Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:51, реферат
По данным ООН в мире в настоящее время употребляют марихуану почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн. человек, кокаин - 13,4 млн. человек, героин и опиаты – 8 млн. человек. Причём количество, попавших в эту печальную статистику, неуклонно растёт.
Введение
Основная часть
Наркотики в современном мире
1.1.Наркотики как бренд
1.2. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах
Особенность включения школы в профилактику наркомании
2.1.Профилактика наркомании в школе
2.2.Учителя и ученики.
2.3. Школа и родители
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
1.2. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах
Непременное условие проявления интереса к любому объекту – информированность о нем. Процесс приобщения детей, подростков и молодежи к потреблению наркотических средств начинается с широкого информирования. Его механизм является скрытым и реализуется как наркоторговцами розничной сети, так и самими потребляющими. Этот механизм превратился за прошедшие 10 лет в устойчивый элемент молодежной среды, а тема наркотиков – в элемент массовой молодежной субкультуры.
Широкое
информирование молодежи о наркотических
средствах происходит преимущественно
через межличностную
|
Рисунок 3. Доля подростков и молодежи, информированных об основных видах наркотических средств и психоактивных веществ, % |
Уже
в 11 лет почти каждый третий ребенок
информирован о наркотических средствах
каннабисной и опийной групп. В 13 лет информированных
уже две трети, а к 16 годам их доля приближается
к 80% (см. табл.1). Информированность о наркотических
средствах высока и у юношей, и у девушек
(см. табл. 2).
Таблица 1
Информированность представителей различных возрастных групп подростков и молодежи о наркотических средствах и психоактивных веществах, %
|
Таблица 2
Информированность юношей и девушек о наркотических средствах и психоактивных веществах, %
|
Приведенные результаты исследования свидетельствуют, что за прошедшие 10-12 лет в России сформировалась обширная среду для распространения наркотиков. Вокруг детей, подростков и молодежи создано такое информационное поле, которое образует благоприятную почву для рекламы наркотических средств, причем эта реклама воспринимается даже в неявном виде как пропаганда.
Во второй половине 90-х гг. в список "вредных привычек", профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна – наркомания (или, вернее, наркомания и токсикомания). Отсутствие стратегических и тактических представлений о целях и методах профилактики наркомании в школе, ограниченность внутренних ресурсов школы, на которые она преимущественно опиралась, обострение противоречий между новейшими ценностными трансформациями и консервативными педагогическими практиками проблематизировали само понимание профилактики наркомании в школе.
Закрытость школы, стремление завуалировать или иногда даже «не видеть» проблему приводит к искаженному восприятию реальной ситуации. Учителя зачастую не могут с уверенностью сказать, пробовали их ученики наркотики или нет, а иногда и не обладают информацией даже о выявленных случаях употребления наркотиков не только вне, но и внутри школы.
О наркотиках как проблеме в школах России начали всерьез говорить в начале 90-х гг. Нужно уточнить, что тогда внимание учителей было сконцентрировано на токсикомании, достигшей наибольшего размаха к концу 90-х. Учителя впервые столкнулись с потребностью в информации, необходимой для распознавания состояния наркотического опьянения для адекватной реакции по отношению к ученику. Наркомания заняла свое место в списке вредных привычек наряду с табакокурением, алкоголизмом, в профилактике которых школа имела большой опыт.
Сегодня ситуация изменилась. Учителя проявляют крайнюю озабоченность, но ограничивают свое участие в антинаркотической работе только профилактикой. По-прежнему сохраняется ощущение, что школа борется с этой проблемой в одиночку.
Оценка актуальности проблемы наркомании учителями варьируется в зависимости от того, в границах какого социального пространства она дается: наркомания в России, наркомания в ближайшей среде обитания (микрорайоне), наркомания в школе. В первом случае подчеркивается попустительство государственных лидеров, бездействие милиции и кризис в обществе. Вторая зона отражает родительскую позицию учителя, где наркотики становятся угрозой для жизни их собственного ребенка и его сверстников. Именно здесь наркотики становятся самой актуальной проблемой и вызывают тревогу и панику
Школы не имеют информации о случаях употребления и распространения наркотиков вне школы, поскольку наркологические диспансеры и центры социально-психологической помощи не разглашают информацию о своих подопечных. Отвечая на вопрос об актуальности проблемы в школах города, учителя ссылаются, порой, на слухи и на свой личный опыт. Следствием этого является противоречивая оценка динамики распространения наркомании, хотя мнение о развитии проблемы по нарастающей преобладает (это мнение учителей ГОУ ЦО 491 г. Москвы и ГОУ СОШ 1256 г. Москвы).
Точно так же, но по другим причинам, дети и родители скрывают от учителей случаи употребления наркотиков, школа скрывает от начальства, а начальство скрывает от общественности. Так информация обо всем, что связано с наркотиками, становится закрытой (или скрываемой), что становится частью политики построения беспроблемной зоны в школе.
Но нельзя сказать, что учителя полностью отрицают употребление наркотиков учениками школы. В любом случае есть круг "подозреваемых", а вопиющие инциденты связаны с появлением ученика в школе в состоянии наркотического опьянения или уличением кого-то из школьников в распространении наркотиков.
В работе по профилактике наркомании среди учащихся школы выделяются следующие группы учащихся: "обнаружившиеся" в школе "наркоманы"; подростки, замеченные в употреблении или распространении наркотиков вне школы; группы риска и трудные подростки; остальные учащиеся школы.
Наложение на проблему наркомании вето "молчания" и выведение ее за пределы "нормального" приводят к формированию в школе феномена стигматизации наркомании и наркотиков и выталкивания ее за границу зоны ответственности. Подозреваемые в употреблении наркотиков рассматриваются как потенциальная проблема и становятся объектом исключения и изоляции, что в целом соответствует принятым в педагогике практикам социального контроля4.
Можно выделить две основные стратегии по отношению к школьнику, замеченному в употреблении и распространении наркотиков. Первая стратегия подчеркивает необходимость изоляции "патологично больного ребенка" из школьной среды, ограждения остальных от его влияния. В этом случае "наркомана" исключают из школы, либо дают понять, что его дальнейшее обучение невозможно, либо переводят на вечернее обучение и т.д.
Другая стратегия отстаивает права подростка, "попавшего в беду", на помощь, поддержку и невозможность его изоляции. Сторонники этой позиции призывают "не отворачиваться от этих детей", а "воспитывать в коллективе".5
Следующая стратегия – выделение группы "трудных подростков". К трудным подросткам относят нарушителей дисциплины, прогульщиков, состоящих на учете в милиции и т.д. Постановка на внутришкольный учет гарантирует им регулярный контроль со стороны инспектора милиции и администрации школы. Это общий принцип работы многих московских школ, в частности и рассмотренных нами.
Профилактика наркомании в школе охватывает учеников, их родителей, а также учителей. На учебный год составляется план работы, в который обязательно включается и работа по профилактики наркомании. Таким планы существуют и в изучаемых школах и включают в себя как мероприятия разовые, так и проводящиеся систематически в частности с привлечением специалистов МЦ "Дети улиц", профессиональных врачей – наркологов, проведение регулярных операций "Подросток".
Элементы профилактики наркомании становятся предметом обсуждения в рамках специальных предметов, таких как "Основы безопасности жизнедеятельности", "Граждановедение" и т.д., а также косвенно затрагиваются при обсуждении близких тем по биологии, литературе, истории и т.д.
Эти мероприятия являются частью обширной пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Главная проблема работы в этом направлении, по мнению многих, заключается в том, что для достижения желаемого результата необходимо, чтобы выступающий обладал совокупностью характеристик: пользовался авторитетом среди детей, обладал необходимой информацией и умел ее правильно преподнести, т.е. был профессионалом. Беседа должна быть серьезная и на высоком уровне. Учителя озабочены доминированием формального подхода к лекциям и беседам, который проявляется и в том, что медики и представители правоохранительных органов стремятся охватить как можно более широкую аудиторию "за один раз", предпочитают лекции беседам, что многократно снижает эффективность мероприятия как такового.
Позитивный
опыт сотрудничества с медиками и
представителями
В некоторых школах есть опыты публичного разыгрывания и обсуждения жизненных ситуаций вокруг наркотиков, по примеру телевизионных ток-шоу (наподобие «Человек в маске») (в ГОУ СОШ 1256), организации школьных агитбригад (в ГОУ ЦО 491), постановки детских спектаклей на тему наркомании, подготовки школьных лекторских групп.
Все эти мероприятия имеют сильный игровой элемент и делают самих учеников активными участниками, посредниками и творцами антинаркотических сообщений. Возможность использования этих форм целиком зависит от инициативности учителей, а также от их осведомленности и подготовленности. Формы профилактики, включающие элемент режиссуры, требуют тонкого и глубокого понимания проблемы и не получают широкого распространения. С другой стороны, данные интервью с подростками ставят под сомнение их эффективность. Оказывается, что учителя воспринимают эти акции с большим воодушевлением и более эмоционально, чем сами дети. Таким образом, для привлечения детей в качестве субъекта профилактики требуется специалист-профессионал, который был бы в школе "немножко чужим".