Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:25, контрольная работа
В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus - понятие) - система представлений человека о самом себе. Формирование Я- концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.
1. Символический интеракционизм……………………….. 1
2. Социология города ……………………………………… 10
3. Виды опросного листа и его структура ………………... 14
Список использованной литературы ……………………… 21
· Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.
Значительное место в работах, Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:
· толчения
· коллективное возбуждение
· соц. Инфекция
Которые при определенных условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:
· действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)
· экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)
· масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)
· общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).
В своей социальной концепции он исходит из того, что значение объекта возникает только в процессе социального взаимодействия, а не определяется присущими ему свойствами. Объект - это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, а чтобы понять жизнь группы нужно идентифицировать мир ее объектов в терминах значений этой группы. Методология Блумера предполагает отказ от операциональных понятий в пользу содержательных (так как социология - наука о человеческих феноменах), выработку "мягких" методов, которые обеспечат доступ к изменчивой "материи" субъективных смыслов социальных действий.
С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
"Смысл возникает
и располагается в
Дж. Мид "От жеста
к символу"
2. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА -
специальная социологическая теория, объектом познания которой является город как социально-пространственная общность, исторически конкретная поселенческая структура, основная форма расселения людей; а предметом изучения - механизм городского устройства как способ взаимосвязи и взаимодействия подсистем и их свойств, которые составляют структуру социально-пространственной системы города.
Это: производственная инфраструктура города, города социальная инфраструктура, городской образ жизни, городская культура, городского населения социальный состав, городского населения социальная стратификация, города социальная морфология. Специфика взаимодействия названных подсистем выступает фактором, определяющим состояние экологии города.
Город - доминирующая в настоящее время социально-пространственная форма существования общества, которая отличается высокой степенью организации среды жизнедеятельности, большим разнообразием форм и видов деятельности населения, динамизмом социального развития, архитектурным разнообразием, значительной автономностью и относительно законченной социальной структурой, почти адекватной структуре общества (государства).
Возникновение социологии города на Западе связано в первую очередь с работами М. Вебера, Г. Зиммеля, О. Шпенглера. В своей книге "Город" (1905) Вебер дал характеристику города как социального института. Становление социологии города в США в середине 1920-х традиционно связывается с именами социологов - представителей Чикагской школы - Р. Парка, Э. Бёрджесса, Л. Вирта, которые в этот период выпустили свою программную книгу "Город", где описали механизмы пространственной организации города. Существенный вклад в развитие отечественной социологии города внесли Н.А. Аитов, Э.К. Васильева, Г.М. Лаппо, М.Н. Межевич, Э.А. Орлова, И.Ю. Родзинская, В.О. Рукавишников, О.И. Шкаратан, О.Н. Яницкий, З.А. Янкова и др.
В круг проблем, изучаемых социологией города традиционно входят: определение места и роли города в обществе; выявление факторов появления и развития городов; изучение подсистем механизма городского устройства и взаимосвязей между ними; определение социальных факторов и следствий миграции городского населения; построение типологии городов; поиск путей и методов научно обоснованного управления развитием городов.
Среди проблем, стоящих перед социологией города в настоящее время, наиболее актуальна проблема городской экологии. Бурно разворачивающийся процесс урбанизации породил острое противоречие между стремительным ростом городов, потребляющих ресурсы из окружающей среды, и возможностями природной среды восполнять эти ресурсы. Не менее острой проблемой является проблема социальной экологии города. Тотальное распространение городского образа жизни на все общество, помимо связанных с этим процессом позитивных моментов, зачастую опережает психологическую готовность людей к непосредственному погружению в далеко еще не совершенное, бесконечно разнообразное и поразительно "плотное" городское культурное пространство. Следствием этого является высокий уровень подсознательной (а иногда и сознательной) агрессии, различные виды деструктивного, девиантного поведения и т.д. Разрешение этих противоречий - одно из непременных условий дальнейшего развития общества. Социология города относится к группе специальных социологических теорий - социология села, социология малых групп, социология молодежи, социология народонаселения, - которые исследуют соответствующие социально-территориальные общности.
Специфика подхода социологии города к исследованию своего объекта заключается в том, что эта специальная социологическая теория описывает не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере социально-пространственной общности города, и даже не просто взаимосвязи между ними, а нечто значительно более сложное: механизм городского устройства, который порождает и регулирует эти взаимосвязи. Такая трактовка предмета изучения социологии города позволяет определить ее как объяснительную теорию, главная задача которой заключается в раскрытии сущности изучаемого объекта путем установления связей и отношений, определяющих его существенные черты. Данная задача решается посредством изучения закономерностей функционирования механизма городского устройства, фиксирующего эти связи и отношения.
В философском смысле под механизмом городского устройства понимается самодостаточное средство воспроизводства и регулирования социально пространственной системы города.
В социологическом - способ взаимосвязи подсистем, составляющих структуру этой системы.
Охарактеризуем основные черты механизма городского устройства. Основной функцией названного механизма является воспроизводство и регулирование городской системы как основной формы расселения людей, отвечающей современным потребностям развития общества.
1) В качестве
субъектов механизма
2) Рассматриваемый
механизм базируется на
3) В состав
механизма городского
Первые составляют материально-предметную сторону городской системы, вторые включают как научное, так и обыденное сознание жителей города, выражающееся в их общественном мнении, социальных ожиданиях, установках и настроениях.
В описываемом
механизме содержатся как
К первым относятся, например, правовые элементы работы механизма, они изменяются сравнительно быстро под воздействием субъекта управления.
Ко вторым - элементы,
подверженные влиянию естественно-
Системный
характер механизма городского
устройства проявляется, во-
Раскрытие закономерностей
функционирования описанного механизма
- главная задача социологии города.
Решение этой задачи обеспечивает в каждом
конкретном случае научно обоснованное
городское планирование социального развития
и развития города в целом.
3. Виды опросного листа и его структура.
При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
- подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).
- оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;
- результирующий этап – обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).
Основным средством
коммуникации при проведении опроса
является анкета. Как составление
анкеты, так и способы работы с
ней имеют свои методические приемы
и характеристики, соблюдение которых
является необходимым условием успешной
реализации этого метода, нацеленного
на получение достоверной
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:
- вводную
- содержательную (основную) часть
- заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение
имеет составление основной части
анкеты, т.к. от этого во многом зависит
успех проводимого
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
По предметному содержанию вопросы можно поделить на:
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.