Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:58, реферат
Цель исследования: рассмотреть шведскую модель социальной работы.
Объект исследования: социальная работа с населением.
Предмет исследования: шведская модель социальной работы.
В соответствии с целью исследования, поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «шведская модель»;
2. Изучить формы социальной работы с населением в Швеции;
3. Изучить историю становления социальной работы в Швеции;
4. Исследовать опыт подготовки специалистов по социальной работе;
5. Рассмотреть структуру органов социального ведомства.
1. Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы социальной работы.…………………………………………….…………………………….4-13
1.1. Понятие «шведская модель» ………………………………………………4-7
1.2. История становления социальной работы. Опыт обучения социальной
работе в Швеции. ………………………………………………………………7-13
2. Формы социальной работы с населением………………………………. .13-30
2.1. Сферы деятельности социальных работников. Виды социальных выплат населению……………………………………………………………………..13-27
2.2. Структура органов социальной защиты в Швеции……………………27-30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………..…….…….32
2. Формы социальной работы с населением
2.1. Сферы деятельности социальных работников. Виды социальных выплат населению.
Здравоохранение:
Швеция занимает ведущие позиции
в мире по многим показателям развития
здравоохранения. Развитие здравоохранения
рассматривается в Швеции как
задача государственного сектора и
осуществляется в основном местными
властями. Закон о здравоохранении
(1982) гарантирует предоставление медицинских
услуг на одинаковых условиях для
всего населения. Медицинское обслуживание
в Швеции – бесплатное или с оплатой лишь
части сумы за лечение. Оно построено преимущественно
по принципу социального страхования.
Система страхования здоровья является,
прежде всего, инструментом создания большего
социально-экономического равенства.
Она делает возможным людям с низкими
доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской
помощи, получить медицинские услуги на
основе равенства с другими. Система социального
страхования финансируется из государственных
и местных налогов, взносов с предпринимателей,
трудящихся и работающих не по найму, доходов
по процентам и вычетов из капитала различных
фондов. Специфическими причинами, побуждающими
государство полностью брать на себя заботу
о здоровье нации, в Швеции являются такие
факторы, как:
Работа с безработными: Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире, и, по некоторым данным, наивысшим в Европе. Известно, что уровень жизни определяется комплексом различных показателей. Занятость на государственных предприятиях и учреждениях составляет более 1/3 самодеятельного населения, а доля социальных расходов в ВВП- более 30%. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все другие страны мира; зарплата женщин относительно мужчин в Швеции наиболее высокая в мире. Уровень безработицы в последние годы составляет примерно 1,5%. Универсальный характер государственной системы базовой защиты наглядно просматривается на примере выплат пособий по безработице. По различным данным, от 85 до 93% финансирования страховых касс, в которых в 1990-е гг. состояло до 80% трудящихся, производится в Швеции государством. Частично принимаются и страховые взносы работников. Управляют кассами профсоюзы. Страхование по безработице обязательно только для членов профсоюзов. Эта система включает подсистему базовой страховки и подсистему добровольной страховки с внутренней корректировкой. Взносы взимаются со страхуемых лишь по подсистеме добровольного страхования. В зависимости от заработной платы пособие по безработице выплачивается на уровне от 240 до 580 крон в день. Условием его получения служит осуществление выплат в кассу страхования по безработице в течение минимум 12 месяцев предшествующего периода. Компенсация за потерю доходов устанавливается в размере 80% от заработка. Те люди, которые не имеют необходимый страховой стаж, получают минимальное пособие по безработице на уровне 240 крон в день. Оно выплачивается 300 дней подряд, при условии выполнения безработным определённых правил, среди которых важнейшими является готовность приступить к работе. Лицам в возрасте 57-64 лет страховка по безработице выплачивается в течении 450 дней. Возможно и продление первоначального срока (300 дней) выплаты пособия ещё на 300 дней. Безработный, без достаточных оснований отклонивший предложение о работе, лишается права на пособие на 20-60 дней. Страховкой также не покрываются первые пять суток после потери работы, а для тех, кто уволился по собственному желанию, этот срок возрастает до 45 дней. Активная государственная политика в сфере занятости позволила шведскому правительству к началу 2000-х гг. снизить уровень безработицы более чем в два раза. И эта позитивная тенденция сохраняется в настоящее время. В 1999 г. Уровень открытой безработицы составлял в Швеции 5,6% , а в 2003г. снизился почти до 4%. Среди мер, используемых государством в сфере занятости, следует назвать такие, как предоставление субсидий для наима рабочей силы, осуществление социальных программ создания рабочих мест, организация переквалификации с предоставлением работы. Практикуется выдача правительственных дотаций предприятиям, привлекающим на работу молодёжь.
Структура самодеятельного населения (тысяч человек)
годы занятые в том числе частично безработные рабочая сила лица, не входящие в рабочую силу итого безработица, %
1970 3730 635 56 3786 1376 5162 1,5
1975 3968 769 64 4032 1124 5156 1,6
1980 4162 10018 86 4248 963 5210 2,0
1985 4243 1019 124 4367 920 5287 2,8
1988 4399 1074 72 4471 852 5322 1,6
1989 4466 61 4527 1,4
[1, 97]
Налогообложение, как основной компонент социальных выплат: Финансовой основой шведской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале, иных налогов, страховых взносов, а также государственное регулирование важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и некоторые пособия. К началу 2000-х гг. В структуре общей суммы налоговых поступлений 33% составляли взносы в систему социального страхования, включая платежи трудящихся на пенсионное страхование. Для большинства населения уровень прямого налогообложения был равен 30-40% ежемесячного дохода. Максимальный уровень налогообложения в настоящее время, достигает в Швеции 60% и более доходов. Однако если они составляют в месяц не более 8700 крон, то они не облагаются налогами. Система налогового перераспределения позволяет расширять практику государственного субсидирования. Менее масштабны государственные дотации в пенсионном обеспечении, где важная роль принадлежит страховому компоненту системы социальной защиты. Страхование: Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального страхования - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь - денежное пособие наличными. Система страхования Швеции гарантирует её жителям оплату периода временной нетрудоспособности. Первый день заболевания, как правило, не оплачивается. Размер выплат составляет примерно 80% от суммы потерянного дохода. В 90-е гг. В Швеции была усилена значимость корпоративно-страхового принципа в механизме выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Новая система оплаты больничных листов (введена в 1992г.) увеличила ответственность работодателей за условия труда. Первые две недели заболевания стали оплачиваться за счёт работодателя, а не государства, как было раньше. Количество оплачиваемых по болезни дней не ограничено. Но величина пособия не может превышать 598 крон в день. По закону о страховании от несчастных случаев на производстве при длительной утрате работоспособности из- за профессионального заболевания или травмы предусмотрена полная компенсация утраченного дохода. Социальные выплаты: Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%). Несмотря на экономические неурядицы 90-х гг. XX в., универсальность остаётся определяющей стороной шведской системы социальной защиты, пользующейся поддержкой большей части населения своих стран. И это вполне объяснимо. Например, к началу 2000-х гг. каждый десятый в возрасте от 20 до 64 лет получал более половины средств к существованию благодаря различным социальным пособиям. Оздоровление экономической ситуации позволило улучшить и некоторые показатели социальной политики. Подтверждением тому служат следующие позитивные изменения: снижен налог с минимальной пенсии; повышены дотации на оплату жилья для пенсионеров с низкими пенсиями; увеличен размер необлагаемого налогом минимума доходов; улучшены условия жизни инвалидов; продлён оплачиваемый отпуск по уходу за новорождённым ребёнком; увеличено родительское пособие и др.
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.
Страны ВВП на душу населения (долл.США) Телефоны (шт.) Легковые автомобили (шт.) Потребление
электроэн-ии на душу (кВч) Безработица (%)
Швеция 18876 890 420 17079 1,
Германия 18280 640 463 6900 8,
Англия 11765 524 318 5477 8,4
США 18338 760 559 11204 5,4
Япония 19465 555 241 5733 2,5
Франция 15818 608 394 5870 10
В Швеции для расчёта социальных пособий и выплат введена определённая базовая сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. В 1960г. базовая сумма в Швеции составляла 4200 крон, а в 2001г.-36900 крон. От размера базовой суммы зависят социальные выплаты. Несмотря на преобладание в пенсионном обеспечении корпоративно- страхового компонента, существенное значение имеет основная пенсия, финансируемая государством, на которую приходится примерно 40% пенсионных выплат. Право на основную пенсию имеет каждый житель Швеции в возрасте от 16 до 65 лет при условии постоянного проживания в стране на протяжении трёх лет. Если же им прожито в стране 40 лет или трудовой стаж равен 30 годам, то он может рассчитывать на получение от государства не просто основной, а полной основной пенсии. Величина полной основной пенсии, по данным 2002 года, составляла 3032 кроны в месяц, а основной -1797 крон. Полная народная пенсия рассчитывается от размера базовой суммы. Для лица, не состоявшего в браке, она составляет 96% базовой суммы, а для семейной пары- 157% на двоих. Пенсионный возраст в Швеции определён в 65 лет. Однако возможен и ранний выход на пенсию – 61 год. В этом случае выплачивается меньший размер пенсии. Народная и дополнительная пенсии имеют три формы: по старости, по инвалидности, семейная (по случаю потери кормильца).
Размер народной пенсии по старости, на которую имеет право каждый гражданин независимо от трудового стажа, составляет примерно 20 процентов от прежнего заработка. Получатели только основной пенсии обеспечиваются дополнительными выплатами и жилищными субсидиями. Размер пенсии по полной инвалидности равен пенсии по старости. Семейная пенсия включает вдовью пенсию (полная вдовья пенсия равна пенсии по старости) и пенсию детям, выплачиваемую до 18 лет в размере от 25 до 40 процентов базовой ставки.
Дополнительная
служебная пенсия выплачивается
в полном объеме с 1980 года за счет взносов
предпринимателей. Спецификой шведской
модели социальной защиты является сочетание
базовой государственной помощи
с корпоративными социальными выплатами.
Они составляют основной компонент
системы пенсионного
2.2. Структура органов социальной защиты в Швеции.
В 1977 году в Швеции
была произведена реорганизация
социального ведомства и
Наименование направления социальной политики Ответственный институт
1. Гарантия дохода
1.1.Политика на
рынке труда: в работе, переквалификация,
трудовая адаптация и
1.2. Социальное
страхование: медицинское
страхование от несчастных случаев на работе Государство
1.3. Поддержка
при военной службе
1.4. Социальное пособие Местные органы
2. Улучшение окружающей среды
2.1. Поддержка
окружающей природной среды
2.2. Защита здоровья:
поддержка чистоты, контроль
здоровья населения Местные органы
2.3. Жилищная политика: субсидирование строительства, поддержка семей с детьми, пенсионеров, инвалидов Государство, местные органы
2.4. Семейная
политика: детское пособие, школьные
обеды, помощь в семье и пр.
2.5. Регулирование
свободного времени: парки,
3. Уход (призрение)
3.1. Уход при
болезнях: болезни тела, психические
заболевания, уход за
реабилитация Региональные органы
3.2. Социальные службы: уход за детьми, молодежью, стариками Местные органы
3.3. Криминальный уход Государство
4. Защита трудовой среды
4.1. Рабочая экология:
производственная санитария
4.2. Трудовое законодательство Государство