Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:18, реферат
Современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Введение……………………………………………………………………3
1. Образование в современной России………………………………….4
2. Изменения в системе образования в России………………………….6
3. Проблемы системы образования……………………………………...8
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации… 11
5. Тенденции, противоречия, перспективы развития образования в современной России……………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
на
тему «Система образования в России
в контексте современных реформ: тенденции,
противоречия, перспективы развития»
Альметьевск – 2011г.
Содержание
Введение………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Много
дискуссий разворачивается
В данной контрольной работе я решила рассмотреть систему образования в России, перспективы ее развития, тенденции и противоречия. Выделена структура системы образования, ее проблемы. Также рассматриваются изменения в системе образования России.
Образование
является одной из важнейших подсистем
социальной сферы государства, обеспечивающей
процесс получения человеком
систематизированных знаний, умений
и навыков с целью их эффективного
использования в
Необходимым условием является модернизация системы образования. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Современные
и будущие поколения нуждаются в эффективной
динамичной системе образования, основанной
на инновационных технологиях. В связи
с этим главная задача российской образовательной
политики состоит в обеспечении современного
качества образования на основе сохранения
его фундаментальности, соответствия
актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства.
Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, что социологи называют образованием. Образование – один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.
Первые школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике. Это давало им навыки, необходимые для работы на предприятиях и в бюрократических организациях. Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ.
Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в Космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.
Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осуществляется в них тем же “естественным” путем, каким родители обучают детей ходить или говорить.
Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автоматически и “естественно”. Для этого требуется специальная образовательная структура, которая будет прививать молодым людям образ мыслей, мироощущения и модели поведения, диктуемые быстро меняющимся урбанизованном и ориентированном на технические достижения обществом.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:
По ряду направлений за прошедшее десятилетие в системе образования России произошли прогрессивные структурные и функциональные изменения.
Российская система образования в 1990-е гг. получила в виде Закона “Об образовании” и Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.
Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.
Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений – лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.
Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы.
В области профессионального образования также достигнут ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателе в СССР – 219 студентов на 10 тыс. населения, сегодня в России – 260 студентов на 10 тыс. населения. Более того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тыс. населения, что является одним из самых высоких показателей в мире.
В 1990-е гг. в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.
Кардинальные изменения произошли в высшем
образовании. Во-первых, здесь введена
многоуровневая система подготовки специалистов.
Во-вторых, усилилась фундаментализация
содержания программ высшего образования,
что повлекло за собой существенное сокращение
номенклатуры специальностей, а также
стало основой для преобразования институтов
в университеты. В-третьих, по объему и
широте дисциплин социально-экономического
цикла образовательно-
Важнейшими элементами российской системы
образования стали процедуры аттестации,
лицензирования и аккредитации. Эти новые
формы, призванные обеспечить контроль
качества образования и сохранить единое
образовательное пространство в Российской
Федерации при соблюдении автономии образовательных
учреждений и академических свобод преподавателей,
реально входят в нашу практику.
3. Проблемы системы образования
Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.
Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем главным уровням (ступеням) образования:
1. Общее среднее образование (школы, лицеи, интернаты и др.):
2. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):