Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 07:22, курсовая работа
Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Аспекты изучения проблем девиантного поведения несовершеннолетних …………………………………….…………………….6
1.1. Понятие и виды девиантного поведения …………………………...……6
1.2.Факторы формирования девиантного поведения у несовершеннолетних…………………………………………………...……..12
1.3. Условия воспитания в семье как фактор, формирования девиантного поведения несовершеннолетних…23
Глава 2. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних…...31
2.1.Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних…….……………………………………………………31
2.2. Социальная работа с семьей несовершеннолетних в системе профилактики девиантного поведения …….35
Заключение ………………………………………………………..…………..39
Список используемой литературы ………………………………….……….42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М. Горького
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Кафедра социальной работы
Семейное воспитание как фактор девиантного поведения несовершеннолетних молодых людей
Курсовая работа:
Студентки 3 ого курса
Лихачевой Екатерины
Александровны
Научный руководитель:
Ерина Елена Леонидовна
Екатеринбург
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Аспекты изучения проблем девиантного поведения несовершеннолетних …………………………………….…………………….6
1.1. Понятие и виды девиантного поведения …………………………...……6
1.2.Факторы формирования
девиантного поведения у
1.3. Условия воспитания
в семье как фактор, формирования
девиантного поведения
Глава 2. Профилактика девиантного
поведения несовершеннолетних….
2.1.Система профилактики девиантного
поведения несовершеннолетних…….………………………
2.2. Социальная
работа с семьей несовершенноле
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………….……….42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Резкое ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных социальных педагогов и работников.
Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес подростковый рэкет, продажа наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Целью курсовой работы является изучение подростка в аспекте отклоняющегося проявления, определение сущности девиантного поведения и принципов по социально-профилактической работе по предупреждению девиантного поведения детей и подростков.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Выяснить
что такое девиантное
2. Исследовать
причины формирования
3. Узнать
какие методы профилактики
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения, оно может быть вербальным и реальным. Первое складывается из различных высказываний, оценок, суждений и дает нам представление о внутреннем мире человека. Второе содержит определенные действии людей.
«На основании сопоставления этих действий с представлениями о должном и неправильном, которые зафиксированы в моральных правилах, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. И, наоборот, поведение людей, не совпадающее с нормами "нарушающее общественные правила, трактуется как девиантное (отклоняющееся) и антиобщественное.»1
«Одним из факторов, которые определяют место индивида в обществе, является его отношение к праву, социально-правовой действительности, о характере действий человека в правовой сфере можно судить по оценкам, которые зафиксированы в юридических нормах. Нормы поведения определяются условиями социальной жизни. На каждом этапе исторического развития, по мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, эти нормы – нечто внешнее и объективное. Личности необходимо найти способ адаптироваться к соответствующей системе норм. Когда же индивид эти нормы нарушает или идет нарушение в обществе в целом, возникают процессы дезорганизации.»2
«Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.»3 По мнению Э. Дюркгейма, «вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.»4 В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
Виды девиантного поведения
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
Девиантное поведение может выражаться в форме:
а) «поступка (ударить человека по лицу);
б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Существует и иная трактовка видов девиантного поведения:
1.Преступность – нарушение законов.
Более серьезные – караются заключением в тюрьму, а менее серьезные – штрафом.
Больше всего преступлений – против личности и собственности.
Цена преступлений в экономике – 44 млрд. долларов в год в конце 70-х гг. (мошенничество, хищения, фальшивые бумаги, политические взятки, гонорары пополам, антитрестовские нарушения, промышленный шпионаж).
2.Преступления без жертв.
Проституция, наркомания, гомосексуализм, азартные игры.
Население к ним – более терпимо. Усиливается тенденция декриминализации этих преступлений, чтобы больше сил концентрировать на серьезной преступности.
3.Молодежная преступность
Это преступления людей от 16 до 18 лет. В 1978 г. – 10,3 млн. арестов. Из них 23 % - молодежь. Люди до 18 лет составляют: 57 % всех арестованных за вандализм, 42 % - за воровство, 50 % - за взлом, автокражи, поджоги.»6
«Молодежь – специфическая группа, отличающаяся особенностями в преступлениях. Важно не только наказывать, но и создавать систему реабилитации, где надо оптимально сочетать мягкость со строгостью. Воспитание – часто неэффективно».7
Социально-активное поведение. Представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Выражается в инициативном поведении, определяется развитым правосознанием.
«Привычное поведение выбирая вариант поведения, человек, обычно, действует избирательно. Используя метод "проб и ошибок", привыкает повторять те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Таким образом вырабатывается привычка.
Правовые привычки, как поведенческие регуляторы, играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит, хотя и привычно, но не бездумно, а со знанием дела.
Конформистское поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих.
Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему признаку и примеру. Конформистская позиция индивида не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, отстаивать свой выбор поведения.
Маргинальное поведение, следование праву людей, правосознание которых расходится с требованием правовых норм, относится к такому формально правомерному поведению как маргинальное, т.е. пограничное, выражает состояние индивида, находящегося на грани антиобщественного поведения, ведущего к правонарушению, но оно таким не становится по ряду причин. Мотивами поведения могут быть: угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности и т.д. В правовом гране маргинальность характеризуется особым, "промежуточным", переходным между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных институтов и общества в целом». 8
И так, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
1.2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. «Биологические
факторы выражаются в