Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические
основы социальной работы.…………………………………………….…………………………….4-13
1.1. Понятие «шведская
модель» ………………………………………………4-7
1.2. История становления
социальной работы. Опыт обучения
социальной
работе в Швеции.
………………………………………………………………7-13
2. Формы социальной
работы с населением……………………………….
.13-30
2.1. Сферы деятельности
социальных работников. Виды социальных
выплат населению……………………………………………………………………..13-27
2.2. Структура
органов социальной защиты в
Швеции……………………27-30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………..…….…….32
Введение
В мире существует
множество моделей социальной работы.
У каждой из них есть свои преимущества
и недостатки. Каждая страна уделяет
внимание лишь определённым проблемам
в социальной сфере, как правило,
не охватывая их все. В данной курсовой
работе представлена на рассмотрение
Шведская модель социальной работы, с
её отличительными чертами и процессом
становления. Также в данной работе
рассмотрены: формы работы с населением
в Швеции и структура органов
социальной защиты.
Актуальность исследования: Данная
работа, по модели шведской системы
социальной работы является актуальной,
поскольку в настоящее время,
многие специалисты выбирают путь развития
нашей страны, опираясь на опыт зарубежных
стран.
Цель исследования: рассмотреть
шведскую модель социальной работы.
Объект исследования: социальная
работа с населением.
Предмет исследования: шведская
модель социальной работы.
В соответствии с целью
исследования, поставлены следующие
задачи:
1. Раскрыть понятие «шведская
модель»;
2. Изучить формы социальной работы
с населением в Швеции;
3. Изучить историю становления
социальной работы в Швеции;
4. Исследовать опыт подготовки
специалистов по социальной работе;
5. Рассмотреть структуру органов
социального ведомства.
1.Теоретические
основы социальной работы в
Швеции
1.1.Понятие «шведская
модель»
Термин
«шведская модель» появился в
конце 60-х годов в связи с
приобретением Швецией статуса
государства, одного из самых развитых
в социально-экономическом отношении.
В самом широком смысле, шведская
модель - это весь комплекс социально-экономических
и политических реалий в стране с
ее высоким уровнем жизни и
широким масштабом социальной политики.
Шведская модель социальной защиты формировалась
исторически. Она основана на принципе
всеобщего благосостояния: “общество
отвечает за предоставление государственных
услуг хорошего качества всем гражданам
в ряде важных областей: образования,
здравоохранения, социальных услуг” [1,
с. 120]. Даже кризисные явления в
экономике Швеции в 90-е гг. XX века
не привели к отказу от действовавшей
модели социальной защиты. Например, в
Швеции в условиях массовой безработицы
и финансовых затруднений были лишь
незначительно уменьшены отдельные
социальные выплаты и ужесточены
условия их получения. По данным некоторых
специалистов, социальная поддержка
населения сократилась тогда
не более, чем на 10%. При этом не пострадали
основные принципы Шведской социально
ориентированной модели общественного
устройства. Сохранение принципа всеобщего
благосостояния стало возможным благодаря
наличию значительного государственного
сектора экономики и высокого уровня налогообложения.
Однако сейчас принцип всеобщего благосостояния
имеет широкое политическое и общественное
понимание и поддержку. Отличительные
черты модели:
1) Наличие стандартной
базовой системы государственной
социальной защиты, охватывающей
широкие слои населения.
2)Финансирование социальных расходов
за счет общих налоговых доходов
бюджета, прогрессивная налоговая
система; приоритет принципов
равенства и солидарности в
осуществлении социальной политики;
упреждающий характер мер по
недопущению длительной безработицы.
3) Основополагающее значение универсальной
государственной системы базовой
защиты;
4)Наличие дополнительного корпоративно
– страхового компонента системы социальной
защиты.
5)Вспомогательная роль муниципалитетов
и частных социальных служб в сфере социальной
помощи.
Наибольшую известность получила шведская
доктрина социального государства, которую
часто называют эгалитарной. Она возводит
заботу государства о своих гражданах
в ранг национального культа, обещая обеспечивать
им «безопасность, надежность и защиту
в угрожающих ситуациях, а также организацию
и руководство защитой. Шведам нет необходимости
зависеть от родни или благотворительности,
а тем более от рынка. От колыбели до могилы
о них будет заботиться государство».
[6,27] Социальная политика – это составная
часть внутренней политики государства,
воплощенная в его социальных программах
и практике, регулирующая отношения в
обществе в интересах и через интересы
основных социальных групп населения.
Главная задача социальной политики в
Швеции состоит в гармонизации общественных
отношений, обеспечении политической
стабильности и гражданского согласия.
Это достигается подержанием баланса
между денежными доходами населения и
товарными ресурсами; созданием условий
для решения жилищной проблемы; удовлетворением
спроса населения на количество и качество
товаров и услуг; созданием базы для укрепления
здоровья населения; роста его духовности,
образованности и культуры. Социальная
политика играет огромную роль во внутренней
политике Швеции, так как проблемы, возникающие
в социальной сфере, напрямую связаны
с развитием экономической и политической
жизни страны, а следовательно, являются
своеобразным индикатором развития общества.
Основными индикаторами общественного
развития, находящимися под воздействием
социальной политики, являются:
1)доходы как материальные источники существования;
2)занятость;
3)здоровье;
4) жилье;
5) культура;
6) образование;
7)окружающая среда. Оказываемая помощь
в Швеции, обеспечивает социальную защиту
населения на уровне нормального жизненного
стандарта. Понятия социальная защита
и социальное обеспечение родственны,
но не тождественны. При их использовании
в качестве научных определений социальная
защита включает в себя социальное обеспечение
как составную часть, а кроме того охватывает
гарантии по охране труда, здоровья и природной
среды, минимальной оплате труда и др.,
обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности
человека. Социальная работа, будучи новой
областью для исследований, имеет дело
с профессиональным осуществлением социальной
политики. Она включает анализ основных
причин возникновения социальных проблем,
касающихся людей, групп, общин и т.д., а
также изучение проблем в отношениях между
индивидуумами и окружающей их социальной
средой.
Социальная
политика в Швеции в современном понимании
развивалась вместе с промышленным ростом
в XX в. и в большей степени, чем в большинстве
других стран, формировалась для всего
населения. Исходным пунктом явилось решение
о всеобщей народной пенсии, принятое
в 1913 г. С тех пор менялся характер
перераспределения экономических средств.
Это была гарантия обеспеченности в интересах
тех, чьё положение было наихудшим («основополагающая
социальная безопасность»), которая постепенно
превращалась в гарантию определённого
уровня обеспеченности. Налицо было стремление
выравниванию доходов, например, между
здоровыми и больными, работающими и безработными,
а не между богатыми и бедными. Здравоохранение,
социальные услуги и обслуживание, насколько
возможно, стали доступными для всех вне
зависимости от дохода и профессии. Социальная
работа в Швеции очень многогранна. В этой
работе можно выделить различные направления.
В национальных программах участвуют
практически все граждане страны. Они
высоко ценят свой образ жизни и глубоко
привержены сложившейся практике универсального
социального обеспечения.
1.2. История становления
социальной работы. Опыт обучения
социальной работе в
Швеции.
Основы работы по социальному благосостоянию
были заложены в Швеции примерно в 1851 году.
Шведское общество дьяконов начало подготовку
дьяконов – женщин – первый курс такого
рода в Скандинавии. Курс был организован
в стокгольмском районе Кунгехольмен.
В программах обучения использовались
навыки социальной работы, применявшиеся
в ранних христианских обществах.
В 1883г. Армия спасения начала подготовку
«христианских сестёр». Затем конфессиональное
обучение было дополнено другими видами
учёбы и подготовки, которые основывались
на требованиях и потребностях социальной
деятельности в шведских комуннах и губерниях.
В 1908 г. по инициативе Шведского общества
бедноты была начата подготовка социальных
менеджеров для домов престарелых и детских
домов. В 30-е годы это общество было переименовано
в шведское общество социального ухода.
С таких курсов в Швеции началась подготовка
специалистов по социальному уходу и социальной
педагогике при высших социальных курсах,
которые финансировались на уровне губерний.
Другой тип обучения возник в 1921 году в
рамках Социального института в Стокгольме.
Была учреждена должность профессора
по национальной экономике и социальной
политике. Уровень обучения стал более
высоким, значительно возросло общественное
признание социальных работников, расширилась
география действующих учебных центров.
В 1944 году в Гетеборге был создан Социальный
институт, а в 1947 году аналогичный учебный
центр возник в Лунде. Затем образовался
институт в Умео (1962), Эребру (1966) и Эстерсунде
(1971). Соответственно, появились новые
общественные потребности и новые требования
к обучению. В 1964 г. социальные институты
были переданы в государственное ведение
и получили статус высших школ. В то время
они ещё оставались независимыми единицами,
имея свой специальный Национальный совет
по обучению социальной работе и государственной
администрации. Согласно шведскому закону
об образовании 1977 г., все школы социальной
работы и другие независимые школы, которые
имели статус вузов, были реорганизованы
в единую университетскую систему во главе
с Национальным советом университетов
и колледжей. Кроме прочего, это означало,
что школы или департаменты социальной
работы должны следовать общим правилам
в том, что касается вопросов обучения
социальной работе, и должны иметь финансовую
систему в пределах лимитов, утвержденных
правительством. С того времени правительство
начало определять число обучающихся
студентов, однако определённая степень
свободы в принятии решений сохранялась.
Появилась новая научная дисциплина –
социальная работа. Таким образом,
служба социальной работы в Швеции начала
складываться с начала XX века.
Опыт обучения
социальной работе в Швеции.
Учебные программы
социальной работы имеются в
университетах шести шведских
городов (Гетеборг, Лунд, Стокгольм,
Умео, Эребру и Эстерсунд).
Каждая школа или факультет (департамент)
имеет комитет по учебной программе, состоящий
из представителей школы, преподавателей,
студентов. Он решает вопросы учебной
программы, содержания учебников, экзаменационной
формы и т.д. Приём в школы ограничен. Каждый
год в Швеции принимают на обучение около
тысячи студентов. Например, в университете
Лунда в год принимают 150 студентов.
Полная учебная программа занимает 3-3,5
года в зависимости от периода практики.
Специалист, получивший диплом бакалавра
науки по социальной работе, называется
социономом.
Кроме общих требований, применяемых во
всех университетах Швеции, студент
должен обладать определёнными знаниями
в области социальной науки и математики.
Имеются также определённые критерии
для великовозрастных студентов и студентов
со стажем работы более четырёх лет. Иностранные
студенты должны доказать свои знания
шведского языка.
Учебная программа
социальной работы в Швеции
Семестр Дисциплина
1-2 Социальная структура
и социальная политика, право, в частности
социальное право, политические науки,
психология, методы социальной работы.
3 Практика под наблюдением
инструктора
4-5 Социальная работа,
психосоциальная работа, социальное право,
социальные проблемы и планирование.
6 Практика под руководством
инструктора
7 Глубокое изучение
предметов, один из трёх спецкурсов по
выбору: социальная работа с группами
населения.
Обучение студента
начинается с основного учебного
курса, который включает (см. предметы
1-2 семестра). После первого года
обучения в течение одного семестра
студент проходит практику под наблюдением
инструктора. Практика проходит в различных
местах, инструкторы назначаются
школой. На практике студенты работают
вместе с консультантами, которые
обеспечивают индивидуальное планирование
работы каждого студента и осуществляют
контакты в течение всей практики
со студентами и инструкторами. Студенты,
не имеющие опыта работы с клиентами,
должны проходить практику в течение
двух семестров и под наблюдением
инструкторов. Студенты, имеющие опыт
социальной работы, проходят упомянутую
программу в течение одного семестра.
В этом случае второй семестр, который
был отведён для практики, будет
посвящен вопросам изучения теории социальной
работы. На практике студент получает
возможность применить свои теоретические
знания и наметить план для последующих
теоретических исследований. Задача
состоит в том, чтобы передать
студенту профессиональный опыт и помочь
работать самостоятельно. После первой
практики в течение двух семестров
изучается сама дисциплина социальной
работы, состоящая из психосоциальной
работы, социального права и социальных
проблем и планирования. Затем
студент проходит вторую практику,
после чего он выбирает один из трёх
курсов. Эта практика предполагает
изучение различных направлений
и областей работы с группами населения.
В завершении учебной программы
студент получает диплом бакалавра
социальной работы.
Подготовка исследователей
социальной работы.
До реформы
1977 г. исследовательские возможности
в шведских школах социальной
работы были ограничены. После
реформы ситуация изменилась. Была
создана новая академическая
дисциплина – социальная работа
на основе объединения соответствующих
разделов традиционных академических
дисциплин. В университетах Гетеборга,
Стокгольма, Лунда и Умео была
введена должность профессора
социальной работы. Шведский профессор
социальной работы должен решать следующие
задачи: 1)Изучение социальных проблем
и разработка мер по их решению 2)Анализ
социальных причин этих проблем 3)Анализ
различных типов решений, развитие знаний,
результатом которых могут быть профилактические
меры и их практическое применение. Сюда
же включены такие виды деятельности,
как социальное планирование, социальные
услуги для специальных групп, работа
в общинах, деятельность в соседних округах
и социальная психологическая терапия.
В Швеции, население которой составляет
примерно 8 млн. человек, насчитывается
примерно 20 тыс. профессионально подготовленных
специалистов – социальных работников. Социальные
работники имеют разный уровень подготовки
и образования. Условно можно выделить
три основные группы социальных работников
в Швеции: первую составляют те, кто занимается
уходом за больными людьми и инвалидами.
Они в основном работают в лечебных заведениях.
Вторая группа представлена социальными
педагогами и третья группа собственно
социальные работники (патронаж). Понятие
«социальные проблемы» является ключевым
в описании области исследования патронажа.
Патронаж может быть определён как различные
методы осуществления социальных перемен
с акцентом на решение тех социальных
проблем, с которыми работники патронажа
имеют дело. Эта группа представляет наиболее
эффективно действующую, разветвлённую
многочисленную группу социальных работников.
Научные работники в этой группе, имея
образование исследователей, ведут и исследовательскую
работу. Отделение патронажа ежегодно
принимает около 200 новых студентов по
большей части в возрасте 19-25 лет. Эти студенты,
после 3,5 лет обучения сдают экзамен на
диплом. После достижения этой степени
они будут обычно заняты в качестве профессиональных
работников патронажа (социальные работники)
в отделах патронажа или социального обеспечения
муниципалитетов и окружной администрации,
а частично – в правительственных органах
и агентствах, на частных предприятиях,
в добровольных и филантропических организациях.
Ежегодно около 1000 студентов сдают экзамен
в шести отделениях патронажа. Самый низкий
уровень образования может быть у тех,
кто осуществляет уход за больными, инвалидами
на дому. Количество специалистов, имеющих
высшее образование невелико. Так, в Гетеборге
из 10 тыс. социальных работников только
600 имеют высшее образование по квалификации
«социальный работник» Из 20 тыс. социальных
работников в Швеции 55% специалистов трудятся
в комуннах. Шведская комунна – административно
– территориальная единица чуть меньшая,
чем область в России. В Швеции основная
работа проводится на уровне, соответствующем
району (в терминах России). Часть специалистов
с высшим образованием (45%) распределена
следующим образом: примерно 15% от этого
количества находятся в аппарате областного
руководства; широко представлены
в Шведском парламенте: из 120 парламентариев
15 человек являются социальными работниками
по образованию. Остальные работают в
медицинских учреждениях, больницах, часто
занимая высокие административные должности;
в исправительно-трудовых заведениях,
занимаясь непосредственно с правонарушителями;
в центрах социальной реабилитации в отношении
неблагополучных семей, трудных подростков
и молодёжи, пожилых людей, инвалидов,
алкоголиков и наркоманов; в бюро по поиску
рабочих мест (5%), где проводится большая
работа с нетрудоспособными людьми, длительно
болеющими, социально слабо защищенными
людьми; в школах и заведениях, занимающихся
подготовкой социальных работников; в
специальных учреждениях в качестве специалистов
по планированию семьи и т.д. Некоторые
социальные работники специализируются
на работе с индивидуумом и семьёй, что
получило английское название «social work».
В основе работы таких специалистов лежат
идеи З.Фрейда с его психотерапией. Социальный
работник составляет тщательно продуманный
план беседы с клиентом и систему консультаций
с ним. Кроме того, в Швеции применяется
также общинный метод социальной работы,
т.е. работа сразу с группой людей, имеющих
аналогичные проблемы. Социальные работники
в Швеции имеют статус одной из крупнейших
и общественно важных профессиональных
групп. Они оказывают «человеческую помощь
и помогают людям оказать помощь самому
себе». Это означает, что на основе анализа
общей ситуации человека, попавшего в
тяжёлое положение, необходимо дать ему
возможность выйти из него.
Его специализация зависит от условий
работы. Важно, что социальная работа проводится
в Швеции на различных уровнях: индивидуально,
в семье, в общине, на муниципальном, общенациональном
и даже международном уровнях. И везде
её основная цель состоит в ограничении,
уменьшении болезненности различных проблем,
возникающих в жизни.