Семейная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи семейной политики 5
2. Проблемы современной семьи и семейной политики в России 8
3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России 13
4. Подходы к семейной политике в современном мире 16
5. Президентская программа семейной политики 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Семейная политика российского государства.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Сибирский государственный  аэрокосмический  университет

имени академика М.Ф. Решетнева 
 

Кафедра истории и гуманитарных наук 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По  дисциплине: «Социологии»

На  тему: семейная политика российского государства  
 
 

                  Выполнила: группа Эз-71

                  Ю.В. Васильева 

                  Проверила: Кобцевая М.А. 
                   
                   
                   

Красноярск 2010г. 

 

Оглавление 

Введение 3

1. Цели и задачи  семейной политики 5

2. Проблемы современной  семьи и семейной  политики в России 8

3. Государственная  семейная политика  – важнейшая политическая  стратегия современной  России 13

4. Подходы к семейной  политике в современном  мире 16

5. Президентская программа  семейной политики 20

Заключение 22

Список  литературы 24 

 

Введение

     Государственная семейная политика, объектом которой  является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной  семейной политики связана с модернизацией  семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

     Семья - это структурное базисное образование, своеобразное “ядро” общества, его  первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются  в семье и агрегируются сначала  на уровне семьи, так как именно она  является уникальным носителем и  транслятором социального опыта.

     Значение  семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными  функциями, как регулирование отношений  между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения  к поколению, внутрисемейное перераспределение  доходов, формирование потребностей и  совместное потребление материальных и культурных благ, организация и  ведение домашнего хозяйства, личного  подсобного хозяйства и семейного  производства, восстановление сил и  здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет  функции эмоционального и духовного  общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.

     От  нормального функционирования семьи  во многом зависит личное счастье  мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.

     Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.

     Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом  глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики. Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

     Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института  семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

     Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально- семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения  их социального самочувствия. 

1. Цели и задачи семейной политики

     Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсная ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций".

     Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".

     Следует отметить, что при определении цели семейной  политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

     1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизненохранительной и сексуальной функций.

     2. Обеспечение условий для совмещения  трудовой деятельности и семейных  обязанностей с личными интересами  самого человека.

     3. Создание благоприятных условий  для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

     Имеются следующие замечания в связи  с цитируемым положением.

     Во-первых, все три предполагаемые цели сводятся к одной, сформулированной в пункте 1. Это аргументируется тем, что позиция совмещения трудовых и семейных обязанностей (2), а также "рождения и воспитания здоровых детей"(3) предусматриваются в пункте 1 в части обеспечения необходимых условий для выполнения семьей соответствующих функций. Во-вторых, "обеспечение необходимых условий" для выполнения семьей ее функций является не целью семейной политики, а ее средством.

     Исходя  из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:

     - обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;

     - создание необходимых условий  для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;

     - содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;

     - формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;

     - решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;

     - предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.

     Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

     В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

  • развитие законодательной базы государственной семейной политики;
  • демографическая политика в отношении семьи;
  • экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;
  • социокультурная политика в отношении семьи;
  • развитие социального обслуживания семьи;
  • государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;
  • региональная семейная политика;
  • взаимодействие государства и неправительственных организаций - субъектов семейной политики;
  • разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

     Эти ключевые направления социальной политики в отношении семьи нуждаются в фундаментальном научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий. 

 

2. Проблемы современной  семьи и семейной  политики в России

 

     Проблемы  современной семьи относятся  к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения "демографическая катастрофа", "семья скоро отомрет", призывы "спасите семью". Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.

     И все же оснований для тревоги  по поводу семьи больше, чем достаточно.

     Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание "семейных устоев". Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.

     В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

     За  последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Если в 1980 году в Бурятии было заключено около 10 тысяч браков (точнее 9934), то в 1990 году - 8,8 тысяч, в 1999 году-  5,7 тысяч, т.е. сократилось на 74% хотя численность населения республики увеличилась почти на 150 тысяч человек. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте. Как свидетельствуют материалы микро переписи населения 1994 года в Бурятии 24,3% мужчин в возрасте 25-29 лет никогда не состояли в браке (т.е. еще не женились), незамужние женщины этого возраста составляли 16,3%.

Информация о работе Семейная политика российского государства