Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 17:12, контрольная работа
Ранее были рассмотрены механизмы, созданы имитационные и математические модели паники в информационном обществе. В математических моделях учтено влияние средств массовой информации, имитационные модели, к тому же, позволяют индивидуализировать, учесть уровни восприимчивости и влияния субъектов. Вместе с тем, детальное исследование моделей распространения паники в неоднородном по социально-психологическому и ролевому составу социуме не проводилось. Данная работа призвана устранить этот пробел.
Ранее были рассмотрены механизмы, созданы имитационные и математические модели паники в информационном обществе. В математических моделях учтено влияние средств массовой информации, имитационные модели, к тому же, позволяют индивидуализировать, учесть уровни восприимчивости и влияния субъектов. Вместе с тем, детальное исследование моделей распространения паники в неоднородном по социально-психологическому и ролевому составу социуме не проводилось. Данная работа призвана устранить этот пробел.
Известно,
что социально-психологические
оказывают влияние как на восприимчивость, так и на силу влияния. Эти параметры часто коррелируют. Обычно наблюдается взаимосвязь: слабая восприимчивость Þ сильное влияние, сильная восприимчивость Þ слабое влияние. Эта взаимосвязь не является жесткой, может быть слабая (сильная) восприимчивость и слабое (сильное) влияние. Рис.1 демонстрирует распределение субъектов в социуме по шкалам "восприимчивость", "влияние".
Через 0 и 1 обозначены крайние значения шкалы лингвистических переменных (ЛП) "восприимчивость", "влияние". Значениями указанных ЛП могут быть нечеткие переменные "слабый", "нормальный" или "средний", "сильный", определенные в диапазоне [0,1]. На рисунке прослеживается размытая линейная зависимость ЛП "влияние" от ЛП "восприимчивость".
Упомянутые нечеткие переменные определяют три типа субъектов по восприимчивости (susceptible):
а также три типа по воздействию (influence):
и тем самим разбивают социум на непересекающиеся подгруппы.
На самом деле линейка типов может быть непрерывной (по крайней мере, иметь более трех градаций). Для привязки к вероятности линейка типов приведена к диапазону [0,1]. Поставим в соответствие типу субъекта по восприятию числовую величину s - уровень восприимчивости из отрезка [0,1]. В общем случае эта величина представляет собой характеристическую функцию нечеткой переменной. Будем считать эту функцию унимодальной с максимальным значением, удовлетворяющим условию . Это максимальное значение и будем рассматривать в качестве . Тип субъекта по воздействию также характеризуется числом - уровнем воздействия из отрезка [0,1]. Тогда вероятность заражения (или лечения, в зависимости от типа воздействия) при взаимодействии коммуникатора (воздействующего) и реципиента (воспринимающего) будет представлять собой функцию . В большинстве случаев уместно выбирать мультипликативную зависимость , учитывая, при необходимости, превращение линейной шкалы по и в параболическую по .
Наряду
с разбиением социума на группы по
социально-психологическим
По степени панического состояния социум, обычно, разбивается на три категории:
Введя
понятие восприимчивости,
Введем обозначения: - множество субъектов социума, - количество субъектов в социуме, - группа субъектов -го типа, -го класса. Класс определяет вид разбиения: по восприятию, воздействию, роли, заболеванию и т. п. Тип определяет группу в данном классе (разбиении). Будем считать, что группы одного класса попарно не пересекаются, , их объединение исчерпывает , т.е. . Группы из разных разбиений могут пересекаться, т.е. неравенство возможно при .
Каждой группе отвечает значение лингвистической или обычной переменной . Множества этих значений характеризуют тип переменной и определяют разбиение. Элементы декартова произведения характеризуют группы социума с уникальным сочетанием признаков субъекта. Динамика численности этих групп и составляет основное содержание математических моделей паники.
В частности, для двух разбиений:
- по восприимчивости, = {невосприимчивый, восприимчивый},
- по болезни, = {здоровый, больной},
получаем очевидные группы, из которых группа "невосприимчивых, больных" соответствует всегда пустому множеству, а оставшиеся три отвечают классической схеме рассмотрения модели эпидемии.
При использовании
более сложных разбиений
Весьма интересен и важен вопрос о коррелированности разбиений. Суть его заключается в следующем. Между группами из различных классов можно установить соответствие (в общем случае вероятностное или нечеткое), такое, что принадлежность субъекта к группе -го разбиения с высокой степенью вероятности (как правило, в нечетком случае) будет означать принадлежность этого же субъекта к группе -го разбиения. Такого рода соответствие может быть установлено между некоторыми или между всеми группами двух разбиений. В первом случае можно говорить о коррелированности групп, во втором – о коррелированности разбиений. Коррелированность групп для одного и того же базового множества (в данном случае - социума) означает их "сильное " включение одна в другую. Множество сильно включено в множество , если (в некоторой мере, характеризующей близость двух множеств). Коррелированность разбиений означает "сильную" зависимость "приращений": переход от одной группы к другой в первом разбиении вызывает переход между соответствующими группами во втором разбиении. В этом случае можно говорить о "сильном" пересечении соответствующих групп разных разбиений. Коррелированность разбиений влечет коррелированность соответствующих им переменных.
Профессиональные “заразители” и "лекари" ("лидеры мнений") относятся, как правило, к группе с сильной способностью внушать. Это пример коррелированности групп. На рис.1 прослеживается коррелированность двух разбиений – по воздействию и по восприятию. Слабая (сильная) внушаемость в большинстве случаев соответствует сильной (слабой) способности внушать. Выяснение таких корреляций, анализ их сущности, формализация представления позволяют упростить итоговые модели.
Поскольку нас интересуют больные и здоровые в первую очередь, то построение моделей идет по этому разбиению. Особенностью является лишь порядок подсчета вновь заразившихся. Можно определять вероятность заражения здорового при контакте с больными (рис. 2), умножая затем на количество здоровых, а можно определять, сколько здоровых заразил каждый больной (рис. 3), интегрируя затем это число по количеству больных. В первом случае мы говорим о "проходе по здоровым", во втором – "по больным". Эти два варианта дают в итоге несколько отличающиеся модели (совпадающие в первом приближении). Первый подход проще и в целом предпочтительнее, т. к. дает возможность учесть синергию взаимовоздействия коммуникаторов.
Рассмотрим его применительно к отдельному субъекту, на которого действуют коммуникаторы с различными социально-психологическими и ролевыми признаками, здоровые и больные с различным уровнем и типом влияния (рис. 2).
Кружками , , обозначены, соответственно, здоровые, больные (заразители) и лекари.
Обозначим через событие, заключающееся в заражении реципиента от -го источника в отсутствие других коммуникаторов (заразителей или лекарей). - вероятность такого события. - событие, заключающееся в заражении реципиента при одновременном действии нескольких заразителей в отсутствие лекарей.
Через обозначим событие, заключающееся в излечении заболевшего за счет воздействия -го лекаря в отсутствие других коммуникаторов. - событие, заключающееся в излечении заболевшего воздействием нескольких лекарей в отсутствие заразителей.
Пусть теперь воздействуют одновременно и заразители, и лекари. Препятствовать заражению можно, уменьшая чувствительность к заражению либо итоговое воздействие заразителей, т.е. вероятность заражения. Для начала рассмотрим действие лишь двух коммуникаторов: заразителя и лекаря. Вероятность заражения в этом случае представляет собой вероятность события . Могут ли события, входящие в это выражение, быть взаимозависимыми? Неясно. Наблюдения показывают, что чаще всего взаимовоздействие проявляется в одноролевых группах (либо заразителей, либо лекарей). Рассмотрим, что получится, если принять их независимыми. В этом случае
. (1)
Смысл этой формулы поясняет следующее соображение. Если количество восприимчивых, контактирующих с данным заразителем, равно , то будет заражено из них субъектов, затем при воздействии лекаря на этих больных будет вылечено , следовательно, останется зараженными субъектов.
Если
предположить зависимость
. (2)
Через обозначена условная вероятность события . В этом случае требуется более глубокое рассмотрение механизма взаимодействия коммуникаторов с различными ролевыми признаками, а также их взаимовоздействия на реципиента. В данной работе ограничимся независимостью взаимовоздействия таких коммуникаторов.
При действии нескольких заразителей и лекарей вероятность заражения реципиента равна:
. (3)
В случае отсутствия внутригрупповой синергии в действии как заразителей, так и лекарей, формула приобретает вид:
. (4)
Вместе с тем, внутригрупповая синергия является обычным делом, как правило, присутствует в механизме воздействия на субъекта и его восприятия. В [5] получена формула вероятности заражения в условиях синергии воздействия заразителей:
, (5)
где при , в противном случае . . Множитель перед произведением удовлетворительно отражает феномен резкого снижения вероятности незаражения при синергическом воздействии нескольких заразителей в условиях некритичности восприятия субъектом. Ограничение количества воздействующих заразителей величиной связано с феноменом насыщения реципиента информацией (многократно повторенную информацию на уже известную тему, равно как и ее носителей, реципиент не воспринимает).
Аналогичную
формулу можно предложить для
вероятности лечения
. (6)
и ограничены некоторыми величинами и , соответственно.
Эта формула составляет основу получения математических моделей паники в социуме, дифференцированном по социально-психологическому и ролевому составу участников.
Информация о работе Що являють собою мікро- та макроекономічн системи