Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:47, реферат
В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.
Введение.
Цели и задачи семейной политики.
Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России.
Заключение.
В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике. В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, — отмечает Н.М. Римашевская; — приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями. На смену идеологии всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология суверенитета семьи и личности "снизу".
Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".
Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни.
Социальная защита должна играть вспомогательную роль. Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса.
Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, — отмечает А.И.Антонов, — но ... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков". Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей.
Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью. Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов". "...Присущий семье здоровый консерватизм со стремлением ее к адаптации, — считал В.Ф.Шумейко, — позволяет семье как социальному институту выстоять в условиях происходящего в кризисных формах реанимирования общества и государства, но адаптационные возможности семьи не беспредельны. И об этом следует всегда помнить в первую очередь, принимая новые меры в экономике или политике".
Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.
Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико- социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб.
Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами.
В
условиях социально-экономического кризиса
в России семейная политика государства
имеет особое значение и должна быть направлена
на создание благоприятного пространства
для функционирования семьи, придание
реформам "семейного аспекта", превращение
семей в движущую силу проводимых преобразований,
на проведение экспертизы государственных
решений с точки зрения воздействия на
жизнедеятельность семьи и регулирование
социальной напряженности в обществе
на основе развития партнерских отношений
семьи и государства.
Заключение.
Актуальность данной темы на современном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы.
Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи.
Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом и семьи в частности.
Поэтому
сегодня научное переосмысление проблем
семьи является необходимым условием
эффективного решения задач семейной
политики. Государство, общественные организации,
религиозные объединения, предприниматели,
ученые, журналисты должны сделать все,
чтобы обеспечить семье поддержку.
Список
литературы
Информация о работе Семейная политика Российского государства