Семейная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Проводимые в 90-е годы в обществе реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции.
Кризис состояния социального института семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию.
Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной государственной семейной политики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.61 Кб (Скачать)

В некоторых  странах установлена общая продолжительность  декретного отпуска, а его разделение на «до» и «после» родов носит  гибкий характер. В Испании, например (крайний случай), можно совсем не брать дородового отпуска и все 16 недель использовать после рождения ребенка.

Во всех без  исключения странах запрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска сохраняется.

Во многих странах  право возвращения на прежнее  место работы распространяется на более  длительный период. В этом отношении  выделяется Германия, где этот срок составляет 36 мес.  В остальных странах - от двух до 12 мес.

Почти во всех странах, кроме Ирландии, беременная женщина  имеет право перехода на более  легкую работу. Обязательное медицинское  освидетельствование требуется  от женщин в восьми странах из 12 (кроме  Бельгии, Греции, Ирландии, Франции).

Дополнительное  время для кормления ребенка  грудью предоставляется в восьми из 12, стран. Оно не предусмотрено  в Бельгии, Дании, Ирландии и Великобритании.

Менее распространен  такой вид поддержки семьи, как  пособие в связи с рождением  ребенка (родовое пособие). Его выдают всем женщинам только в четырех странах (Бельгия, Франция, Люксембург и Португалия). В Ирландии и Великобритании такое  пособие могут получить только нуждающиеся  семьи.

В отношении  отпусков по уходу за больными детьми страны Европейского Союза значительно  отстали от бывших социалистических стран Европы и России. Такие отпуска  предоставляются не во всех странах, а там, где они существуют, их продолжительность  составляет от одного до десяти дней.

Еще более редкий характер носит предоставление пособия  школьникам в связи с началом  учебного года. Только Франция и  Люксембург дают всем детям такое  пособие. В Ирландии на него могут  рассчитывать только бедные семьи.

Некоторые страны выплачивают пособие новобрачным  как перспективным родителям. К  ним относятся, как ни странно, такие  более бедные страны, как Португалия и Греция, а также Люксембург. |

В половине стран  Европейского Союза существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу; от военной службы могут освободить либо отсрочить ее прохождение. Правда, при этой следует отметить, что в трех странах ЕС обязательной службы в армии вообще не существует (Ирландия. Люксембург, Великобритания).

Для семей с  детьми довольно распространены (в  восьми странах из 12) льготы по проезду  на городском, а кое-где и на железнодорожном  транспорте. Таких льгот не имеют  только англичане, португальцы, голландцы  и датчане.

Все страны ЕС выплачивают  семейные пособия на детей. Только в  одних оно носит универсальный  характер, т. е. ничем не обусловлено, а в других при его выплате  учитываются доходы семьи. Универсальный характер имеют пособия в восьми странах (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания). «Полууниверсальный» характер выплат существует в Германии. Здесь платят пособия практически всем, но, начиная со второго ребенка, размер пособия зависит от дохода семьи. Установлен также общий потолок дохода, после которого с 1994 г. пособие совсем не выдается. Однако этот потолок так высок, что вряд ли имеет практическое значение.

Только в четырех  странах размер пособий автоматически  индексируется (Бельгия, Люксембург, Греция, Португалия). В большинстве остальных  индексация проводится ежегодно либо (как в Германии) происходит их периодический  пересмотр.

За исключением  Греции семейные пособия налогом  не облагаются.

В некоторых  странах размер семейных пособий  прогрессивно увеличивается по мере взросления ребенка (Бельгия, Франция, Люксембург, Великобритания). В половине стран размер пособия зависит  от очередности рождения ребенка. В  большинстве случаев максимальная сумма выплачивается на третьего-четвертого ребенка.

Есть и курьезы. Так, в Нидерландах, которые выражают стремление снизить рождаемость, размер пособия возрастает с каждым родившимся ребенком вплоть до восьмого! Более  последовательны в этом плане  англичане, которые также не прочь  сократить численность населения. Они, уже начиная со второго ребенка, снижают размер пособия.

Возрастная граница  предоставления семейного пособия  на детей более чем в половине стран установлена в 18 лет. В четырех  странах пособия не получают дети с 16-17 лет, а в одной (Ирландия) - с 14лет. Во всех странах, кроме Дании  и Испании, возрастная граница выплаты  пособия может быть повышена, если ребенок продолжает учебу, в частности  получает высшее образование. Такой  возрастной предел в большинстве  стран составляет от 24 до 27 лет (максимум в Германии и Люксембурге).

В последние  года в странах Западной Европы и, особенно, в Германии, Франции и  некоторых других, начала формироваться  более всеобъемлющая концепция семейной политики. Ставится вопрос о создании такой социальной среды, которая бы более полно отражала потребности родителей и детей. Эта концепция имеет в виду улучшение условий труда для родителей, имеющих маленьких детей, в частности, увеличение продолжительности «родительского отпуска» с сохранением права возврата на прежнее место, более широкое распространение гибкого графика работы, неполной занятости, создание более удобных рекреационных возможностей в пригородах, улучшение работы общественного транспорта, более широкое вовлечение родителей в работу детских дошкольных учреждений, расширение системы налоговых льгот на детей.

В целом за последние  годы произошел заметный сдвиг в  расширении и совершенствовании  государственной политики помощи семьям с детьми в западноевропейских странах  и США. Но возможности для дальнейшего  улучшения условий жизни семей с детьми далеко еще не исчерпаны и требуют более тесной унификации во всех странах Запада.

§2. Формирование и реализация

государственной семейной политики

в Российской Федерации

В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась  с социальной политикой. Институциональные  интересы семьи специально не учитывались. Государство исходило из своих экономических, производственных, оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости  обеспечения страны массовой и дешевой  рабочей силой. При этом женщины  максимально включались в общественное производство, дети — в систему  общественного воспитания. Члены  семьи проводили большую часть  своего времени вне дома, занимаясь  производственными и общественными  делами.

В первые послереволюционные десятилетия идеологическая установка на «огосударствление» семьи во многом определила проводимую в стране социальную политику, существенно ускорила процессы разрушения патриархальной семьи, ее переориентацию на внесемейные ценности, передачу непосредственно государственным институтам многихтрадиционных семейных функций. Неоднозначную роль в жизнедеятельности семьи сыграли индустриализация и коллективизация. Разрушение семейной экономики и производства лишили семью дополнительных доходов, а страну — целой отрасли народного хозяйства: семейного предпринимательства. Дезорганизация семейно го воспитания снизила влияние семьи на процессы развития детей. Обострились проблемы физических и психологических перегрузок женщин, состояния их здоровья, безнадзорности детей, преступности среди несовершеннолетних.

Политика в  отношении семьи проявлялась, прежде всего, в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей с  детьми. По оценке Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи (1994 г.), с которой совпадает  и наш подход, с 20-х до первой половины 30-х годов эта политика была сосредоточена  на помощи городским женщинам, сочетающим материнские обязанности с трудом в общественном производстве. Со второй половины 30-х до 70-х годов особое внимание уделялось поощрению высокой  рождаемости и многодетности, что  было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной  войны. В 70—80-е годы государство  концентрирует усилия на преодолении  малообеспеченности семей с детьми, стимулировании рождаемости, поддержке родителей в воспитании детей. Оценивая принятые в этот период меры, отметим, что при всей их ограниченности, продиктованной идеологическими, иными факторами командно-административной системы, они сыграли важную роль в обеспечении социальной защиты материнства и детства.

В 90-е годы, в  изменившихся политических и экономических  условиях, происходила переоценка государственной  политики в отношении семьи. Тенденция  усиления внимания к семье получила отражение в Конституции, Семейном кодексе Российской Федерации, в  отраслевом законодательстве. Принимались  меры по законодательному закреплению  семейных прав граждан (пособия на детей  налоговые, другие льготы).

Важным этапом развития официальной парадигмы  семейной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при Совете Министров РСФСР (1991 г.) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993 г.). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритет; интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса. Только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г. № 712), которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики.

Согласно Конституции  Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой  государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку  семьи, материнства, защиту и обеспечение  прав детей, решение острых проблем  профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального  обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: «Основные направления  государственной социальной политики по улучшению положения детей  в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы  «Дети России» — федеральные  целевые программы «Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; «Основные направления государственной  семейной политики»; Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; «О национальном плане действий по улучшению положения  женщины и повышению ее роли в  обществе до 2000 года» и др. Всего  в 1993—1999 гг. принято более 100 нормативно-правовых актов в этой области1.

Основными направлениями семейной политики являются:

•   улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

•   обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

•   оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

•   обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

•   защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

•   усиленное внимание к неполным, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;

•   всесторонняя подготовка молодежи к браку, семейной жизни и | планированию семьи;

•   профилактика семейного неблагополучия и др.

Информация о работе Семейная политика государства