Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 19:48, контрольная работа
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Введение------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1.Историческое направление в социологии семьи и брака---------------5
Глава 2.Что такое семья------------------------------------------------------------------9
Глава 3.Эволюция семьи от института к группе-----------------------------------18
Глава 4.Тенденции в развитии современной семьи-------------------------------21
Заключение--------------------------------------------------------------------------------27
Список использованных источников и литературы - ----------------------------
2.3.Функции семьи
Социальные
функции семьи имеют два
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя
хозяйственно-экономическую
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.9 Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
2.4. Распределение ролей в семье
Для понимания
семьи как социального
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
а) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
б) межролевой
конфликт, при котором противоречие
заложено в противоположности ролевых
ожиданий, исходящих из разных ролей.
Такого рода конфликты наблюдаются
часто в многопоколенных
в) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт
может углубиться, если жена занимает
более высокий статус в социальной
или профессиональной сфере и
переносит ролевые функции
Социология семьи является одной из интенсивно развивающихся социологических специализированных теорий второй половины ХХ века.11 В каждой стране есть свои лидеры в исследовании современной семьи. К примеру: У. Гуд в США, Р. Кениг в ФРГ, Р. Флетчер в Англии, Л. Руссель во Франции, А. Хорчев в России. Несмотря на разные теоретические подходы в изучении семьи, они выражают активную обеспокоенность кризисным состоянием моногамии, ссылаясь при этом на одни и те же факты: увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост разводов, снижение уровня рождаемости, рост числа неполных семей, активизацию добрачных и внебрачных сексуальных связей и т.п. Однако исследователи различных аспектов семейно-брачных отношений не ставят вопрос о крахе семьи. Речь, по их мнению, идет о том, что современная семья, особенно в условиях крупных городов, находится в стадии интенсивных изменений, переживает переходное состояние от насильственной, патриархальной к добровольной, эгалитарной моногамии. Главное направление эволюции современной семьи - ее трансформация от института к группе. Это означает, что в современной семье происходит ослабление экономической функции, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов. Такая семья в зарубежной социологии получила различные названия: "брачная", "товарищеская", "партнерская" семья. В отечественной социологии формирующаяся новая семья называется "супружеской". Это семья, в которой основная ось отношений определяется не родством и родительством, а брачностью, с непременной акцентацией личных аспектов 12. Супружеская семья, безусловно, продолжает быть социальным институтом, ибо в ней по-прежнему ведется домашнее хозяйство, рождаются и воспитываются дети, однако супружеская семья является в большей мере социально-психологической группой, где на первое место выходит эмоциональное взаимодействие супругов. Глубинной причиной эволюции семьи от института к группе является, во-первых, изменение традиций заключения брака, переход от закрытой к открытой системе выбора брачного партнера. До середины ХIХ века в России действовала традиция заключения брака "по сговору родителей" с помощью сватовства. Так называемые браки "самокруткой", т.е. по личной договоренности жениха и невесты без предварительного согласия родителей встречаются редко. К таким союзам общественное мнение относилось враждебно, считая их противозаконными и безнравственными. Во второй половине ХIХ века почти повсеместно зарождается новый предбрачный ритуал: молодые люди сами договариваются о женитьбе, но обязательно уведомляли об этом родителей, их мнение по-прежнему имело первостепенное значение13. В настоящее время сговор родителей, сватовство, непременное их согласие на брак - все это ушло в прошлое. Итак, первая глубинная причина трансформации современной семьи является добровольный брак, т.е. самостоятельный выбор брачного партнера по личным склонностям. Второй предпосылкой формирования семьи супружеского типа является кардинальное изменение социального положения женщин. Трехтысячелетний период полного господства мужчин закончился. Если ХIХ век ознаменовался борьбой за достижения равных прав мужчин и женщин. Как это не парадоксально, такое прогрессивное явление как социальное освобождение женщин отрицательно отразилось на семейном образе жизни, породило ряд серьезных проблем.
Главное противоречие состоит в том, что у женщин, получивших много прав, появилось значительно больше обязанностей. Современная женщина, совмещая семейно-бытовые и профессиональные роли предельно перегружена. К традиционным семейно-бытовым ролям добавились и совершенно новые: распорядитель бюджета, организатор, психотерапевт, главный воспитатель. Таким образом, с одной стороны, в результате эмансипации женщин современная семья значительно изменила свой облик, превратившись в добровольный, эгалитарный союз. С другой стороны, отсутствие реальных условий гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей привело к негативным явлениям в области семейно-брачных отношений: росту разводов, падению рождаемости, детской смертности, асоциальному поведению подростков и т.п. Назрела необходимость поставить российскую женщину материально и социально в совершенно другие условия, чтобы она имела возможность выбора (реальную, а не декларативную): посвятить ли себя только дому, уйти только в профессиональную карьеру или совмещать то и другое14. Прочность старой семьи держалась на женской зависимости. В патриархальной семье вполне обычен был стабильный брак при полной неудовлетворенности отношениями между супругами. Стабильность же супружеской семьи поддерживается исключительно гармонией семейных отношений: нет гармонии - брак распадается. Таким образом, в современной семье, с одной стороны, неизмеримо повышается "удельный вес" психологической гармонии, с другой - психологических коллизий и конфликтов.
Проследить
тенденции развития
1.Экономические функции. В любом обществе семья играет основную экономическую роль. В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи.
2.Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества. Наследственная монархия представляла собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремёслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.