Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье алкоголиков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава Ι Теоретические подходы, рассматривающие проблемы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков
1. Алкогольная семья ………………………………………………………...5
2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка………………8
3. Факторы риска, обуславливающие положительное отношение подростков к алкоголю…………………………………………………………………13

Глава ΙΙ Последствие алкоголизма родителей на детей
2.1 Психология ребенка из алкогольной семьи………………………………17
2.2 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей…………………………………………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………………… .25
Список литературы……………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

алкоголизм, подростки.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Иркутский государственный технический университет

Факультет: Права, социологии и СМИ 

Кафедра: социологии и социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: Семья  алкоголиков как фактор риска, обуславливающий  положительное отношение подростков к спиртным напиткам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава Ι  Теоретические подходы, рассматривающие проблемы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков

    1. Алкогольная семья ………………………………………………………...5
    2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка………………8
    3. Факторы риска, обуславливающие положительное отношение подростков к алкоголю…………………………………………………………………13
 

Глава ΙΙ Последствие алкоголизма родителей на детей

2.1 Психология  ребенка из алкогольной семьи………………………………17

2.2 Алкоголизм  родителей и его последствия  на психическое развитие детей…………………………………………………………………………… 19 

Заключение…………………………………………………………………… .25

 Список литературы……………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в  человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней  человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако современные семьи переживают кризис, существуя в  мире жестокого обращения с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.

       На  сегодняшний день в России отмечается рост числа  семей алкоголиков. Такие семьи – острая  социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка. Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье находящейся в кризисе.

       Цель  исследования: выявить обусловленность  отношения подростка к спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье алкоголиков.

       Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.

       Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-алкоголиков.

       Гипотеза: одним из факторов риска, обуславливающим  положительное отношение подростков к спиртным напиткам является семья  алкоголиков, в которой:

  • родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков,
  • периодическое употребление алкоголя родителями,
  • в семье приняты алкогольные традиции,
  • подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки и др.

       Задачи:

    1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка.
    2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.
    3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.
    4. Рассмотреть психологию ребенка из алкогольной семьи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, РАССМАТРИВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ АЛКОГОЛИКОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ 

    1. Алкогольная семья
 

   Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия, но и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

   Взрослые  в алкогольной семье, забыв о  своих родительских обязанностях, целиком  и полностью погружаются в  алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами – ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

   Исследователями даны основные признаки таких семей:

  1. Размытость, нечеткость границ своего Я

    Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.

  1. Отрицание

    Многое  в жизни алкогольной семьи  построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

  1. Непостоянство

    Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

  1. Низкая самооценка

    Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло, потому что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.

  1. Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи

    В здоровой семье создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. По-другому существует семья с алкогольнозависимыми членами: атмосфера в ней нестабильная, поскольку алкоголизм забирает много энергии, которая в нормальной семье направляется на поддержание благоприятного психологического климата и на создание здоровой окружающей среды для самореализации и самосовершенствования личности.

    Своеобразным  индикатором психологического климата  семьи является эмоциональное состояние и поведение матери (жены). Естественно, она не может оставаться безучастной к тому, что происходит с ее мужем, отцом детей, болезненно переживает трагедию семьи и живет в постоянном страхе, что с кем-то из близких может случиться беда. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным характеорлогическим сдвигам у жены, комплекс которых обозначается специалистами термином «созависимость». Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил, которые не позволяют, открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие члены семьи больного алкоголизмом, даже его близкие друзья. Сам больной зависит от  алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его пристрастия и состояния.

        В.Д. Москаленко в статье «Жены больных  алкоголизмом» на основании анализа  зарубежного опыта и обобщения результатов собственных исследований по данной проблеме предлагает следующие критерии распознания созависимости:

    1. Индивид  на протяжении длительного периода  в прошлом подвергался или  все еще подвергается воздействию  высокострессовой семейной ситуации (зависимость члена семьи от алкоголя, наркотиков: могут быть и другие стрессы).

    2. Индивид  сообщает о наличии, либо у  него наблюдается проявление  не менее 5 из следующих 8 признаков:

    • страх – постоянная занятость проблемами других, непреходящая тревога, неприятные предчувствия; стремление избегнуть риска во взаимоотношениях, недоверие к людям, контролирующее поведение, сверхответственность, попытки манипулировать поведение других.
    • стыд/вина – неприходящее чувство стыда как за свое поведение, так и за поведение других; изоляция, чтобы скрыть позор семьи; ненависть к себе; фасад превосходства и вызывающей грубости для прикрытия пониженной самооценки;
    • затянувшееся отчаяние – отчаяние и безнадежность в отношении изменения ситуации и пессимистический взгляд на мир, низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что несоответствует реальным достижениям;
    • гнев – постоянное чувство гнева на больного, на семью и на себя; страх потерять контроль в гневе; гнев, распространяющийся на все на свете; пассивно-агрессивное поведение, особенно в отношении больного алкоголизмом;
    • отрицание – упорное отрицание источника семейных бед, настойчивая минимизация тяжести проблем, оправдание, защита пьющего от негативных последствий;
    • ригидность – когнитивная ригидность; поведенческая ригидность, включая ролевую негибкость; ригидность морально-духовных принципов; эмоциональная ригидность – доминирование единственного аффекта (вины, жалости к себе);
    • нарушение идентификации собственных потребностей – утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении; трудности в определении границ своего духовного Я;
    • смещение понятий – сомнения относительно того, что является нормальным и может быть реальным; тенденция неверно распознавать и обозначать чувства; легковерие, доверчивость; нерешительность, амбивалентность.
 

1.2 Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка

      Жизнь ребенка – это неуклонный процесс  взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка  получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не успокоят его, это может привести к беде.

      Не  зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это  очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать все это.

      Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы лечатся.

      На  протяжении ХХ века менялись представления  народа об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось  пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.

Информация о работе Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам