Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ БРАКА И СЕМЬИ
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Контр по социологии семья.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

     ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     на  тему: «Семья как социальный институт» 
 
 
 
 
 
 
 

     Студент ИСК,

     3 курс, гр. З–350700–31                                                      Н.И. Суфиянова 

     Руководитель,

     к.с.н., доцент                                                                        Т.А.Пичугина 
 
 
 
 
 
 

     Ижевск 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ БРАКА И СЕМЬИ
  3. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Проблемы   семьи   изучаются   особой   областью   социологии.   Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования  семьи, характер  выполнения  ее  основных  функций,   особенности   взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и  экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный  перечень  лишь основных вопросов, к  которым обращаются социологи.

           Социология  семьи – одна из наиболее  развитых  областей  социологического знания. Только  в  нашей  стране  библиография  работ  по  социологии  семьи насчитывает более  трех тысяч названий.

           «В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился индивид, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни» [2. С.66].

      Классическое  определение семьи гласит, что «семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве» [7].

     В данной работе были использованы материалы  учебных пособий, учебников [1, 2, 3, 4, 5], в которых рассматривается непосредственно классификация семейно-брачных отношений, социальная сущность и, конечно, функции семьи. Также использованы были данные свободной энциклопедии – интеренет-ресурс [7].

     Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на  первом месте. Но на место разрушенных браков создаются новые. Поэтому целью данной работы является изучение семьи как  социального  института,  социальной общности и малой группы. Данная тематика не теряет актуальности, потому что все мы социальны и семья играет важную роль в нашей жизни. А так как именно в истории необходимо искать ответы на волнующие  вопросы, разумно начать с экскурса в историю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ИСТОРИЧЕСКОЕ  ОСВЕЩЕНИЕ БРАКА И СЕМЬИ 
 

           Семья один из самых  древних  социальных  институтов.  Она возникла  намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

     К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого  подходили  по-разному.  Одна  из  первых  попыток  определить   характер   брачно-семейных отношений  принадлежит  древнегреческому  философу  Платону.  Патриархальную семью он  считал  неизменной,  исходной  общественной  ячейкой. В целях достижения сплоченности общества Платон предлагал введение  общности  жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот  в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была  отличительной чертой  у  ряда  племен.  Такие  сведения  встречаются  на  протяжении  всей античной эпохи.

           Философы  античности, средневековья и отчасти  даже нового времени  выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание  на отношение  семьи к  государству,  а  не  на  характеристику  ее  как  особого социального института.  В  определенной  мере  эти  взгляды  разделяли  даже немецкие философы  Кант  и  Гегель,  Основу  семьи  Кант  видел  в  правовом порядке, а Гегель – в  абсолютной  идее.  Заметим,  что  ученые,  признающие вечность и изначальность  моногамии, фактически отождествляют  понятия  “брак” и “семья”, различия между  ними  сводятся  к  формальному  началу. 

           Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная  взаимосвязь.  Недаром  в литературе прошлого, а иногда и настоящего,  они  нередко  используются  как синонимы. Однако в сути этих понятий есть  не  только  общее,  но  немало  и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали,  что  брак  и семья возникли  в разные исторические  периоды.  

        Семья представляет собой  более  сложную  систему  отношений,  чем  брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей,  а также других родственников или просто  близких  супругам  и  необходимых  им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи  и  взаимодействия,  выступают потребности человека. 
 

     КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 

           В истории человечества  сменилось  немало  форм  общественного  регулирования отношений между полами. Одни из этих  форм  были  характерны  для  отдельных племенных союзов, другие имели более широкое  распространение,  но  все  они соответствовали  определенному  уровню   социально-экономического   развития общества.

           Важным шагом  в регулировании половых отношений  между мужчиной и  женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми,  между  предками  и потомками. Эту  санкцию  можно  считать  исторической   границей   между   добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только  лишь  их природой, и браком как социально регулируемым  отношением  между  полами. 

           С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней  стадии  первобытного строя характерным  считается  дуально-родовой  брак.  Эта  форма  группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых  связей  внутри  рода, требование вступать в половые  отношения  только  с  членами  другого  рода. К групповому браку относят и полигамию  (многобрачие),  которая  включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит  одновременно  в  нескольких  брачных  союзах  с несколькими женщинами. Она  была  свойственна  преимущественно  патриархату. Многоженство в  форме  семьи  гаремного  типа  в  ряде  мусульманских  стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор. Полиандрия – женщина состоит одновременно  в  нескольких  брачных  союзах  с разными мужчинами. 
 

     СОЦИАЛЬНАЯ  СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ 
 

           Как уже  выяснилось,  причиной,  побуждающей  людей  объединяться  в  семейные группы, выступают потребности  человека. 

     Структура  потребностей  человека, согласно  модели  американского  психолога  А.  Маслоу,   делится   на: 

     1) Физиологические и сексуальные потребности;

     2) Потребности в безопасности своего существования;

     3) Социальные  потребности  в  общении;

     4) Престижные  потребности  в  признании;  

     5) Духовные   потребности   в самореализации;

     Эти потребности Маслоу рассматривает как пирамиду, у основания которой находятся самые простейшие – физиологические потребности и с каждым новым уровнем они усложняются, проходя путь от физиологии к душе.

      Используя    объяснительные    возможности    представленной    структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

           Сущность  семьи рассматривается, прежде всего, через ее  функции.  Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и  общества,  а  так же семьи  и  личности.  Под  функциями  семьи  понимается   способ   проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

     1. Репродуктивная функция семьи

           Эта  функция  выполняет  две задачи:  общественную   —   биологическое   воспроизводство   населения,   индивидуальную  — удовлетворение  потребности  в  детях.  В  ее  основе — удовлетворение  физиологических  и  сексуальных  потребностей,   побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. 

           Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то  есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.  Эта  функция  включает  в себя элементы всех других функций, так  как  семья  участвует  не  только  в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.  Это,  прежде всего, связано  с  приобщением  нового  поколения  к  научным  и  культурным достижениям  человечества,  с  поддержанием  его   здоровья,   а   также   с предотвращением  “воспроизведения  в  новых   поколениях   различного   рода биологических аномалий”.

           В  последние  годы  эта  функция  привлекает  всеобщее   внимание.   Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на  страницах газет, журналов. Их  ведут  социологи,  демографы,  психологи.  Почему  этот вопрос стал таким актуальным? Причин  здесь  много.  Они  непросты  и  взаимосвязаны.  Рассмотрим   только некоторые из них. Раньше в нашей стране был  повсеместно  распространен  тип многодетной  семьи,  в  настоящее  время  сложилась  другая  картина.  Более половины всех  семей  имеют  одного  ребенка  или  вообще  не  имеют  детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

      2. Социально-биологическая функция  семьи

        В   итоге   естественно-биологические   потребности    человека    в

     удовлетворении  сексуального  влечения,  реализации   семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический  инстинкт  зависимости  ребенка от матери —  все  это формируется в социально-биологическую  функцию семьи.

     3. Функция социализации личности

           Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных  и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и  экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря  этому семья как социальная общность является  первичным  элементом,  опосредующим связь личности  с  обществом:  она  формирует  у  ребенка  представление  о социальных связях и включает  в  них  его  с  рождения.  

     Отсюда  следующая важнейшая функция  семьи - социализация  личности,  передача  культурного наследия новым поколениям.

           Потребность человека в детях,  их  воспитании  и социализации придает смысл самой человеческой жизни.  Совершенно  очевидно, что приоритет семьи как основной  формы  социализации  личности  обусловлен естественно-биологическими причинами.

     4. Экзистенциальная  функция

           Это функция  социальной и эмоциональной защиты своих членов.

       Известно,  что  сущность  любого  явления  особенно  ярко  проявляется  в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится  быть рядом со своими семьями.

           В ситуации, угрожающей жизни  и  здоровью,  человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В  семье  человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность  к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен  и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать  жизнь,  порождает чувство защищенности  и  безопасности,   поддерживает   моральный   дух   и уверенность.

Информация о работе Семья как социальный институт