Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:27, реферат

Описание работы

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.25 Кб (Скачать)

Изменяется число  членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается – в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности. 

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии. В некоторых европейских странах имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2—3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком.

В современном  обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как  детоцентристский. Основная его характеристика – изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX – начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.

В семье такого типа все большее внимание уделяется  роли частной жизни и интимности, устанавливаются более равноправные отношения между мужем и женой. Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов.

Важность супружеских  отношений в современной семье  возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности  мужчин и женщин браком. Это связано  с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности  в автономности и самоактуализации.

В связи с  новым социально-экономическим и  культурным статусом женщины, у нее  все чаще возникают индивидуальные – направленные во внесемейную сферу – потребности и интересы. Мужчины не только смирились с этим фактом, но поощряют и способствуют развитию внесупружеских духовных интересов жены, появился интерес к жене как личности.

Сочетание двух тенденций – освобождение детей  от родителей и женщин от мужчин – содействовало возникновению  постсовременного типа семьи. Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество – это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Так же, как и  детоцентристская семья, супружеская базируется на институте «ухаживания», и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В первом типе повседневная рутинность нередко способствует либо гипертрофии родительства, либо вовлечению в лучшем случае одного из супругов в пьянство, наркоманию, разврат. Во втором типе семьи вырабатывается особый антирутинный механизм – автономия. Автономия выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из супругов выходит за рамки брака.

В супружеской  семье остаются значимыми и отношения  с детьми. Но основная ее особенность  в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений «родители – дети».

Сходные тенденции  описываются и отечественными, и  зарубежными психологами. За рубежом  возник термин «семья – клуб». В  этой модели супруги не претендуют на великую любовь, а главным образом  ищут доброго согласия, баланса страдания  и удовольствия, решения принимаются  в результате предварительных переговоров. Ребенка во многом воспринимают как  партнера, за которым признаются определенные права, и взамен ожидают получить «воздаяние». Таким образом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы  договор утратил силу. Развод и  окончательное разделение всех, кто  какое-то время вел совместную жизнь, принимает характер не краха или  провала, а отмены договора. Поэтому  в данном случае брак и свободный  союз почти не различаются, а выбор  между этими двумя формами  связан скорее с соображениями удобства, чем с принципами.

Следующей характерной  чертой в жизни современной семьи  является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут  быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями.

Неполные семьи. Неполные семьи возникают как  в результате разводов, так и в  результате внебрачного рождения детей. В настоящее время наличие  детей все в меньшей степени  служит препятствием для развода. 

Семья с неродными  родителями порождает много проблем. Когда женщина, имеющая ребенка  от первого брака, рожает еще одного от нового партнера, пределы семьи  становятся расплывчатыми. Характер отношений  женщины с бывшим мужем-отцом, актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом  и отчимом, сводных братьев и  сестер между собой становится неопределенным и запутанным. В ситуации, когда  оба бывших супруга вступают в  повторный брак, родственные сети детей, оставленных матери, становятся весьма обширны. Дети могут иметь по 8 бабушек и дедушек. Контакты между новыми родственниками могут быть весьма обширны и разнообразны по степени близости и переживаемым чувствам. Для всех членов этих расширенных союзов вряд ли могут быть предложены четкие и однозначные образцы поведения. Путем переговоров, проб и ошибок со временем устанавливается неустойчивое, в некотором смысле удовлетворительное равновесие, которое позволяет каждому поддерживать без особых конфликтов свои предпочтительные связи. 

Американские  социологи установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей:

♦ супруги, прожившие  более 7 лет, высказывают большую  свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее 3 лет;

♦ пасынки лучше  приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят  как с родными, так и неродными родителями;

♦ отношения  между мачехой и ее приемными  детьми являются самыми сложными и  непредсказуемыми;

♦ близость во взаимоотношениях между приемными детьми и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период.

Скорее всего, такие же проблемы характерны и для  российских семей с неродными  детьми.

В целом можно  сказать, что дети придают целостность  «сводной» семье: семья расширяется  в своих границах, и через детей  в ней оказываются связанными несколько взрослых – прежние  и новые супруги, их многочисленные родственники. Самая стабильная в этой системе связь – «мать – дети». 

Этап  распада семьи 

В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в XX в. в большинстве промышленных стран, развод, тем не менее, до середины 60-х годов воспринимался общественным мнением как явление маргинальное, накладывающее на тех, кто к нему прибегал, клеймо. При этом мужчины были настроены в пользу развода больше, чем женщины.

После 1960 г. повышение  частоты разводов последовательно  захватывает все европейские  страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3–4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины.

Так как в  настоящее время большинство  супругов ждет от брака счастья и возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни. 
 
 

Повторные браки

Повторные браки  вовсе не современное открытие. Они  в прошлом проявлялись как  реакция на половозрастную асимметрию и были в основном результатом  овдовения. В настоящее время здесь имеются следующие тенденции: 

♦ наблюдается  рост за последние полтора десятилетия  удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин;

♦ доля овдовевших среди вступающих в повторные браки постоянна и невелика;

♦ рост увеличения числа разводов сопровождается снижением  числа повторных браков.

Однако все  перечисленные варианты семей представляют собой варианты моногамии: мужчина  и женщина одновременно живут  только с одним партнером. В настоящее время нарастает число и альтернативных моногамии браков.

Этнические  и конфессиональные особенности современных  семей

Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашей страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия. Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятиях «этноса (нации)» и «менталитета».

Нация (этнос, народ) определяется в современной науке по-разному.

♦ Биологическая  теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от друга как породы собак  – окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п.

♦ Культуроцентристская теория. Данная теория рассматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлекса (родной язык, навыки поведения, установки).

Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители  разных народов в одной и той  же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.

В литературе, посвященной  проблемам современной семьи, этнос  понимается как исторически сложившаяся  устойчивая группа людей, обладающая общим  менталитетом, национальным характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других. 

Под менталитетом традиционно понимают глубинный  духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX в. известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования. 

В рамках семьи менталитет определяет следующие  представления:

♦ о нормах мужского и женского полоролевого поведения;

♦ о смысле и  содержании брака;

♦ о способах воспитания;

♦ о правилах, регулирующих отношения семьи с  социальным окружением;

♦ содержание материнской  и отцовской роли. Менталитет во многом формируется под влиянием религии. 

Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения  с родительской семьей и выбор  брачного партнера. Родительская семья  в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых  семей. Так, например, 80 % узбеков считают  обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80 % эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50 % эстонцев допускают  развод при наличии детей. 

О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт  Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиции. 

Он отмечает, что на Востоке выбором супруга  строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья  – это своеобразный фильтр, который  претендент должен пройти до того, когда  он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым  должен удовлетворять такой кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его  профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей  ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале  решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде: «У нас есть для тебя хорошая жена. Она из хорошей семьи. Она замечательно готовит и умеет принять гостей». Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости: «Я уже не ребенок, чтобы слушать предписания родителей, на ком мне жениться!» В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям. 
 
 

Информация о работе Семья как социальный институт