Семейное воспитание как фактор девиантного поведения несовершеннолетних молодых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Аспекты изучения проблем девиантного поведения несовершеннолетних …………………………………….…………………….6
1.1. Понятие и виды девиантного поведения …………………………...……6
1.2.Факторы формирования девиантного поведения у несовершеннолетних…………………………………………………...……..12
1.3. Условия воспитания в семье как фактор, формирования девиантного поведения несовершеннолетних…23
Глава 2. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних…...31
2.1.Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних…….……………………………………………………31
2.2. Социальная работа с семьей несовершеннолетних в системе профилактики девиантного поведения …….35
Заключение ………………………………………………………..…………..39
Список используемой литературы ………………………………….……….42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №2.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. А.М. Горького

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ  И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 Семейное  воспитание как фактор девиантного поведения несовершеннолетних молодых людей

 

 

Курсовая работа:

Студентки 3 ого  курса

Лихачевой Екатерины

 Александровны 

 

Научный руководитель:

Ерина Елена  Леонидовна 

 

 

 

Екатеринбург 

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Аспекты изучения проблем девиантного поведения несовершеннолетних …………………………………….…………………….6

1.1. Понятие и виды девиантного  поведения …………………………...……6

1.2.Факторы формирования  девиантного поведения у несовершеннолетних…………………………………………………...……..12

1.3. Условия воспитания  в семье как фактор, формирования  девиантного поведения несовершеннолетних……………………………………………..23

Глава 2. Профилактика девиантного  поведения несовершеннолетних…...31

2.1.Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних…….……………………………………………………31

2.2. Социальная  работа с семьей несовершеннолетних в системе профилактики девиантного поведения …………………………..………….35

Заключение ………………………………………………………..…………..39

Список используемой литературы ………………………………….……….42

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  этой темы работы заключается в сложности  и многоплановости определения  психологического, социального развития детей и подростков, которое может  отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Резкое ухудшение  материального уровня жизни существенно  сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных социальных педагогов и работников.

Значительное  место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.

Растет  число подростков неуспевающих в  учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес подростковый рэкет, продажа наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

С подростками  отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

Целью курсовой работы является изучение подростка в аспекте отклоняющегося проявления, определение сущности девиантного поведения и принципов по социально-профилактической работе по предупреждению девиантного поведения детей и подростков.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1.  Выяснить  что такое девиантное поведение; 

2.  Исследовать  причины формирования девиантного  поведения;

3.  Узнать  какие методы профилактики возможны, для формирования законопослушного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Поведение является важнейшей социальной характеристикой  личности. В зависимости от формы выражения, оно может быть вербальным и реальным. Первое складывается из различных высказываний, оценок, суждений и дает нам представление о внутреннем мире человека. Второе содержит определенные действии людей.

«На основании  сопоставления этих действий с представлениями о должном и неправильном, которые зафиксированы в моральных правилах, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. И, наоборот, поведение людей, не совпадающее с нормами "нарушающее общественные правила, трактуется как девиантное (отклоняющееся) и антиобщественное.»1

«Одним из факторов, которые определяют место индивида в обществе, является его отношение к праву, социально-правовой действительности, о характере действий человека в правовой сфере можно судить по оценкам, которые зафиксированы в юридических нормах. Нормы поведения определяются условиями социальной жизни. На каждом этапе исторического развития, по мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, эти нормы – нечто внешнее и объективное. Личности необходимо найти способ адаптироваться к соответствующей системе норм. Когда же индивид эти нормы нарушает или идет нарушение в обществе в целом, возникают процессы дезорганизации.»2

«Девиантное поведение  — совершение поступков, которые  противоречат нормам социального поведения  в том или ином сообществе. К  основным видам девиантного поведения  относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.»3 По мнению Э. Дюркгейма, «вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.»4 В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Виды девиантного  поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам  личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

  1. «Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
  2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
  3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.»5

Девиантное поведение  может выражаться в форме:

а) «поступка (ударить  человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или  проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Существует и иная трактовка видов девиантного  поведения:

1.Преступность – нарушение  законов.

Более серьезные –  караются заключением в тюрьму, а менее серьезные – штрафом.

Больше всего преступлений – против личности и собственности.

Цена преступлений в  экономике – 44 млрд. долларов в год  в конце 70-х гг. (мошенничество, хищения, фальшивые бумаги, политические взятки, гонорары пополам, антитрестовские нарушения, промышленный шпионаж).

2.Преступления без  жертв. 

Проституция, наркомания, гомосексуализм, азартные игры.

Население к ним –  более терпимо. Усиливается тенденция  декриминализации этих преступлений, чтобы больше сил концентрировать  на серьезной преступности.

3.Молодежная преступность

Это преступления людей  от 16 до 18 лет. В 1978 г. – 10,3 млн. арестов. Из них 23 % - молодежь. Люди до 18 лет составляют: 57 % всех арестованных за вандализм, 42 % - за воровство, 50 % - за взлом, автокражи, поджоги.»6

«Молодежь – специфическая  группа, отличающаяся особенностями  в преступлениях. Важно не только наказывать, но и создавать систему  реабилитации, где надо оптимально сочетать мягкость со строгостью. Воспитание – часто неэффективно».7

Социально-активное поведение. Представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Выражается в инициативном поведении, определяется развитым правосознанием.

«Привычное  поведение выбирая вариант поведения, человек, обычно, действует избирательно. Используя метод "проб и ошибок", привыкает повторять те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Таким образом вырабатывается привычка.

Правовые привычки, как поведенческие регуляторы, играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит, хотя и привычно, но не бездумно, а со знанием дела.

Конформистское  поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих.

Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему признаку и примеру. Конформистская позиция индивида не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, отстаивать свой выбор поведения.

Маргинальное  поведение, следование праву людей, правосознание которых расходится с требованием правовых норм, относится к такому формально правомерному поведению как маргинальное, т.е. пограничное, выражает состояние индивида, находящегося на грани антиобщественного поведения, ведущего к правонарушению, но оно таким не становится по ряду причин. Мотивами поведения могут быть: угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности и т.д. В правовом гране маргинальность характеризуется особым, "промежуточным", переходным между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных институтов и общества в целом». 8

И так, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

 

 

 

 

 

1.2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

  Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. «Биологические  факторы выражаются в существовании  неблагоприятных физиологических  или анатомических особенностей  организма ребенка, затрудняющих  его социальную адаптацию. Причем  здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

Информация о работе Семейное воспитание как фактор девиантного поведения несовершеннолетних молодых людей