Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:51, реферат
По данным ООН в мире в настоящее время употребляют марихуану почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн. человек, кокаин - 13,4 млн. человек, героин и опиаты – 8 млн. человек. Причём количество, попавших в эту печальную статистику, неуклонно растёт.
Введение
Основная часть
Наркотики в современном мире
1.1.Наркотики как бренд
1.2. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах
Особенность включения школы в профилактику наркомании
2.1.Профилактика наркомании в школе
2.2.Учителя и ученики.
2.3. Школа и родители
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
Принципиальным остается вопрос: допустимо ли просто говорить о проблеме? Не должна ли школа (и общество) предлагать какую-то "альтернативу, которая была бы интересна детям"? "Не наносим ли мы вреда своей информацией?" Кроме того, некоторые ученики демонстрируют более глубокие познания о наркотиках, иногда именно они становятся для учителей источником информации о тех или иных наркотиках и их действии.
Ведущиеся дискуссии о том, что, может быть, уже нужно прекратить работу по информированию детей и подростков о наркомании и наркотиках «наоборот возбуждающую интерес попробовать», скорее всего, являются показателем неэффективности мероприятий, проводимых в школе.
Необходимость "шоковой терапии" объясняется еще и «привыканием» к остальным формам преподнесения информации. Страх необходимо сеять не только вокруг образа наркомана, но и вокруг наркотиков и привыкания к их употреблению. Особенно это действенно при работе с 5-6-ыми классами, которые еще не готовы к восприятию устрашающих наглядных образов. Критическим в этом смысле возрастом считается 13-14 лет, когда дети опасности не понимают.
Особенности
взаимоотношений "учитель-
Но самые большие противоречия связаны с поколенческими различиями между учителями и учениками. Векторы поколенческих различий задаются спецификой адаптации родителей и их детей к меняющимся социально-экономическим условиям (социальное расслоение, идеологический вакуум, отсутствие внимания со стороны общества к проблеме воспитания детей и обозримой системы социализации и т.п.), а также особенностями воспитательных подходов родителей, отражающих их стремление дать детям то, чего они были лишены в своем детстве.
Учителя
солидарны с родителями в том,
что современные дети более информированы,
свободны, индивидуалистичны, мобильны
(легко приспосабливаются к
На воспитательные модели в школе влияет и дезорганизация внутренней школьной жизни (распад молодежных организаций), и снижение авторитета учителя7.
Все это сказывается на работе учителя, который оказывается в ситуации необходимости поиска новых педагогических формул. Так, например, по наблюдению учителей, современный ученик - это индивидуальность и личность, но не часть коллектива. Дети самолюбивы, им нельзя приказывать, на них нельзя давить, а нужно уважать. Особенно сложно приходится учителям со "старыми" ценностями: им сложно принять принципы и ценности, которые несут дети в "старую школу". Они остаются при своем убеждении, что "отношение к делу, к учебе, оно из поколения в поколение не должно меняться"8. Существующие социокультурные и психологические барьеры затрудняют взаимоотношения между учителем и учеником.
Напряженность отношений между родителями и учителями, вплоть до открытого противостояния и конфликта, свидетельствует о десинхронизации педагогической коммуникации и о противоречиях в ожиданиях по отношению к участию сторон в воспитании ребенка-ученика.
Основная проблема, с которой сталкиваются учителя, независимо от типа школы, региона и т.д., - рост недоверия родителей к учителям, к их информации и оценкам, "нежелание" родителей включать школу в семейное воспитание9.
В последние годы учителя отмечают резкое снижение посещаемости родительских собраний. Родители активно следят за учебой детей до 5-6 класса и потом вновь обращают внимание на успеваемость в 9 классе; в самый сложный, подростковый период (7-8 классы) учителя их не видят. Еще меньше родителей-энтузиастов, которые проявляют инициативу и принимают участие в организации коллективных мероприятий для класса или в работе родительских комитетов и т.д.10
В рассуждениях о причинах такой ситуации учителя делятся на две группы, в зависимости от того, на кого они возлагают вину - на школу или на семью. С одной стороны, современные родители не всегда готовы, в силу разных обстоятельств (прежде всего экономических), в должной мере принимать участие в воспитании детей. При этом у учителей доминирует установка возлагать ответственность за любые учебно-воспитательные проблемы на родителей.
Много претензий в адрес школы звучит и со стороны родителей, которые ожидают от нее больше, чем она сейчас может дать. Нарекания связаны не только с удорожанием обучения, необходимостью оплаты питания в школе, учебников, ремонта и т.д., но и с отношением учителей к воспитанию и организации досуга учеников. Эти претензии естественны со стороны тех, кто вырос в "советской школе", которая, претендуя на роль тотального воспитателя подрастающего поколения и обеспечивая идеологическую надежность фундамента будущего общества, одновременно обеспечивала моральное и физическое высвобождение родителей для общественно-полезного труда.
Одно из наиболее ярких и острых проявлений кризиса воспитательной модели - это разрушение былого распределения ответственности за ребенка между школой, родителями и коллективом друзей. Учителя сетуют, что дети стали «неуловимы»: дома - одни, в школе - другие, на улице - третьи. Самая опасная зона - это улица. Если раньше здесь работали механизмы идеологического воспитания (коллектив, команда и т.д.), то теперь здесь господствуют внутренние закрытые правила.
Принципиальными являются доверительные отношения между родителями и детьми. Несмотря на демонстрируемое многими родителями тесное и открытое общение с ребенком, они, как правило, признают, что их сын (или дочь) никогда им не расскажут о своем опыте употребления наркотиков (но в душе продолжают надеться, что это не так). Еще труднее родителям представить, что будет, если они узнают, что их ребенок употребляет наркотики. Это область страха, паники, невозможного. Страха не только за жизнь и здоровье детей, но и перед общественным мнением.
В целом, родители не снимают с себя ответственности, но большие надежды возлагаются на школу. Учителя, анализируя ситуацию в семьях, констатируют, что современные родители не умеют или не имеют возможности воспитывать, однако, школа не может заменить родителей и не может изменить семью (только лишив родителей прав на ребенка).
III. Заключение
На наш взгляд, особенности организационной культуры в учреждениях школьного образования, методическая неподготовленность, "чуждость" самой проблемы как таковой способствовали формированию специфической модели восприятия и ведения профилактики подростковой наркомании. Наркомания проблематизируется только после очередного "инцидента" в стенах школы.
Несмотря
на то, что отношение к росту
употребления наркотиков окутано мифами
и противоречиями, период лихорадочного
нагромождения "
Анализ школьного опыта работы в области профилактики подростковой наркомании подводит к мысли о крайней необходимости социально поддерживаемых программ по формированию консолидированного подхода школы, родителей, специализированных структур (здравоохранение, милиция и т.д.). Одна из основных проблем, оказывающих влияние на эффективность взаимодействия - это искаженное общественное мнение, не обладающее реальной информацией о масштабах распространения подростковой наркомании и не располагающее адекватным представлением о том, кто и как может на нее повлиять. В общественном сознании преобладает традиционный подход к распределению ответственности между школой, родителями и обществом за воспитание подрастающего поколения. Одна из насущных и инструментальных проблем в школе - это отсутствие разноуровневой и разноплановой литературы для учителей, родителей и для детей разных возрастных групп. Помещение проблемы подростковой наркомании в школе в рамки бюрократической отчетности, в соответствие с которой оценивается результативность работы педагогического коллектива школы, лишает ее содержательного смысла, подменяя значение и цель работы.
Профилактика наркомании в настоящее время должна стать главной составляющей индивидуальной системы здорового образа жизни и должна быть направлена в первую очередь на предупреждение первого употребления наркотика, на формирование твердой жизненной установки: в любой обстановке и в любых случаях жизни не допустить первой пробы наркотика.
Каждый человек волен сделать свой выбор, по какому пути идти. По пути получения удовольствий от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной жизни, или по ложному пути получения удовольствий от приема психоактивных веществ, а значит, по пути уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.
Благополучная
жизнь несовместима ни с курением,
ни с пьянством, ни с наркоманией.
Здоровый и счастливый человек свободен
от этих пороков.
Ссылки