципу «лучший/худший». Именно код селекции – «лучший/худший» – Луман и обозначает как медиа- код системы воспитания [5, S. 73; 6, S. 187].
Как поясняет Луман, воспитаниt обнаруживает свой медиа-код в социальной селекции – процедуре определения позиции внутри и вне ее. Для воспитания социальная селекция – это процесс воздействия на свою среду. Именно поэтому, согласно Луману, процесс социальной селекции, в котором воспитание обнаруживает свой медиа-код, должен определять ее программу.
При этом не исчерпывается лишь критериями для определения значений кода селекции, а содержит в себе также указания на воспитательный идеал. В результате такого способа формулирования программы воспитание обретает структурную специфику. В воспитании отсутствует четкое различение между кодированием и программой, поскольку семантика программы включает в себя не только указание для распределения значений медиа-кода, но также содержит обозначения функции [5, S. 74]. Как было отмечено выше, символически генерализированная медиа-форма и медиа-код обозначают границы системы. Установление границ ставит перед системой проблему неопределенности отношения к самой себе и к среде. С помощью понятия «формула контингенции» – «существует так, но может быть иначе» – Луман демонстрирует, каким образом воспитание решает эту проблему двойной неопределенности. Это форма с двумя сторонами. На одной, немаркированной стороне оказывается когнитивно недоступное пространство возможностей. На другой, маркированной, установливается нечто понятное, что может быть использовано в коммуникации. Формула контингенции фиксирует, каким образом система
обозначает собственное единство, и как она реагирует на изменения среды. Таким образом, анализ формулы контингенции и ее содержания делает методологически возможным установление динамики развития воспитания, которое обусловлено ее изменениями в ответ на изменения среды [5, S. 183]. Символом единства воспитания выступает воспитательный замысел. В процессе рефлексии о содержании этого замысла воспитание приходит к определению собственной формулы контингенции [5, S. 173]. Согласно Луману, воспитание обретает собственную формулу контингенции в понятии «образование» (Bildung) [5, S. 187]. Понятие «образование», сложившееся в XVIII в., означает не процесс воспитания, а исключительно его отчетливый результат. Образование – это итог активной работы индивида над собой, символ его общественного успеха [5, S. 189]. Понятие «образование» выступает в качестве маркированной, определенной стороны
формулы контингенции, которая используется в общественной коммуникации. Немаркированной стороной этой формы оказывается бесконечное количество возможностей конкретного содержания образования. Согласно Луману, внутренне присущие системе структурные компоненты обретаются ею лишь постепенно в процессе социокультурной эволюции. В исторической перспективе вычленяются ее собственные генерализированная медиа-форма, бинарный код, три иерархических уровня ее функционирования. Вместе с тем уточняется семантика системы, ее собственная проблемная область [5, S. 113]. Необходимо подчеркнуть, что динамика развития воспитания рассматривается Луманом исключительно в контексте эволюции европейского общества – его последовательного перехода от сегментарного к стратификационному и затем функциональному типу дифференциации. Причем выделение воспитания в самостоятельную функциональную подсистему осуществляется лишь на поздних этапах общественного развития [5, S. 111]
В сегментарных и стратифицированных обществах воспитаниет функционально и организационно не обособлено от семьи и религии [5, S. 76]. Обособление происходит в интеракции, контекстом которой является «урок», означающий наличие ролевой дифференциации учитель–ученик. На
уровне интеракции по типу «урок» уже вполне проявляется различение воспитания и среды, где роли учителя и ученика составляют среду, а коммуникация в виде «урока» – активную преобразовательную деятельность. Принципиально важно отметить отличие лумановской концепции от классических и современных, составляющих предметное поле социологии образования. В большинстве социологических концепций выделение воспитания/образования увязывается исключительно с вычленением их организационного уровня – созданием государственных образовательных учреждений. В методологической логике такой трактовки объектом социологического изучения становятся те аспекты воспитания, в которых отчетливо выкристаллизовался организационный уровень. И, соответственно, вне теоретико-методологической рефлексии оказываются интерактивный и общественный уровни функционирования образования. Луман, напротив, подчеркивает, что интерактивное выделение воспитания предшествует профессионализации преподавательской деятельности и созданию школьных организаций [5, S. 121-122]. Наличие ролевой дифференциации на уровне интеракции «урок» свидетельствует о начальном этапе ее функциональной дифференциации.
Изменение воспитания напрямую связано с внутренней дифференциацией его иерархических уровней – усложнением интеракции, уточнением ее среды, и выделением организационного уровня [5, S. 138].
Сходство лумановской концепции образования с теоретической классикой.
Лумановская концепция социокультурной эволюции функциональной системы детальным образом
проанализирована в монографии Е.А. Островской-мл. «Институционализация традиционных религиозных идеологий» (СПб., 2005) видится в его тезисе о том, что вычленение организационного уровня воспитания осуществляется лишь при опоре на государство. Вслед за классиками и современными социологами образования Луман признает, что образовательные организации воспитания обретают форму государственных образовательных учреждений [5, S. 114]. В европейских обществах становление общегосударственных образовательных структур датируется
второй половиной XVIII в. Вслед за вычленением интерактивного и организационного уровней