Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:27, реферат
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.
Изменяется число
членов и внутри нуклеарной семьи. Число
детей в семье уменьшается – в большинстве
семей их не больше двух. Некоторые семьи
вообще не хотят иметь детей и считают
идеальной бездетную семью, явно выраженными
становятся тенденции к снижению рождаемости,
малодетности и сознательной бездетности.
В качестве второй
тенденции, связанной с изменением
структуры семьи, а также ее функций,
можно назвать изменение
В современном обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика – изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX – начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.
В семье такого типа все большее внимание уделяется роли частной жизни и интимности, устанавливаются более равноправные отношения между мужем и женой. Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов.
Важность супружеских отношений в современной семье возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности мужчин и женщин браком. Это связано с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности в автономности и самоактуализации.
В связи с
новым социально-экономическим
Сочетание двух тенденций – освобождение детей от родителей и женщин от мужчин – содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество – это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.
Так же, как и детоцентристская семья, супружеская базируется на институте «ухаживания», и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В первом типе повседневная рутинность нередко способствует либо гипертрофии родительства, либо вовлечению в лучшем случае одного из супругов в пьянство, наркоманию, разврат. Во втором типе семьи вырабатывается особый антирутинный механизм – автономия. Автономия выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из супругов выходит за рамки брака.
В супружеской семье остаются значимыми и отношения с детьми. Но основная ее особенность в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений «родители – дети».
Сходные тенденции описываются и отечественными, и зарубежными психологами. За рубежом возник термин «семья – клуб». В этой модели супруги не претендуют на великую любовь, а главным образом ищут доброго согласия, баланса страдания и удовольствия, решения принимаются в результате предварительных переговоров. Ребенка во многом воспринимают как партнера, за которым признаются определенные права, и взамен ожидают получить «воздаяние». Таким образом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы договор утратил силу. Развод и окончательное разделение всех, кто какое-то время вел совместную жизнь, принимает характер не краха или провала, а отмены договора. Поэтому в данном случае брак и свободный союз почти не различаются, а выбор между этими двумя формами связан скорее с соображениями удобства, чем с принципами.
Следующей характерной чертой в жизни современной семьи является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями.
Неполные семьи.
Неполные семьи возникают как
в результате разводов, так и в
результате внебрачного рождения детей.
В настоящее время наличие
детей все в меньшей степени
служит препятствием для развода.
Семья с неродными
родителями порождает много проблем.
Когда женщина, имеющая ребенка
от первого брака, рожает еще одного
от нового партнера, пределы семьи
становятся расплывчатыми. Характер отношений
женщины с бывшим мужем-отцом, актуальным
мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом
и отчимом, сводных братьев и
сестер между собой становится неопределенным
и запутанным. В ситуации, когда
оба бывших супруга вступают в
повторный брак, родственные сети
детей, оставленных матери, становятся
весьма обширны. Дети могут иметь по 8 бабушек
и дедушек. Контакты между новыми родственниками
могут быть весьма обширны и разнообразны
по степени близости и переживаемым чувствам.
Для всех членов этих расширенных союзов
вряд ли могут быть предложены четкие
и однозначные образцы поведения. Путем
переговоров, проб и ошибок со временем
устанавливается неустойчивое, в некотором
смысле удовлетворительное равновесие,
которое позволяет каждому поддерживать
без особых конфликтов свои предпочтительные
связи.
Американские социологи установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей:
♦ супруги, прожившие более 7 лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее 3 лет;
♦ пасынки лучше приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и неродными родителями;
♦ отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми;
♦ близость во взаимоотношениях между приемными детьми и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период.
Скорее всего, такие же проблемы характерны и для российских семей с неродными детьми.
В целом можно
сказать, что дети придают целостность
«сводной» семье: семья расширяется
в своих границах, и через детей
в ней оказываются связанными
несколько взрослых – прежние
и новые супруги, их многочисленные
родственники. Самая стабильная в этой
системе связь – «мать – дети».
Этап
распада семьи
В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в XX в. в большинстве промышленных стран, развод, тем не менее, до середины 60-х годов воспринимался общественным мнением как явление маргинальное, накладывающее на тех, кто к нему прибегал, клеймо. При этом мужчины были настроены в пользу развода больше, чем женщины.
После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3–4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины.
Так как в
настоящее время большинство
супругов ждет от брака счастья и возможностей
для личностной самореализации, развод
стал нормальным явлением семейной жизни.
Повторные браки
Повторные браки
вовсе не современное открытие. Они
в прошлом проявлялись как
реакция на половозрастную асимметрию
и были в основном результатом
овдовения. В настоящее время здесь имеются
следующие тенденции:
♦ наблюдается рост за последние полтора десятилетия удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин;
♦ доля овдовевших среди вступающих в повторные браки постоянна и невелика;
♦ рост увеличения числа разводов сопровождается снижением числа повторных браков.
Однако все перечисленные варианты семей представляют собой варианты моногамии: мужчина и женщина одновременно живут только с одним партнером. В настоящее время нарастает число и альтернативных моногамии браков.
Этнические и конфессиональные особенности современных семей
Россия является
многонациональным и
Нация (этнос, народ) определяется в современной науке по-разному.
♦ Биологическая теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от друга как породы собак – окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п.
♦ Культуроцентристская теория. Данная теория рассматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлекса (родной язык, навыки поведения, установки).
Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.
В литературе, посвященной
проблемам современной семьи, этнос
понимается как исторически сложившаяся
устойчивая группа людей, обладающая общим
менталитетом, национальным характером,
стабильными особенностями
Под менталитетом
традиционно понимают глубинный
духовный склад, совокупность коллективных
представлений на неосознанном уровне,
присущих этносу как большой группе
людей, сформировавшихся в определенных
природно-климатических и
В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:
♦ о нормах мужского и женского полоролевого поведения;
♦ о смысле и содержании брака;
♦ о способах воспитания;
♦ о правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;
♦ содержание материнской
и отцовской роли. Менталитет во
многом формируется под влиянием
религии.
Люди разных
национальностей по-разному
О сходных фактах
пишет известный немецкий (иранец
по национальности) психолог и психотерапевт
Н. Пезешкиан, призывающий специалистов
учитывать при работе с семейными проблемами
национальные и культурные традиции.
Он отмечает,
что на Востоке выбором супруга
строго руководят ближайшие