Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:23, курсовая работа
Возрастание в социологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга при расхождении позиции, определения собственной точки зрения в отношении противоположности. Это, естественно, обусловливало ослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению ( по аналогии с реакциями животных). В отличие от бихевиористов и фрейдистов формируется «Третья сила» - интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружение.
Введение………………………………………………………………. …...…3
Глава 1. Символический интеракционизм ……………….……………..….4
Глава 2. Создание основ теории «Я»……..……………………………..…..5
Теория Чарльза Кули …………………………………..................7
Теория Дж. Мида ……………………………………….……........9
Глава 3. Другие теории символического интеракционизма………............14
Вывод…………………………………………………………………………18
Список использованной литературы ………
Федеральное
агентство по образованию
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(МИИТ)
Государственное и муниципальное управление
"Психология,
социология, государственное и
Символический интеракционизм в социологии.
Выполнила: | Студент 1курса |
Плыкина Татьяна | Группа ГГУ-114 |
Научный руководитель: | [должность преподавателя]
[Ф.И.О.] |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Символический интеракционизм ……………….……………..….4
Глава 2. Создание основ теории «Я»……..……………………………..…..5
Теория
Чарльза Кули ………………………………….................
Теория Дж. Мида ……………………………………….……........9
Глава 3.
Другие теории символического интеракционизма………............
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………….....…..….19
В первые десятилетия нашего
века изучение Я - концепции
временно переместилось из
Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.
Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.
Во-вторых, эти
значения (способ связи явления и
символа) выступают продуктом
социального повседневного
И, наконец, в-третьих,
эти социокультурные значения подвержены
изменениям в результате индивидуального
восприятия в рамках такого взаимодействия.
"Я" и "другие" образуют единое
целое, поскольку общество, представляющее
собой сумму поведений
Уильям Джемс (1842-1910) американский
философ и психолог, первым из
психологов начал
Например, когда человек, считающий
себя первоклассным
а)
каким-то образом объяснить
б)
снизить уровень своих
в)
заняться другой деятельностью,
В конечном счете, мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.
Из этих теоретических
Чарльз
Хортон Кули(1864-1929) - американский социолог,
прямой предшественник символического
интеракционизма. Основы социологической
теории Кули изложены им в работах "Человеческая
природа и социальный порядок" (1902),
"Социальная организация" (1909),
"Социальный процесс" (1918), "Социологическая
теория и социальное исследование" (1930).
По своему образованию Ч.Кули - экономист,
переориентировавшийся позднее на социологию.
Он приобрел известность благодаря работам
в области социализации и первичных групп.
Ему принадлежит создание одной из первых
социологических и социально-психологических
концепций личности, положившей начало
самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.
Главная концепция Кули называется теорией
"зеркального Я". Ее истоки восходят
к прагматизму, в частности идеям о "социальном
Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное
свое завершение концепция Кули получила
позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек
имеет столько "социальных Я", сколько
существует лиц и групп, о мнении которых
он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл
важнейшим признаком социального существа
способность выделять себя из группы и
осознавать свое "Я". Происходит это
через общение с другими людьми и усвоение
их мнений о себе.
Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств,
которые оформляются через отношение
с другими. Мы видим себя через отражение
своих чувств в реалиях других. Они - зеркало
для нас. Наше представление о самих себе
поступают: 1) через наше воображение о
том, как мы предстаем перед другими; 2)
как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как
мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами,
наше понимание себя - процесс, а не фиксированное
состояние, она всегда развивается по
мере нашего взаимодействия с другими,
мнение которых о нас постоянно изменяется.
Человек не является пассивным приемником,
напротив, он активно манипулирует решениями
других, отбирая их, каким следует придерживаться
или нет, оценивает роли партнеров. Не
вся получаемая от других информация влияет
на нас. Мы склонны принимать только те
ракурсы, которые подтверждают наше собственное
представление о себе, и сопротивляемся
всем другим.
Он подчеркивал основополагающую роль
сознания в формировании социальных процессов.
"Человеческая жизнь" - это целостность
индивидуального и социального. Кули является
создателем теории первичных групп, воплощающих
в себе универсальный характер человеческой
природы, и теории "зеркального Я".
Природу человека Кули определял как биологическую
и социальную, вырабатывающуюся при помощи
взаимодействия в первичных группах и
являющуюся комплексом социальных чувств,
установок, моральных норм.
"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество,
которое служит своеобразным зеркалом.
В таком зеркале мы можем видеть реакции
других людей на наше собственное поведение.
Наше понятие о самих себе берет истоки
именно в такой рефлексии, наблюдая ответы
других людей - или воображая, какими они
должны быть, т.е. как должны были бы реагировать
окружающие на то или иное нашей действие,
- мы только и способны оценивать самих
себя и собственные действия.
Если образ, которые мы видим в зеркале
или только воображаем, что видим, благоприятен,
наша Я-концепция получает подкрепление,
а действия повторяются. А если неблагоприятен,
наша Я-концепция пересматривается, а
поведение изменяется. Мы определены другими
людьми и руководствуемся в своем поведении
и восприятии подобным определением.
Получая подтверждение нашему представлению
о самих себе раз за разом, мы укрепляемся
в себе, приобретая постепенно целостность
самого себя. Усваиваемые человеком представление
о собственным "Я", которые возникают
в создании других людей, Кули называет
"представлениями представлений".
Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".
Мид Джордж
Герберт (1863-1931) - американский социолог
и социальный психолог, подлинный
основатель символического интеракционизма.
Мид был известен при жизни
как талантливый лектор, автор
множества статей. Посмертное издание
и переиздание его лекций и
статей, а также фундаментальной
работы “Разум, самость и общество”
(1934 г.) принесли ему мировую славу.
разработал теорию, в которой объясняется
сущность процесса восприятия индивидом
других личностей и развита концепция
«обобщенного другого», в известной
степени дополняющая и
Мид полагал, что
Информация о работе Символический интеракционизм в социологии