Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 11:52, курсовая работа
Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье алкоголиков.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава Ι Теоретические подходы, рассматривающие проблемы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков
1. Алкогольная семья ………………………………………………………...5
2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка………………8
3. Факторы риска, обуславливающие положительное отношение подростков к алкоголю…………………………………………………………………13
Глава ΙΙ Последствие алкоголизма родителей на детей
2.1 Психология ребенка из алкогольной семьи………………………………17
2.2 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей…………………………………………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………………… .25
Список литературы……………………………………………………………26
Министерство образования РФ
Иркутский
государственный технический
Факультет:
Права, социологии и СМИ
Кафедра:
социологии и социальной работы
Курсовая
работа
Тема: Семья
алкоголиков как фактор риска, обуславливающий
положительное отношение подростков
к спиртным напиткам
Выполнила:
Проверила:
Иркутск
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава Ι Теоретические подходы, рассматривающие проблемы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков
Глава ΙΙ Последствие алкоголизма родителей на детей
2.1 Психология
ребенка из алкогольной семьи……
2.2 Алкоголизм
родителей и его последствия
на психическое развитие детей…
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.
На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка. Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье находящейся в кризисе.
Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье алкоголиков.
Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.
Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-алкоголиков.
Гипотеза:
одним из факторов риска, обуславливающим
положительное отношение
Задачи:
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ,
РАССМАТРИВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЛИЯНИЯ АЛКОГОЛИКОВ
НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия, но и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Взрослые в алкогольной семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами – ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Исследователями даны основные признаки таких семей:
Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.
Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.
Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло, потому что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.
В здоровой семье создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. По-другому существует семья с алкогольнозависимыми членами: атмосфера в ней нестабильная, поскольку алкоголизм забирает много энергии, которая в нормальной семье направляется на поддержание благоприятного психологического климата и на создание здоровой окружающей среды для самореализации и самосовершенствования личности.
Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери (жены). Естественно, она не может оставаться безучастной к тому, что происходит с ее мужем, отцом детей, болезненно переживает трагедию семьи и живет в постоянном страхе, что с кем-то из близких может случиться беда. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным характеорлогическим сдвигам у жены, комплекс которых обозначается специалистами термином «созависимость». Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил, которые не позволяют, открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие члены семьи больного алкоголизмом, даже его близкие друзья. Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его пристрастия и состояния.
В.Д. Москаленко в статье «Жены больных алкоголизмом» на основании анализа зарубежного опыта и обобщения результатов собственных исследований по данной проблеме предлагает следующие критерии распознания созависимости:
1. Индивид
на протяжении длительного
2. Индивид сообщает о наличии, либо у него наблюдается проявление не менее 5 из следующих 8 признаков:
1.2 Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не успокоят его, это может привести к беде.
Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать все это.
Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы лечатся.
На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.