Семейная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Проводимые в 90-е годы в обществе реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции.
Кризис состояния социального института семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию.
Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной государственной семейной политики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.61 Кб (Скачать)

§1. Сущность государственной  семейной политики

Проводимые в 90-е годы в обществе реформы оказали  на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся  нравственно-этические нормы и  традиции.

Кризис состояния  социального института семьи  требует усиления внимания к ней  со стороны государства по ее укреплению и развитию.

Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные  проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной государственной семейной политики.

Семейная  политика может быть сформулирована как комплекс практических мер, представляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых — улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических проблем семьи, направлена на более полное удовлетворение семейных нужд1.

Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых 1 условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.

Государство признает социальные права семьи и необходимость  их законодательного закрепления. Семье (а не только индивиду) предоставляется  полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно учитываются  в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления  федеральных и региональных программ. В законодательство включается комплекс правовых норм, регулирующих не только отношения между членами семьи, но и отношения семьи и государства.

Государство гарантирует  макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функционирования семей в обществе; осуществляет целенаправленный учет и  способствует реализации институциональных  прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности; создает условия  для обеспечения суверенитета семей  и развития их функций субъекта социальных отношений; обеспечивает защиту социально  уязвимых семей.

Семейная  политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и система целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение. Социальный институт семьи включается в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

По своему содержанию семейная политика является комплексной  и отражает отношения государства  и семьи в основных сферах жизнедеятельности  общества. В то же время она сосредоточена  на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизне-охранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.

Государство обеспечивает целенаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов  семьи в различных областях общественной жизни, в деятельности органов власти, при планировании, разработке и реализации социально-экономических программ, прогнозировании развития страны. Реализация цели и принципов государственной семейной политики контролируется на основе проведения экспертизы принимаемых на различных уровнях власти решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи.

Государство взаимодействует  с семьей на основе партнерских отношений, обеспечивает баланс прав и ответственности  государственных институтов и семьи, создает необходимые условия  для активизации социально-экономического потенциала семьи. Этому будет способствовать формирование и развитие общественного  семейного движения, лоббирующего интересы института семьи.

Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Она составляет лишь одну из функций семейной политики и выполняет вспомогательную роль. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие адаптационные механизмы, исключающие патернализм. При этом особое значение придается социальному обслуживанию, правовой, психологической, информационной поддержке семей.

Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий  особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа  трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов. Задачи стабилизации и развития института  семьи обусловливают необходимость  системного подхода к анализу  происходящих в нем процессов, выявления  характерных, устойчивых черт жизнедеятельности  семьи, закономерностей ее развития, оценки наиболее болезненных процессов.

Государство обеспечивает единство реализации цели и принципов  семейной политики на федеральном, региональном, местном уровнях. Субъекты Федерации, органы местного самоуправления дополняют  и развивают меры семейной политики на основе установленных семье государственных  гарантий функционирования, обеспечивают координацию действий негосударственных  субъектов семейной политики.

В области управления вопросами семейной политики государство  реализует принцип межведомственного  подхода к ее проведению, создает  систему федеральных и региональных органов власти, координирующих разработку и практическое осуществление государственной  семейной политики.

Усиление государственной  семейной политики сопровождается расширением  и углублением воздействия государства  на семью. Поэтому должны быть созданы  механизмы, обеспечивающие правовые гарантии суверенитета семьи, баланс семейных и  общественных интересов (развитие соответствующего законодательства, обеспечение информационного  пространства, создание общественного  движения семьи и др.).

Принципы  семейной политики определяются историческими, этническими, религиозными, культурными традициями, материальными возможностями общества, социально-демографической ситуации. Основным является принцип суверенитета семьи, недопустимости навязывания ей того или иного образа жизни. Семья несет ответственность за свою судьбу, благосостояние, содержание и воспитание детей, поддержку престарелых. Благополучие семьи должно быть результатом усилий ее членов, их труда.

Другим важнейшим  принципом семейной политики является принцип базисности, комплексности семьи. Он означает постановку семьи в Центр общественной системы, повышение ее статуса, роли  структурного базисного образования, преодоление обыденного приятия этого феномена как нуждающегося только в защите, курировании, помощи. В современных условиях необходимо создание механизмов самореабилитации семьи, превращение ее в движущую силу социальных преобразований. Семейная политика должна стать ядром, определяющим звеном социальной политики в целом. Состояние института семьи, степень ее устойчивости — важнейший индикатор адекватности социальной политики закономерностям, гике социального развития в целом, показатель эффективности «водимых реформ.

Следует отметить, что «семейная политика» —  термин, в который складывается неодинаковое содержание в различных странах. Наряду с наличием общих целей  семейной политики, ее подходы в  отношении поддержки семей с  детьми отличаются в страновом аспекте большим разнообразием.

Одни страны, например Франция, имеют ясную, определенную, законодательно оформленную семейную политику. Определенной, но более узко сфокусированной семейной политикой  отличаются, например, ФРГ, Дания. Некоторые  страны, такие как Великобритания, А, не имеют ясной семейной политики. Не ясна концепция семейной политики и в Нидерландах.

Помимо чисто  социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические  цели, которые, однако, в последние  годы во главу угла не ставятся.

Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии.

Третья группа стран придерживается более современного подхода - они поддерживают все типы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акценты  семейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целом  характерны изменения в целях, в  приоритетах, в ориентации, в методах  ее осуществления. Семейная политика реагирует  на многие факторы:

экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую  ситуацию. Рост безработицы, спад производства могут привести сокращению финансирования системы социального обеспечения  из-за сокращения поступлений в бюджет. Сокращение государственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах на семейную политику. Так, в Бельгии в 1984 г. индексация пособий  и двух первых детей была временно отменена. В Дании в 1976 г. был введена  проверка на нуждаемость для получения  семейных пособий, отмененная в 1984 г.

Национальный  менталитет, выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял на семейную политику в сил специфического национального понимания проблем, приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением  и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачных детей.

Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальны статус женщин более низок (Португалия, Греция), чем в странах Северной Европы.

Общим для всех стран является тот факт, что семья  является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются  Новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения  получают экономическую и психологическую  поддержки. Следует также отметить, что далеко не во всех странах Европейского Союза, а также в США, семейная политика, как таковая официально провозглашена. Однако меры государства  по поддержке семей с детьми в  большей или меньшей степени  осуществляются в каждой стране.

Первые попытки  разработки системы государственной  помощь семьям с детьми в некоторых  западноевропейских странах восходят к 30-50-м годам. В 30-х годах появилась  и первая программа государственной  помощи бедным семьям в США.

В 70-х годах  системы охраны материнства, пособий  и льгот семь ям с детьми действовали  уже в большинстве стран Запада. Ныне них как минимум в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка, предоставление и оплата декретного отпусков, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление права на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидий) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

Во всех странах  действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа  к контрацептивам. Отношение к абортам варьирует от полной либерализации до строгих ограничений.

Однако эти  общие положения имеют подчас сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и т. п.

Так, отпуск в  связи с беременностью и родами полностью оплачивается работающим только в четырех странах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды); от 50 до 90% заработка получают женщины  в пяти странах (Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия), еще меньше компенсация  декретного отпуска в Греции и  Португалии. В Великобритании и США системы оплаты особые — зависят от ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.

В некоторых  странах, где полная оплата декретного отпуска гарантируется не всем работающим женщинам, те, кто занят в госсекторе, имеют преимущество - они получают полную компенсацию декретного отпуска (Дания, Испания, Португалия). Хуже всего  ситуация с выплатой декретных отпусков в Греции.

В шести странах  декретный отпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а кое-где и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург и отчасти Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска по воспитанию детей или так называемые «родительские», для всех категорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориям работающих - в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска не оплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам также отличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии - 13 недель и максимальна в Дании - 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель. Особое положение занимает Великобритания, где нет твердо установленной обязательной продолжительности декретного отпуска для всех работающих женщин, однако те, кто имеет на него право, получают 11 недель до и 29 недель после родов, но компенсируется лишь 18 недель.

Информация о работе Семейная политика государства