Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:21, реферат
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Понятие социального института, его виды……………………………. 5
2. Брак - основа семейных отношений…………………………………..... 7
2.1. Формы брака…………………………………………………………… 9
2.2. Историческое направление в социологии семьи и брака…………...12
3. Семья как важнейший социальный институт…………………….……16
3.1. Жизненный цикл семьи………………………………………………..19
3.2. Формы семьи……………………………………………….…………. 20
3.3. Функции семьи………………………………………………………... 21
Заключение………………………………………………………..……….. 24
Список литературы………………………………………………….…...... 26
Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа - эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).
Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья - это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.
Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.
Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку - общественному положению, возрасту, доходу и т. д.
Другим
критерием классификации
В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака - выкупном браке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникла необходимость в заключении договора, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа.
Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки.
Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:
умыкание (похищение) невесты;
умыкание жениха;
Такой
брак возник в древности и сохранился
у некоторых народов как
2.2. Историческое направление в социологии семьи и брака
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре-чаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель,
критикуя проекты «Идеального
Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.
Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Утверждение
исторического взгляда на брак и
семью происходило двумя
1)
при помощи исследования
2)
путем изучения семьи в
У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина - с несколькими мужчинами.
Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.
В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже - в СССР и странах восточной Европы.
В
социологии семьи и брака сделано
немало. Отмечается значительное продвижение
в разработке теории, ее понятийно-категориального
аппарата, практических рекомендаций
по совершенствованию социальной политики
в сфере брачно-семейных отношений, имеются
плодотворные подходы к исследованию
семьи и брака, накоплен огромный эмпирический
материал. При должной систематизации
и дополнениях разработанные концепции,
утверждения, полученные выводы могли
бы придать фундаментальность и укрепить
целостность специальной социологической
теории семьи и брака.
3. Семья как важнейший социальный институт
Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов. Особое место семьи среди них определяется тремя ее основными функциями. Семья – единственная социальная система, увеличивающаяся, разрастающаяся не столько благодаря приему новых членов извне, сколько путем рождения детей. Реализацией своей репродуктивной функции она поддерживает биологическую непрерывность общества. Две другие функции
заключаются в передаче культурного наследия последующим поколениям и поддержании существования своих членов. Этим она поддерживает социальную структуру общества. В выполнении этих функций заключается
историческая миссия семьи как социального института.
Хотя семья является институтом социальным, т. е. общественно обусловленным, тем не менее она обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в качестве автономной системы. Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, независимо от социальных перемен.
С помощью варьирования отдельных признаков, функциональных ролевых отношений между своими членами семья изменяется, приспосабливаясь к конкретной исторической ситуации, в которую вплетена жизнь людей. Эту особенность семьи отмечал К. Маркс: «Возьмите определенную ступень общественного развития, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, – словом, определенное гражданское общество»3
Будучи самостоятельной в рамках системы общества лишь относительно, семья тем не менее как бы вплетена в ткань социально-экономических отношений, в сеть социальных взаимодействий, которые, функционируя,
обновляются и изменяются в каждую данную эпоху, и становится социальным институтом. Понятие «семья как социальный институт» до сих пор недостаточно изучено.
В Российской социологической энциклопедии дано следующее определение семьи как социального института – «это система действий и отношений, выполняющая социальные функции воспроизводства человека, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций» 4
Поскольку семья как объект социологического исследования имеет объективно системный характер, при ее анализе следует применять логику системного подхода, т. е. выявление основных элементов системы, их внешних и внутренних связей, целей функционирования системы, ее функций, генезиса и развития.