Система образования в России в контексте современных реформ: тенденции, противоречия, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Образование в современной России………………………………….4
2. Изменения в системе образования в России………………………….6
3. Проблемы системы образования……………………………………...8
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации… 11
5. Тенденции, противоречия, перспективы развития образования в современной России……………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ 
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

на  тему «Система образования в России в контексте современных реформ: тенденции, противоречия, перспективы развития» 
 
 

                                                                 Выполнил студент:

                                                                 Нурмухаметова Р.Р.

                                                          группа: 39 – 91

                                                                   № зачетной книжки

                                                    39 – 91 – 12

                                                      Вриант №38

                                                            Преподаватель:

                                                                              К.с.н., доцент Иванова Э.А.

                                                                              Дата выполнения  работы:

                                                            11 ноября 2011г. 
 

Альметьевск – 2011г.

Содержание

 Введение……………………………………………………………………3

  1. Образование в современной России………………………………….4
  2. Изменения в системе образования в России………………………….6
  3. Проблемы системы образования……………………………………...8
  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации… 11
  5. Тенденции, противоречия, перспективы развития образования в современной России……………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………….18 

Введение

Много дискуссий разворачивается также  вокруг института образования. Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений.

В данной контрольной работе я решила рассмотреть  систему образования в России, перспективы ее развития, тенденции и противоречия. Выделена структура системы образования, ее проблемы. Также рассматриваются изменения в системе образования  России.

Образование является одной из важнейших подсистем  социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком  систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования  является сложным социально-экономическим  и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.

Необходимым условием является модернизация системы образования. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  

 

  1. Образование в современной  России

         Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, что социологи называют образованием. Образование – один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

         Первые школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике. Это давало им навыки, необходимые для работы на предприятиях и в бюрократических организациях. Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ.

     Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в Космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно  обогатила мировую культуру.

          Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осуществляется в них тем же “естественным” путем, каким родители обучают детей ходить или говорить.

          Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автоматически и “естественно”. Для этого требуется специальная образовательная структура, которая будет прививать молодым людям образ мыслей, мироощущения и модели поведения, диктуемые быстро меняющимся урбанизованном и ориентированном на технические достижения обществом.

          Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

          Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

    • систему дошкольного воспитания и образования,
    • общеобразовательную школу,
    • профессионально-техническое образование,
    • среднее профессиональное образование,
    • высшее образование,
    • послевузовское образование,
    • систему переподготовки специалистов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Изменения в системе образования в России

          По ряду направлений за прошедшее десятилетие в системе образования России произошли прогрессивные структурные и функциональные изменения.

            Российская система образования в 1990-е гг. получила в виде Закона “Об образовании” и Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.

           Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.

           Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений – лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

           Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы.

           В области профессионального образования также достигнут ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателе в СССР – 219 студентов на 10 тыс. населения, сегодня в России – 260 студентов на 10 тыс. населения. Более того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тыс. населения, что является одним из самых высоких показателей в мире.

           В 1990-е гг. в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.

           Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. Во-первых, здесь введена многоуровневая система подготовки специалистов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним из лучших в мире.

           Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей, реально входят в нашу практику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы системы образования

        Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.

Рассмотрим  основные недостатки и проблемы образования  по четырем главным уровням (ступеням) образования:

1. Общее среднее образование (школы, лицеи, интернаты и др.):

  • рост учебной и информационной нагрузки за последние 15 лет в школах и негативное влияние на здоровье школьников в связи с сохранением обязательного 9-летнего образования;
  • увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного образования;
  • сокращение рождаемости населения, рост наркомании, преступности среди малолетних в стране;
  • низкая и несвоевременная оплата труда и старение преподавательского состава в школах;
  • слабая материально-техническая база учебных заведений, особенно в сельских школах и депрессивных регионах;
  • снижение количества учащихся в расчете на одного преподавателя, что приводит к росту необходимых затрат на образование в школах.

2. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):

  • падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий;
  • нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталистическими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;
  • недостаточное государственное финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;
  • резкое сокращение выпуска рабочих в учреждениях начального профессионального образования;
  • низкая и несвоевременная оплата труда, старение преподавательского состава, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;
  • слабая материально-техническая база учебных заведений профтехобразования, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).

Информация о работе Система образования в России в контексте современных реформ: тенденции, противоречия, перспективы развития