Семейная политика Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Содержание

Введение.
Цели и задачи семейной политики.
Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Соц пол.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

       
 
 
 
 

  Контрольная работа по дисциплине

  «Социальная политика»  
 
 
 
 
 
 

  Тема:  «Семейная политика Российского государства». 
 
 
 
 

  Выполнена: студенткой 3 курса

  специальности «Социальная работа»

  Факультета  искусств, социальных

  и гуманитарных наук

    
 
 
 
 
 
 

Содержание

 

   

  1. Введение.
  1.   Цели и задачи семейной политики.
  1.   Государственная  семейная политика  – важнейшая политическая стратегия современной России.
  2. Заключение.
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

   

     Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.

     Институт  семьи, точно так же, как и любой другой социальный институт, не может не претерпевать абсолютно никаких изменений: последние неизбежны, так как они объективно обусловлены процессами трансформации социальной реальности. То, что сегодня происходит с семьей, трудно расценивать как явления позитивные. Появляющиеся её альтернативные формы, такие как семьи, основанные на однополом и гостевом браках, сознательно бездетные семьи и др., не  могут обеспечить полноценную реализацию функций семьи, и, в первую очередь, репродуктивной и социализации. Разрушается ценностная основа института семьи, происходит дискредитация основной, центральной ценности, которой являются дети: массовое распространение однодетности, превращение ее в норму делает результаты демографического кризиса необратимыми.  В этих условиях укрепление института семьи невозможно при отсутствии в стране семейной политики. Но она должна быть комплексом взаимосвязанных, отлаженных действий, направленных как на обеспечение материального благополучия семьи, так и на поддержание и укрепление выполняемых ею функций по воспроизводству и социализации поколений.

     Государственная семейная политика, объектом которой  является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

     Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства  новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения  благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

     В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

    1. Цели и задачи семейной политики. 

     Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".

     Традиционно семейная политика была подчинена экономическим  целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и  вся социальная сфера. Согласно идеологии  ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций".

     Следует отметить, что при определении  цели семейной политики нередко допускается  отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

     1. Обеспечение необходимых условий  для выполнения семьей экономической,  репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

     2. Обеспечение условий для совмещения  трудовой деятельности и семейных  обязанностей с личными интересами  самого человека.

     3. Создание благоприятных условий  для рождения и воспитания  здоровых детей, охраны материнства и детства.

     Имеются следующие замечания в связи  с цитируемым положением.

     Во-первых, все три предполагаемые цели сводятся к одной, сформулированной в пункте 1. Это аргументируется тем, что  позиция совмещения трудовых и семейных обязанностей (2), а также "рождения и воспитания здоровых детей"(3) предусматриваются в пункте 1 в части обеспечения необходимых условий для выполнения семьей соответствующих функций. Во-вторых, "обеспечение необходимых условий" для выполнения семьей ее функций является не целью семейной политики, а ее средством.

     Исходя  из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:

     — обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической  экспертизы принимаемых государственных  решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;

     — создание необходимых условий для  выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;

     — содействие адаптации семей различных  типов к происходящим социально-экономическим  переменам, создание необходимых условий  для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической  самостоятельности;

       — формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;

     — решение проблем укрепления и  развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;

     — предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.

     Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

     В соответствии с основными функциями  семьи и сферами ее жизнедеятельности  выделяются следующие направления  государственной семейной политики:

     - развитие законодательной базы государственной семейной политики;

     -  демографическая политика в отношении семьи;

     - экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;

     - социокультурная политика в отношении семьи;

     - развитие социального обслуживания семьи;

     - государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;

     - региональная семейная политика;

    - взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;

     - разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

     Эти ключевые направления социальной политики в отношении семьи нуждаются  в фундаментальном научном анализе  и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий. 

     2. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России.

     Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей как особой социальной группой, обществом и государством, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического развития государства и общества. Семейная политика - это относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями.

     Значение  семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.

     От  нормального функционирования семьи  во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью. Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности.

     Наиболее  развернутая характеристика семьи как социального института дана С.В.Дармодехиным: “Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности”.

     В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т.д. До сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи. Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рассматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие “осколки” нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары. Каждый тип семей требует адекватных подходов к обеспечению их жизнедеятельности, что закрепляется в государственной семейной политике.

     Государственная семейная политика дополняет другие, более значимые для семьи области социальной политики, специальными мерами, адресованными непосредственно семье как социальному институту. Политическая значимость государственной семейной политики социального государства заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи.

     В процессе модернизации государственной  семейной политики в России, можно отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики, популизм, недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики. Однако главной причиной неэффективности современной государственной семейной политики является незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений. Государственная семейная политика должна стать объектом политических стратегий современных политических сил.

Информация о работе Семейная политика Российского государства