Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:14, контрольная работа
В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
2. Социальная защита семьи
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?
Заключение
Список использованной литературы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Контрольная
работа
по дисциплине "Социология"
на тему: «Семейная государственная
политика как основа преодоления институционального
кризиса семьи»
Вариант № 20
Выполнила:
Студентка 3курса
Заочного отделения
Специальность: менеджмент
Леонидова И.С.
Проверил:
Тимофеев
А.Ф.
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
2. Социальная защита семьи
3. Может ли семья
стать ключевым фактором в
развитии стабильного среднего
класса и способствовать
Заключение
Список использованной
литературы
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».
Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики.
Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами».
Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.
Главными целями семейной политики являются:
• обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;
• повышение качества жизни российских семей;
• создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.
1. Принцип суверенности
семьи означает, что семья независима
от государства и имеет право
принимать любые решения,
Любое ограничение
принципа суверенности семьи, обосновываемое
интересами общества или государства
(например, регулирование производства
абортов, установление процедуры регистрации
брака или развода, введение воинской
повинности и т.п.), должно вводиться
и регулироваться законодательно или
конституционно. При этом все не
оговариваемые юридические
Вместе с тем
не является нарушением принципа суверенности
семьи пропаганда каких-либо типов
семьи и семейного поведения,
моделей семьи, равно как и
социальная (экономическая и любая
иная) поддержка их. Во всяком случае,
до тех пор, пока семья имеет возможность
выбора этих типов и моделей. Только
лишение семей реальной свободы
выбора из альтернативных вариантов
может рассматриваться как
2. Принцип суверенности
семьи тесно связан с
В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.
Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.
Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений
3. Принцип общественного
договора развивает и
Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.
Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. В то же время, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, определяющие личную заинтересованность в рождении и социализации новых поколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и социализации.
4. Принцип единства
целей федеральной и
Учет региональных
особенностей при этом может достигаться
как за счет путей конкретизации
единой в своей основе цели семейной
политики, так и путем применения
специфических средств ее достижения.
Наилучшим организационным
5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.
В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это, наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще. Такая новая технология формирования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия.
Социальное участие:
• это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждого человека и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое прямое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;
• обеспечивает улучшение качества решений и программ, касающихся семьи. Семейная политика перестает быть чем-то навязанным сверху, она как бы становится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;
• это демократический посредник, медиатор между государством и его гражданами. Социальное участие укрепляет и улучшает связи между ними, повышая вероятность реализации программ и решений;
• минимизирует социальную
напряженность и уменьшает
• способствует развитию чувства ответственности за собственную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отношению к государству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношению к своим гражданам:
• это первый шаг
к социальной активности и реальной
политической вовлеченности, к формированию
демократической политической культуры.
2. Социальная защита семьи
Важным аспектом
в регулировании социально-
• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:
1. Реалистичность
и связанная с ней