Семья как основа развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 02:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка;
определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе;
определить условия успешного семейного воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
1.1. Семья как фактор социализации
1.2. Воспитание и родительское воздействие
1.3. Задачи воспитания в семье
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного воспитания
2.2 Условия успешного семейного воспитания
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Семья как основа развития личности.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место  в воспитании ребенка в семье  следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит  слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей  и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

Трудно переоценить  значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий  жизненный тонус мышц и всех органов  человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего  развития личности. По тому, как ребенок  будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых  к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям  со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Развитые в  раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и  взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания.

2.3 Сочетание семейного  и общественного  воспитания

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти  ключ к сочетанию воспитания семейного  и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.

В хорошо организованном ребячьем общении наши мальчишки  и девчонки получают крепкую, здоровую «закваску». Здесь они привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества.

Общественные  формы воспитания должны совершенствоваться не в противовес семье, не взамен ее, а как средство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, что выращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в воспитании детей.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности - это то, к чему мы должны стремиться, это  залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения.

Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь все то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) - ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.

Заключение

Проведя данное исследование можно сделать выводы о том, что в настоящее время  в связи с многочисленными  кризисами экономики и политики страны проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Несмотря на то, что проблемы семьи долгое время были несколько отодвинуты на второй план, сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения.

Также мы определили, что духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких  условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. А так как родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно личности родителей играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. Семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка.

Также стало  ясно, что воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка строится на определенных принципах, выработанных поколениями.

Каковы же условия  успешного семейного воспитания?

Успех воспитания в семье может быть обеспечен  в том случае, когда созданы  благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Основными условиями  успеха в воспитании детей в семье  можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.

Семья создает  для ребенка ту модель жизни, в  которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить  свою семью, учить и воспитывать  своих детей и внуков. Таким  образом, воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений.

Список  литературы

1. Азаров Ю.П.  Семейная педагогика. - М. Просвещение,1994

2. Байков Ф.Я.  Ответственность родителей: заметки о воспитании. - М. Педагогика,1985

3. Бехтерев В.М.  Вопросы общественного воспитания. - М, 1910 (электронная версия)

4. Дубровская  Н.В. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000

5. Каган Е.В.  Семейное воспитание и тоталитарное  сознание: от психологии насилия к личностному росту. -- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. -- М., 1992.(электронная версия)

6. Кон И.С.  Психология ранней юности. -- М.: Просвещение, 1989

7. Кузьмишина  Т.Л. Семейное воспитание: родительские  запреты и требования- М.: МОСУ, 2006

8. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М., Просвещение 1990

9. Лебедев П.А.  Семейное воспитание. - М.: Академия, 2001

10. Лесгафт П.Ф.  Семейное воспитание ребенка  и его значение. -- М.: Педагогика, 1991

11. Островская  Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Педагогика,1989

12. Полонский  И.С. Педагогические проблемы  внешкольного общения подростков. -- В кн.: Комплексный подход к  воспитанию школьников. -- М.: Просвещение, 1982

13. Путилина В.А.  Школа молодых родителей. Как вырастить здорового и счастливого ребенка. - М.: Эксмо, 2004

14. Филонов Л.Б.  Психологические способы установления  контактов между людьми. -- М., 1983

15. Харламов И.Ф.  Педагогика: Учебник для студентов  вузов, обучающихся по педагогическим  специальностям - М.: Гардарики, 2002

16. Харчев А.Г.  Брак и семья в СССР. - М.: Просвещение,1989

17. Харчев А.Г.  Социология воспитания. -- М.: Просвещение, 1990

18. Педагогика. Под  редакцией Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983

19. Популярная  психология для родителей. Под редакцией А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1988

20. Материалы  сайта http://www.moideti.com

Информация о работе Семья как основа развития личности