Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.
Цель исследования: исследовать развитие форм и функций института семьи в обществе.
Задачи исследования:
Определение института семьи.
Рассмотреть социальные функции и формы семей.
Исследовать семью.

Содержание

Введение ...3
1. Семья как социальный институт .5
1.1. Задачи социологии семьи 10
Основные социологические аспекты изучения семьи……………...13
2. Типы семейной организации .16
Формы семей .18
Функции семьи 21
Заключение …………………………………………………………………………....28
Список использованной литературы……………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Семья как социальный институт.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции социологии семьи органично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы.

Именно через семью  сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций. 
     Структура семьи - совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще - мужу, детей - родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и  воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость и т. п.

 

В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов.  
1. Первый этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья.  
2. Второй этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

Умозрительные схемы  уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором  занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня.

Взаимосвязь семьи и общества.

Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи.

В социологии с ее специфическим  подходом к изучению социального  мира через взаимосвязь личного  и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного  посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

 

 

1.2. Основные  социологические аспекты изучения семьи

 

Специфика социологического изучения семьи заключается в  том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Первым термином принято  обозначать социально-правовые аспекты  социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

- упорядочивает и санкционирует их новую жизнь;

- устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Понятие «семьи»  характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений3.

            Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы.

Институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть, как из многообразия результатов семейного поведения складываются изменения семьи.

В отечественной  и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки совместить макро - и микросоциологию семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Речь идёт о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий.

 

Стабильность  семьи зависит одновременно от внешних, социокультурных и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена. Семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношения с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

Проблемы семьи изучаются  особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

 

2. Типы семейной организации

 

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации: в зависимости от формы брака выделяются моногамная (муж и жена) и полигамная (муж имеет несколько жен) семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне.

Репродуктивная функция  семьи подвергнется серьезным изменениям, она будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества, потребность в качестве жизни. Упор будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.

По характеру распределения  семейных обязанностей, по тому, как  решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний  день три основных типа семьи:

- Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга;

б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена - хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного  главенства.

 

 

- Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

- Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

 а) справедливое, пропорциональное  разделение домашних обязанностей  между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) обсуждение основных проблем  и совместное принятие важных для  семьи решений;

в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной  семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

 

 

2.1 Формы семей

Выделение типов  семей и их классификацию можно  осуществить по различным основаниям:

1) по форме брака:

а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);

б) полигамные: - полиандрия (женщина имеет несколько супругов);

- полигиния(брак одного  мужчины с двумя и более  женщинами); Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках.

 Во многих обществах  запрещено выбирать супруга внутри  своего клана, деревни, а иногда  даже племени.

Встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.

В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

2) по составу:

а) нуклеарные (простые) - состоят из мужа, жены и детей (полные) или с 
отсутствием одного из родителей (неполные);

б) сложные - включают представителей нескольких поколений.

3) по числу детей:

а) бездетные;

б) однодетные;

в) малодетные;

Информация о работе Семья как социальный институт