Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:30, контрольная работа
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ БРАКА И СЕМЬИ
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5.
Экономическая и
Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в
поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
6. Социально-статусная функция
Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
7. Рекреативная функция
Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.
Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно)возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
8. Досуговая функция
Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.
В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
9. Воспитательная функция
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.
Первый аспект — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
10. Коммуникативная функция
Можно назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.
Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки).
11. Сексуальная функция
Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Различные
источники выделяют и другие функции,
существует несколько классификаций функций
семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов.
Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования. Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека.
Таким образом, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
Сила
и притягательность семьи, ее
сущность заключается в той целостности,
которая присуща семье и социальной
общности, и как малой социальной
группе, и как социальному
институту.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Гидденс Э. «Социология» (Учебник 90-х годов, реферированное издание). – Челябинск, 1991.
3. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов». – М., Просвещение, 1991.
4. Кравченко А.И. Основы социологии. Учеб. пос. – М.: Академ. проект, 2000
5. Лавриненко В.Н. «Социология» Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2000.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%