Семейное воспитание как фактор девиантного поведения несовершеннолетних молодых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Аспекты изучения проблем девиантного поведения несовершеннолетних …………………………………….…………………….6
1.1. Понятие и виды девиантного поведения …………………………...……6
1.2.Факторы формирования девиантного поведения у несовершеннолетних…………………………………………………...……..12
1.3. Условия воспитания в семье как фактор, формирования девиантного поведения несовершеннолетних…23
Глава 2. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних…...31
2.1.Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних…….……………………………………………………31
2.2. Социальная работа с семьей несовершеннолетних в системе профилактики девиантного поведения …….35
Заключение ………………………………………………………..…………..39
Список используемой литературы ………………………………….……….42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №2.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Очевидно, что  использование уголовного наказания  в отношении гомосексуалистов, проституток  и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места  лишения свободы являются основными  рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Основные  факторы социального контроля:

«Методы и средства социального контроля должны быть адекватны  конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

Существенное  сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как  крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы)».31

Нравственное  вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

«Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание».32

Изменение менталитета  граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

Подготовка  и переподготовка кадров, которые  были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

 

 

 

2.2. СОЦИАЛЬНАЯ  РАБОТА С СЕМЬЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Современная семья  сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно  выделить и собственно семейные проблемы. Это «распределение между супругами  семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных  членов семьи и невозможность  ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи- системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие».33

Предотвращение  и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в  семье возможны при организации  системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

«Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

- наличие у  специалиста собственных представлений  о содержании

поддержки семьи  как клиента и о представлениях клиента о содержании этой

поддержки, также  о форме ее оказания;

-   дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

- разработка  программы (соответственно выделяемым  в ходе дифференциации типам  семей) социальных  воздействий  на семью коррекционно- воспитательной  направленности;

-      вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы

социальных  действий;

-    отслеживание  результатов коррекционно-воспитательной  деятельности с семьей и внесение  необходимых изменений.

Диагностирование  межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик».34

Для определения  наличия в семье конфликтных  структур можно идти двумя путями:

В литературе приводятся различные подходы к определению  типов семей. В своей работе на основе полученных в ходе проведенной  диагностики и широкого изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с  наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

«Благополучные  семьи на основе дальнейшего анализа  делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности  с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты  подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные».35

-         «Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений.

По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных  семей. Семьи с таким типом  отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем,  что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга.

Данная семья  как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность  освобождения от отношений, ставших  неудовлетворительными. Дети из таких  семей чаще других нарушают нормы  поведения в школе и общественных местах.

-         Педагогически несостоятельная семья.

В этих семьяхнизкая педагогическая культура сочетается с  нежеланием что-либо исправить или  изменить. Родители сознательно или  непроизвольно настраивают ребенка  против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям.

Это становится причиной отклоняющегося поведения, так  как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

-         Аморальная семья.

В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в  отношениях друг с другом, но и с  нормами морали и правилами нравственного  поведения в целом. Аморальную семью  составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют  на

бескомпромиссное  лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

И так, при организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы)».36

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение – «это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются».37 «Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход».38

«Отклоняющееся  поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению  общественных потребностей».39 Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. «Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов».40 Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

В организации  профилактики правонарушений среди  детей и подростков участвуют  все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.

Есть основания  надеяться, что в скором времени  в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно не только развиваться этому направлению работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением, но и укрепят всю систему социальной защиты. «Исследования в этой области необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области подростковой социологии могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть исканий подростков, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой подростковая субкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современных подростков».41

Таким образом, девиантное поведение  предстает как нормальная реакция  на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Ленинград, 1969 г.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания.  Москва, Аспект Пресс, 1997 г.
  3. Бациев В. и др. образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот»: сборник. Москва. 2007 г.
  4. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии./ C.А.Беличева - М.: Просвещение ,  1993
  5. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990 г.
  6. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988 г. № 5.
  7. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория/Соц. исследования –1999 г. № 4.
  8. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998 г.
  9. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6
  10. Государственная семейная политика и ее пути совершенствования: Научные доклады. – Екатеринбург: ПремиумПресс, 2008 г.
  11. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005 г.
  12. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995 г. № 2.
  13. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. Москва, 1988 г.
  14. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс. 1989 г. № 5.
  15. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М.: Изд.центр «Академия», 2002 г.
  16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев.-  Волгоград.: Просвещение, 1987
  17. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? Социс. 1998 г.  № 9.
  18. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. РостовнаДону. 2005 г.
  19. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997 г.
  20.   Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004 г. № 3.
  21. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
  22. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика/ учебное пособие, Москва. 2002 г.
  23. Холостова Е.И. Социальная работа на селе: История и современность. – 2-е изд., Москва. 2006  г.
  24. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие, Москва. 2006 г.
  25. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. Москва. 2006 г.
  26. Эмиль Дюргейм Социология. Её предмет, метод, предназначение. изд. Терра – книжный клуб, 2008 г.
  27. Энциклопедия социальной работы. том 3. Москва.1994 г.
  28. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994г
  29. Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Высшая школа Весна 2010 г.
  30. www.ruy.ru – сайт в Интернете - Российский<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times

Информация о работе Семейное воспитание как фактор девиантного поведения несовершеннолетних молодых людей