Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 экзамеционных вопросов по дисциплине "Социология и политология".
В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.
Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.
Физические, интеллектуальные,
психологические и нравственные
возможности
Организационная
власть (административный
ресурс) тем
заметнее, чем сложнее управляемый социальный
организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократическиест
В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.
В рамках политической системы вырабатывается политическая линия, экономическая, социальная, культурная и другие формы политики. Одновременно политическая система выполняет ряд функций. Это - определение целей, задач, программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение ценностей.
Таким образом, политическая система общества - это совокупность институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных объединений граждан) и норм (правовых и нравственных), в рамках которой осуществляется политическое руководство и государственное управление обществом.
Государство занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и стойкость, ориентацию на важные общественные дела. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.
Государственные
институты развивались и
Общими для государства являются следующие признаки:
1. Суверенитет
государства. Только
2. Отделение публичной власти от общества,
ее несовпадение с организацией всего
населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
3. Монополия на легальное применение силы,
физического принуждения. Диапазон государственного
принуждения простирается от ограничения
свободы до физического уничтожения человека,
что определяет особую действенность государственной
власти. Для выполнения такого властного
метода как принуждение у государства
имеются специальные средства (оружие,
тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция,
служба безопасности, прокуратура, суд.
4. Территория, очерчивающая границы государства.
Законы и полномочия государства распространяются
на людей, проживающих на определенной
территории. Обычно, оно строится на основе
территориальной и этнической общности
людей.
5. Обязательность членства в государстве.
В политической партии или в общественной
организации человек может состоять по
собственному желанию. Государственное
гражданство обязательно и получает его
человек с момента рождения.
6. Право на взимание налогов и сборов с
населения, которые необходимы для содержания
аппарата государственных служащих и
для материального обеспечения так называемой
бюджетной сферы: вооруженных сил, образования,
науки, культуры, социального обеспечения
граждан.
7. Претензия на представительство общества
как целого и защиту общих интересов, и
общего блага. Ни одна другая организация
не претендует на представительство и
защиту всех граждан и не обладает для
этого необходимыми средствами.
Раскрывая
содержание понятия "государство",
необходимо уяснить и функции, которые
оно выполняет. Это организационно-
Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).
Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).
Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления.
Различают три
вида монархий. Подавляющее большинство
существующих ныне монархий — конституционные,
где законодательная власть принадлежит
парламенту, а исполнительная правительству,
тогда как монарх «царствует», но
не правит (Великобритания, Норвегия, Шве
Абсолютная
монархия это форма правления, при
которой правительство или
Ещё одна из монархических форм правления — теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).
Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемогоВеликобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы — Канада,Австралия, Новая Зеландия и т. д.
Российское общество успешно прошло сложный этап адаптации и преобразований постсоветского периода и идет по пути модернизации экономики и социальной жизни. Этот процесс в XXI веке означает усложнение системы общественных связей и интересов, рост требований и ожиданий граждан. Такая модернизация порождает необходимость открытого и честного диалога между гражданским обществом и государственными структурами.
признание воли народа единственным источником государственной власти;
осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
выборность
и сменяемость органов
наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (в форме прямого участия населения или на основе представительной демократии);
широкий объем и реальное осуществление прав человека, экономическая и политическая свобода личности;
наличие официальных
механизмов, обеспечивающих учет мнений
и интересов меньшинства
децентрализация государственной власти;
политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и других политических сил);
наличие легальной политической оппозиции.
Как важнейшее достоинство демократического политического режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
Признаки политической партии:
1. Любая партия
является носителем идеологии.
Речь идет о том, что партия
стремится выразить наиболее
существенные, коренные, долговременные
интересы той или иной
2. Любая партия
представляет собой