Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:41, реферат
Цель данного исследования заключается в определении отношения общества к сексуальным меньшинствам и выявлении роли людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией в социальной среде.
При написании работы были определены следующие задачи:
1. Выявление закономерностей отношения общества к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
2. Найти зависимость между социальным статусом человека и его отношением к сексуальным меньшинствам.
При написании данной работы были использованы следующие методы: аналитический, исторический и логический.
Введение:
Проблема сексуальных меньшинств, касающаяся положения людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией, стоит достаточно остро в современном обществе, где господствует убеждение, что «нормальный» в сексуальном отношении человек испытывает влечение к представителям противоположного пола и стремится к гетеросексуальному половому акту. Все прочие проявления сексуальной активности считаются «ненормальными», патологическими и отклоняющимися от общепринятого сексуального стандарта. Культурные традиции и ценности, определяющие гетеросексуальное поведение как нормальное, способствуют формированию гетеросексизма и различных фобий в отношении людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией. Такое отношение общества определяет закрытость групп сексуальных меньшинств, социальный и психологический дискомфорт лиц с нетрадиционной ориентацией, что не позволяет им полностью реализовать себя как личность в социуме, тогда как полная реализация личности возможна лишь в сети социальных взаимосвязей [9].
В данной работе я не буду рассматривать все сексуальные меньшинства, а остановлюсь только на гомосексуалах (геи и лесбиянки).
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема гомосексуализма значима еще с древних времен. Соответственно, для решения данной проблемы необходима интеграция групп сексуальных меньшинств в общество на паритетных началах.
Цель данного исследования
заключается в определении
При написании работы были определены следующие задачи:
1. Выявление закономерностей отношения общества к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
2. Найти зависимость между социальным статусом человека и его отношением к сексуальным меньшинствам.
При написании данной работы были использованы следующие методы: аналитический, исторический и логический.
Раздел 1.
История гомосексуализма
Для того, чтобы лучше понять этот вопрос, коснемся его истории. Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента, находили особый изыск в мужских ласках. От греков гомосексуальность перекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.
На различных этапах развития цивилизаций отношение к сексуальным меньшинствам было далеко неоднозначным. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующей идеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигенов Новой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения). Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим мужчиной только в том случае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты: мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии (яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народов русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институт бердачества (от исп. bardajo - мальчик на содержании). Бердачи носили женскую одежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство). У японцев, считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизация мужского тела. А самурайская гомоэротическая дружба являлась типичным феодальным институтом.
С установлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомиты были объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. В частности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткам священная инквизиция, сжигая неверных на кострах.
В допетровской России, в отличие от Западной Европы, серьезных наказаний относительно содомитов не практиковали. Русская православная церковь осуждала «смертный грех», но, между тем, именно монастыри являлись источником распространения однополых отношений. Петр I попытался ужесточить политику, касающуюся сексуальных меньшинств, и в 1706 г. ввел смертную казнь через сожжение на костре для военных за «противоестественный блуд» (по шведскому образцу). А в 1716 г. заменил сожжение телесным наказанием и ссылкой. На гражданских же лиц эти нормы не распространялись. То есть, до прихода большевиков к власти в 1917 г., мы вполне вписывались в современную модель политкорректности и толерантности, опережая по этому параметру Европу.
После же Октябрьского переворота
положение кардинально
Параллельно с криминализацией гомосексуализма в СССР, в Европе и на Западе разворачиваются обратные процессы. До прихода Гитлера к власти в Германии шла борьба между руководством страны и гей-сообществом, ратовавшего за отмену § 175 Уголовного законодательства (уголовное наказание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации), которая случилась только в 1969 г., спустя сто лет после первых попыток.
В Европе в 1970-е был
принят официальный символ гомосексуалов
- «радуга» и выработана концепция
с основными политическими
Что касается России, то
первые попытки инкорпорирования гей-институтов
на родную почву не увенчались успехом.
В 1984 году 30 молодых ленинградцев объединились в сообщество
геев и лесбиянок - «Гей-лабораторию».
Они занимались тем, что переправляли
на Запад информацию о бедственном положении
советских «голубых». Им удалось установить
связь с финскими коллегами, с помощью
которых лаборатория разработала программу
по профилактике СПИДа. Однако КГБ предъявил
организации политические и идеологические
обвинения и подверг членов группы репрессиям.
В 1985 году генеральным секретарем КПСС
становится член Политбюро М.С. Горбачев,
приступивший к либерализации режима.
Политика гласности во многом способствовала
поднятию гомосексуального самосознания.
На волне распада СССР оформляется и ряд
организаций сексуальных меньшинств -
«Ассоциация сексменьшинств», «Московский
союз геев и лесбиянок», «Ассоциация за
равноправные права гомосексуалистов»
(АРГО). Под их эгидой издаются тематические
периодические издания - газеты «Тема»
(при поддержке демократичного Моссовета),
РИСК («Равноправие-Искренность-
Воодушевленные геи и лесбиянки, мобилизуясь, начали добиваться от власти отмены 121 статьи. Фактически, вся их деятельность в тот период сводилась именно к этому (за исключением вопросов, относящихся к профилактике и предупреждения СПИДа). Когда же в мае 1993 г. требование гомосексуалистов новой России было удовлетворено, в большинстве их организаций наметился серьезный кризис с последующим расколом. Вдруг обнаружилось, что дальнейшей стратегии развития и плана действий просто не существует. Иностранные фонды, поддерживающие в начале 90-х гг. гей-движение России, быстро свернули свою деятельность, понимая бесперспективность вложений. Стало ясно, что новая власть не собирается покровительствовать гомосексуалам.
Массовости гей-движение в России так и не достигло. После раскола оно так и не смогло вновь выступить единым фронтом. На сегодняшний день мы имеем лишь разбросанные по стране локальные организации.
В 2003 г. несколько депутатов нижней палаты российского парламента вынесли на обсуждение 2 антигомосексуальных законопроекта. Первый из них предполагал уголовную ответственность «За пропаганду гомосексуализма» (наводнившего телевидение) путем лишения возможности занимать определенные должности или отстранение от деятельности на срок от 2 до 5 лет. Второй предлагал реинкарнировать статью за мужеложство, и ввести тюремное заключение от 1 года до 5 лет. Однако эти инициативы не были поддержаны необходимым большинством депутатов.
Характерные черты русских гомосексуалов - индифферентность и аморфность. Есть и еще один нюанс - фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциаций геев и лесбиянок на федеральном уровне. Дискриминирующих статей в этом аспекте нет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают все возможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации [7, с. 12-15].
Основные понятия
Сексуальные меньшинства - общий собирательный термин, образованный по принципу сходства с такими терминами, как «национальные (этнические) меньшинства» (представители неглавной национальности или этноса), «политические меньшинства» (представители оппозиции).
Понятие «сексуальные меньшинства» предполагает, что сексуальное меньшинство не девиантно и не патологично (так же, как не девиантны и не патологичны национальные или политические меньшинства) и подразумевает законность, правомерность и некриминальность борьбы сексуальных меньшинств за свои права.
В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы (сексуальное влечение к животным); некрофилы (стремление к сексуальным действиям с трупом), педофилы (стремление к сексуальным действиям с детьми) [4, с. 64].
Гетеросексуальность - это одна из трех возможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам противоположного пола.
Двумя другими сексуальными ориентациями являются бисексуальность и гомосексуальность.
Бисексуальность - бисексуальная ориентация - определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) или сексуальное влечение к лицам как своего, так и противоположного пола, не обязательно в равной степени и не обязательно одновременно.
Гомосексуальность (от др.-греч. homos - тот же, одинаковый и лат. sexus - пол) - предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнера, объекта эротического влечения и любовных отношений. Термин был предложен венгерским врачом Л. Бенкертом (1869) с целью обозначения полового влечения к лицам того же пола.
Гомосексуальность в широком смысле - это один из видов сексуальности человека, складывающийся из сексуального влечения к лицам своего пола, осознания себя как лица гомосексуальной ориентации и сексуальной практики с лицами своего пола.
Гей (англ. gay) - английское прилагательное, изначально означавшее «беззаботный», «веселый», «яркий, театральный». Слово «gay» начало приобретать в английском языке сексуальную окраску в конце 17-го века, когда оно использовалось в значении «человек, пристрастившийся к удовольствиям», «предающийся сладострастию». В конце 19-го столетия термин «gay life» (буквально: «гей-жизнь», «беззаботная жизнь») широко использовался в английском языке для обозначения проституции и других форм внебрачного сексуального поведения, которые воспринимались обществом как аморальные. В современном английском языке это слово обычно используется как существительное или прилагательное, обозначающее однополую сексуальную ориентацию - гомосексуальность. В русском языке термин «гей» используется только как существительное и только для обозначения человека гомосексуальной ориентации мужчин-гомосексуалов.
Лесбиянство. Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, куда сбежала из Афин от преследований и насмешек древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами [5, с. 281-282].
Транссексуалы. Индивиды, неуклонно стремящиеся поменять свой пол на противоположный. Такие люди существовали всегда, но долгие века они воспринимались, мягко говоря, как сумасшедшие и находились за гранью не только бытового, но и медицинского сознания. В 1966 году американскому исследователю Г. Бенджамину в своей книге, посвященной этому вопросу, удалось убедить медицинскую общественность в том, что прежнее мнение о наличии у этих людей психического заболевания было неверным. Он же ввел термин «транссексуализм» и доказал, что в данном случае речь идет об особой форме психосексуального расстройства, при котором тело человека остается достаточно здоровым и являет собой признаки одного пола, а психика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит человеку другого пола, что подтверждается всем его поведением и стилем жизни, привычками, манерами, одеждой [4, с. 71].