Символический интеракционизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus - понятие) - система представлений человека о самом себе. Формирование Я- концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

Содержание

1. Символический интеракционизм……………………….. 1
2. Социология города ……………………………………… 10
3. Виды опросного листа и его структура ………………... 14
Список использованной литературы ……………………… 21

Работа содержит 1 файл

Контра итог.docx

— 43.41 Кб (Скачать)

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По  своей логической природе вопросы подразделяются на:

Основные  вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

По  своей психологической  функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, вопросы делятся на:

Контактные  вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов – облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.

Буферные  вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения: респонденту конкретно предлагается переключиться с одной проблемы не другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: “Как вы думаете?” – и далее идет описание новой проблемы.

Прямые  вопросы направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы 0задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.

По  характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Открытые  вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.

Полузакрытые  вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные  вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Альтернативные  вопросы предполагают ответы по принципу “да-нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и  последовательности вопросов, вариантов  ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

По  способу распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные  (анкетный опрос, при котором  анкетер лично вручает анкету  и либо ждет, пока она заполняется,  и тут же получает ее –  очный раздаточный опрос, либо  получает заполненную анкету  через несколько дней – заочный  раздаточный опрос)

- почтовые (анкета  по предварительному согласию  высылается и получается через почту)

- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)

  - телетайпные  (при этом способе распространение  и сбор инструментария и сопровождающих  его документов осуществляется  с помощью телетайпно-телеграфной  сети). 

По  типу исследовательских  задач опросы бывают:

   - глубинный (нацелен на получение поисковой информации)

   - фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)

    - стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)

     - социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)

  По уровню компетентности респондентов различают:

      - массовый опрос (мнение неспециалиста  по той или иной теме)

       - массовый опрос в сотрудничестве  с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

        - симптоматический опрос (достаточное  знание у респондента общей  информации без глубокого осмысления  задач и целей исследования)

     - экспертный опрос (опрос специалистов  по анализируемой проблеме).

После сбора  анкет начинается их обработка и  анализ данных.

Из проведенного анализа следует, что метод  анкетного  опроса является наиболее важным методом  сбора первичной информации в  социальном исследовании. 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1 Гофман А.  Б. Семь лекций по истории  социологии. М., 2002.

2. Курбатов В.И.  «Современная Западная социология»  Ростов - на - Дону: «Феникс», 2001

3. Фролов С.С.  «Социология». История теоретической  социологии.

4. Шахназаров  Г.Х. О концепции общественного  развития. // Социс, 1994, №10.

5. История социологии  и история социальной мысли:  Общее и особенное.// Социс,2000,№10,11.

6. Современная  западная социология. Словарь. М., 1990.

7. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

Информация о работе Символический интеракционизм