Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».

Содержание

1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
2. Социальная защита семьи
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 37.03 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

Контрольная работа 

по дисциплине "Социология" 

на тему: «Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи» 

Вариант № 20 
 

Выполнила:

Студентка 3курса 

Заочного  отделения

Специальность: менеджмент

Леонидова И.С.

Проверил:

Тимофеев  А.Ф.   

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Семейная политика  на современном этапе развития  России. Основные ее принципы

2. Социальная защита  семьи

3. Может ли семья  стать ключевым фактором в  развитии стабильного среднего  класса и способствовать возрождению  России?

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Семейная политика  на современном  этапе развития России. Основные ее принципы

В современных условиях существует несколько подходов к  определению социальной политики в целом.

По мнению одних  ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных  с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».

Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики.

Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой  «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и  доходами».

Одним из важнейших  направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение  роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как  социального института.

Главными целями семейной политики являются:

• обеспечение необходимых  условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;

• повышение качества жизни российских семей;

• создание благоприятных  условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;

• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Основными принципами семейной политики являются: принцип  суверенности (независимости семьи  от государства), принцип общественного  договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип  единства целей федеральной и  региональной политики и принцип социального участия.

1. Принцип суверенности  семьи означает, что семья независима  от государства и имеет право  принимать любые решения, касающиеся  ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными  целями и интересами. Это означает  и право семьи на любой тип  семейного поведения и на любой  образ и стиль жизни, в том  числе и на тот, который,  с точки зрения преобладающих  социокультурных и моральных  норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.

Любое ограничение  принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации  брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться  и регулироваться законодательно или  конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства  или иных социальных институтов в  жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.

Вместе с тем  не является нарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов  семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и  социальная (экономическая и любая  иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность  выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы  выбора из альтернативных вариантов  может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.

2. Принцип суверенности  семьи тесно связан с принципом  свободы выбора. В действительности  свобода выбора имеет вполне  конкретные, исторически определенные  границы, которые связаны с  определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности  сделало ненужной высокую рождаемость  и, следовательно, обусловило  распад системы социокультурных  норм многодетности, отмирание  запретов на применение контрацепции  и аборты. Этот распад нормативной  системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.

В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.

Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.

Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей  и семейного поведения, которые  в наилучшей мере удовлетворяют  его интерес в обеспечении  устойчивого воспроизводства и  успешной социализации подрастающих поколений

3. Принцип общественного  договора развивает и конкретизирует  описанные выше принципы суверенитета  и свободы выбора. Он означает  договорную регламентацию взаимоотношений  семьи как социального института  и государства. Иначе говоря, семья  и государство заключают между  собой общественный договор, в  котором на равноправной основе  формируются все существующие  политические, социальные, экономические  и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен  в условиях нашей страны, в  условиях реформирования экономических и политических отношений.

Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми  ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного  производства» социальная система  не может функционировать. Точнее — она просто не существует.

Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла  свои функции воспроизводства и  социализации новых поколений. В  то же время, чем дальше, тем в  большей мере ослабевают и даже полностью  исчезают стимулы, определяющие личную заинтересованность в рождении и  социализации новых поколений. В  этих условиях семья может потребовать  от общества и его представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и социализации.

4. Принцип единства  целей федеральной и региональной  семейной политики означает, что  цели семейной политики едины  для всей страны и не зависят  от конкретных особенностей изменения  семьи и семейного поведения  на той или иной территории  — части одного и того же  государства. Этот принцип исходит  из того, что отмирание многодетности  является глобальным процессом,  отражающим фундаментальные изменения  экономических, социальных и демографических  условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные»  типы семьи и семейного поведения  (многодетность), но и на них  необходима политика, ориентированная  на укрепление семьи, тех ее  моделей и образцов, которые наиболее  адекватны целям эффективной  реализации специфических функций семьи.

Учет региональных особенностей при этом может достигаться  как за счет путей конкретизации  единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной политики.

5. Принцип социального  участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.

В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для  всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это, наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще. Такая новая технология формирования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия.

Социальное участие:

• это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно  предполагает право и возможность  каждого человека и каждой семьи  непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие  самое прямое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;

• обеспечивает улучшение  качества решений и программ, касающихся семьи. Семейная политика перестает  быть чем-то навязанным сверху, она  как бы становится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;

• это демократический  посредник, медиатор между государством и его гражданами. Социальное участие  укрепляет и улучшает связи между  ними, повышая вероятность реализации программ и решений;

• минимизирует социальную напряженность и уменьшает вероятность  социальных конфликтов, конфигураций между гражданами и государством;

• способствует развитию чувства ответственности за собственную  судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих  настроений по отношению к государству  и обществу, а с другой, — патернализм  этого государства по отношению  к своим гражданам:

• это первый шаг  к социальной активности и реальной политической вовлеченности, к формированию демократической политической культуры. 
 

2. Социальная защита  семьи 

Важным аспектом в регулировании социально-экономических  процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;

• установление связи  семьи с другими коллективами, организациями и социальными  институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

• содействие эффективному и гуманному действию семьи как  социально-экономической системы;

• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:

1. Реалистичность  и связанная с ней эффективность  семейной политики. Это означает, что выбираются те факторы,  на которые можно повлиять  хотя бы в перспективе: разрабатывается  система льгот, организуется просвещение семьи и обществ.

Информация о работе Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи