Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии
2. Структура социологии и уровни социологического знания
3. Методы социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

социология 1-22.docx

— 68.88 Кб (Скачать)

Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. По определению Огюста Конта иерархия основных наук выглядит так: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна. Выдвигаемое Контом требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации смысла истории, стало новаторством.

Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохраняющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двойственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологическое состояние, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятельности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества.

Огюст Конт не был  новатором в науке в революционном понимании, а выступал добросовестным и тщательным систематиком, который обобщал разнообразные идеи своего времени и осуществил первую попытку создания системы социологического знания.

 

№12. Теория социального действия М.Вебера.

Теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции. По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты  социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она  не может игнорировать присущие научной  методологии требования объективности  и эмпирической проверяемости. Социология должна быть ценностно-нейтральной  наукой, а ее главная задача заключается  в том, чтобы понимать смысл и  значение человеческих действий и с  учетом их раскрывать причинные законы развития общества. М. Вебер выделял  четыре основных типа социальных действий:1)     целерациональный, в котором имеют  место соответствие целей и средств  действия;2)  ценностно-рациональный, в котором действие совершается  ради какой-то ценности;3)  аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей; 4)  традиционный, происходящий в соответствии с традициями и  обычаями. Вебер отмечает, что описанные  четыре типа не исчерпывают собой  всего многообразия видов человеческого  поведения, однако их можно считать  самыми характерными. Описанные Вебером  типы социального действия – это  не просто методологический прием, удобный  для объяснения. Вебер убежден, что  рационализация рационального действия – это тенденция самого исторического  процесса. Большой вклад внес М. Вебер  в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют  трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

 

 

№13. Контуры развития Западной социологии (К.Маркс, э.Дюргейм, Г.Спенсер)

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли  идеи Г. Спенсера и биоорганической  школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось  и «позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и  к структурно-функциональной стороне  социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором  каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером  французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм»  и «коммунизм». С его точки  зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех; социализм же, наоборот, основан  на разделении труда и «стремится связать различные функции с  различными органами и последние  между собой»

Дюркгейму было присуще широкое  толкование социализма, он считал, что  для его понимания нужно исследовать  все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм  следующим образом: «Социализм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».

Несмотря на то что научное  творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний  и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука  уже сформировалась. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто  обозначают как «социологизм».

Для понимания дюркгеймовского  «социологизма» необходимо выделить и  различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона  социологизма», т. е. концепция социальной реальности

Однако «социологизм»  Дюркгейма выходит за рамки этого  методологического принципа. Поскольку  в соответствии с его «социальным  реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так  и объясняющих фактов. Социологический  способ объяснении провозглашается  единственно верным, исключающим  другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая  наука о социальных фактах, но и  как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые  различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику  и др.

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых  Дюркгейм обосновывал необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки.

Центральной социологической  идеей, которая практически проходит через всю творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния.

 

Английский мыслитель Герберт Спенсер - последователь позитивистских идей О. Конта - является основателем органической школы в социологии.

Наличие тесной связи общества и природы привело ряд мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно  организмам в природе естественным эволюционным путем. Так и возникла «органическая теория» общества, страстным пропагандистом которой  стал Г. Спенсер. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов.

 

Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать  их как живые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразными структурно-функциональными взаимозависимостями. В свете эволюционно-органического  подхода главной задачей индивидов  являлось самосохранение и адаптация  к социальным системам.

Спенсером утверждаются 4 пункта сходства организма и общества: во-первых, как живые организмы, так и  общества, возникая посредством соединения незначительного числа частей, постепенно так увеличиваются в объеме, что  некоторые из них достигают размера  в десять тысяч раз более первоначального. Во-вторых, и те и другие развиваются  по одному типу, переходя от простого к  сложному. В-третьих, и в тех, и  в других постепенно развивается, растет и крепнет взаимная зависимость  частей, достигая такой степени, что  жизнь и деятельность каждой части  обусловливается жизнью и деятельностью  остальных частей. В-четвертых, элементы организма, а также элементы общества рождаются, совершают свое развитие, действуют и умирают каждый сам  по себе, между тем, как целое продолжает жить и переживать одно поколение  элементов за другим.

Карла Маркса

Марксистская  социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

В историческом материализме понятие «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.

Углубляя и развивая философский  материализм, Маркс довел его  до конца, распространил его познание природы на познание человеческого  общества. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю  и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, впоследствии роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.

Марксизм – идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее. Если представители ХVIII века считали, что развитие общества пойдет в будущем по пути безграничного прогресса, то О. Конт и Г. Спенсер находят, что все главные идеи прогресса уже воплощены в буржуазном обществе и дальнейшее развитие буде эволюционным совершенствованием этого общества. В последние годы своей жизни Г. Спенсер отказывается от термина «прогресс» и заменяет его весьма неопределенным понятием «эволюция».

№14. Особенности  развития социологии в США в 20 вв.

а рубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляция  европейских социологических теорий и выработка специфического ракурса  анализа социальной реальности. Практичность как одна из доминирующих черт национального  характера отразилась на направленности исследований в рамках американской социологической школы. В американской социологии развитие шло в направлении  ослабления интереса к общей социологической  теории и перехода к частным эмпирических исследований.

Европейское и американское общество в тот период, когда его  изучали теоретики «классического»  периода развития социологической  науки, переживало потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря индустриальной революции, разворачивался во всю свою мощь: рост промышленных городов-спрутов, обезземеливание крестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми, пауперизация и обнищание  широких масс. И все это - на фоне невиданного расширения политических прав, прежде всего для средних  слоев, а не только для аристократии (как прежде), на фоне появления железных дорог, газовых фонарей, кинематографа, пароходов и других невиданных ранее  чудес «века железа», как его  окрестили позже историки.

Если в Европе социологическая  мысль развивалась в тесном контакте с философией, то в Америке среди  социологов получила широкое распространение  социальная психология. Представители  обеих культур стремились объяснить  эволюцию и функционирование общества, но делали это по-разному: европейцы  больше тяготели к глобальным исторических схем, американцы - к конкретным моделям  и прикладным разработкам. Важная роль в развитии психологической концепции  зеркального «Я» в американской социологии принадлежит Ч. Кули (1864 - 1929). Первичными фактами общества являются представления, которые люди имеют  друг о друге, а личность - это  сумма психических реакций человека на мнения окружающих людей. Самосознание человека включает три главных элемента: 
• собственное представление о том, каким я кажусь другому; 
• представление других о нас; 
• те эмоции, которые вызывает у нас сопоставление нашего представления о себе и представление о нас другие.

№15. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

  • Первый этап — с середины XIX века до 1918 года
    • Субъективная социология (Лавров, Михайловский)

В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей  и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся  гибкими, динамичными структурами  и отношениями.

    • Позитивизм (М. Ковалевский)

Из естественной науки  сделать точную.

    • Социология марксизма

Маркс – теория экономических  формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю  начинают капиталистические формации”

    • Теория культурно-исторических типов

Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.

    • 1850 -е – зарождение основных направлений классической социологии

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"