Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:36, шпаргалка
1. Объект и предмет социологии
2. Структура социологии и уровни социологического знания
3. Методы социологического исследования.
Система наук, по
Конту, представляет порядок, выражающий
в логической форме исторический процесс
развития знания от простого к сложному,
от низшего к высшему, от общего к специфическому.
Каждая ступень в развитии знания — наука
более высокого порядка — подразумевает
предыдущую как свою необходимую предпосылку.
По определению Огюста Конта иерархия
основных наук выглядит так:
математика-астрономия-физика-
Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохраняющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двойственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологическое состояние, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятельности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества.
Огюст Конт не был новатором в науке в революционном понимании, а выступал добросовестным и тщательным систематиком, который обобщал разнообразные идеи своего времени и осуществил первую попытку создания системы социологического знания.
№12. Теория социального действия М.Вебера.
Теория М. Вебера возникла
на волне антипозитивистской реакции.
По мнению М. Вебера, социология должна
учитывать субъективные аспекты
социально-исторических явлений, т.е. интересы,
потребности и цели человеческой
деятельности, но в то же время она
не может игнорировать присущие научной
методологии требования объективности
и эмпирической проверяемости. Социология
должна быть ценностно-нейтральной
наукой, а ее главная задача заключается
в том, чтобы понимать смысл и
значение человеческих действий и с
учетом их раскрывать причинные законы
развития общества. М. Вебер выделял
четыре основных типа социальных действий:1)
целерациональный, в котором имеют
место соответствие целей и средств
действия;2) ценностно-рациональный,
в котором действие совершается
ради какой-то ценности;3) аффективный,
базирующийся на эмоциональных реакциях
людей; 4) традиционный, происходящий
в соответствии с традициями и
обычаями. Вебер отмечает, что описанные
четыре типа не исчерпывают собой
всего многообразия видов человеческого
поведения, однако их можно считать
самыми характерными. Описанные Вебером
типы социального действия – это
не просто методологический прием, удобный
для объяснения. Вебер убежден, что
рационализация рационального действия
– это тенденция самого исторического
процесса. Большой вклад внес М. Вебер
в развитие политической социологии,
выделив три типа господства: харизматический,
основывающийся на аффективном действии
и слепой вере в вождя; традиционный
и бюрократический, которые соответствуют
трем типам социального действия:
аффективному, традиционному и
№13. Контуры развития Западной социологии (К.Маркс, э.Дюргейм, Г.Спенсер)
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом.
Важную роль в формировании
воззрений Дюркгейма сыграли
идеи Г. Спенсера и биоорганической
школы. Влияние Спенсера было неоднозначным:
одновременно «негативным» и «позитивным»
в указанном выше смысле. Однако
в исследованиях Дюркгейма
В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой»
Дюркгейму было присуще широкое
толкование социализма, он считал, что
для его понимания нужно
Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм».
Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона социологизма», т. е. концепция социальной реальности
Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.
Центральной социологической
идеей, которая практически проходит
через всю творчество Дюркгейма,
является идея общественной солидарности.
По существу, солидарность для него
- синоним общественного
Английский мыслитель Герберт Спенсер - последователь позитивистских идей О. Конта - является основателем органической школы в социологии.
Наличие тесной связи общества
и природы привело ряд
Спенсер опирался на идею сходства
социальных систем с живыми организмами.
Органический подход к обществу, государству,
социальным институтам позволял рассматривать
их как живые, развивающиеся целостности,
связанные между собой
Спенсером утверждаются 4 пункта
сходства организма и общества: во-первых,
как живые организмы, так и
общества, возникая посредством соединения
незначительного числа частей, постепенно
так увеличиваются в объеме, что
некоторые из них достигают размера
в десять тысяч раз более
Карла Маркса
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.
В историческом материализме понятие «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.
Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, впоследствии роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.
Марксизм – идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее. Если представители ХVIII века считали, что развитие общества пойдет в будущем по пути безграничного прогресса, то О. Конт и Г. Спенсер находят, что все главные идеи прогресса уже воплощены в буржуазном обществе и дальнейшее развитие буде эволюционным совершенствованием этого общества. В последние годы своей жизни Г. Спенсер отказывается от термина «прогресс» и заменяет его весьма неопределенным понятием «эволюция».
№14. Особенности развития социологии в США в 20 вв.
а рубеже XIX и XX вв. в американской
социологии осуществляются ассимиляция
европейских социологических
Европейское и американское
общество в тот период, когда его
изучали теоретики «
Если в Европе социологическая
мысль развивалась в тесном контакте
с философией, то в Америке среди
социологов получила широкое распространение
социальная психология. Представители
обеих культур стремились объяснить
эволюцию и функционирование общества,
но делали это по-разному: европейцы
больше тяготели к глобальным исторических
схем, американцы - к конкретным моделям
и прикладным разработкам. Важная роль
в развитии психологической концепции
зеркального «Я» в американской
социологии принадлежит Ч. Кули (1864
- 1929). Первичными фактами общества являются
представления, которые люди имеют
друг о друге, а личность - это
сумма психических реакций
• собственное представление о том, каким
я кажусь другому;
• представление других о нас;
• те эмоции, которые вызывает у нас сопоставление
нашего представления о себе и представление
о нас другие.
№15. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.
В центре внимания субъективной
социологии стояли разработка учения
об обществе в целом, выявление закономерностей
и направленности его развития. Значительное
внимание представители субъективной
социологии уделяли разработке теории
общественного прогресса. Сущность
общественного развития, по Лаврову,
состоит в переработке
Из естественной науки сделать точную.
Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”
Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».
Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.