Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:42, реферат
Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой, исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Таким образом, в опросе реализуются познавательные взаимодействия двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый, респондент.
Опрос: интервью, анкетирование и их виды
1.1 Познавательные возможности опроса
1.2 Виды опроса: анкетирование, интервьюирование
1.2.1 Анкетирование
1.2.2 Интервьюирование
Социологическое наблюдение, социологический эксперимент, метод экспертных оценок, анализ документов, микросоциологические методы, метод фокус-групп
2.1 Социологическое наблюдение
2.1.1 Виды наблюдения
2.1.2 Основные достоинства и недостатки метода наблюдения
2.2 Социологический эксперимент
2.3 Метод экспертных оценок
2.4 Анализ документов
2.5 Микросоциологические методы. Метод фокус-групп
Особенности применения методов сбора первичной социальной информации
Заключение
2.1.1 Виды наблюдения
Выделяют две основные разновидности по степени вовлеченности исследователя в деятельность объекта изучения: включенное и невключенное наблюдение.
Если
социолог изучает поведение
Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдаются не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах ненаблюдаемого (самого объекта) судят по наблюдаемым проявлениям (его действиям). А это предполагает обязательное наличие некоторых предварительных теоретических (или хотя бы гипотетических) представлений о механизме связи-причины (ненаблюдаемого объекта) и следствия (наблюдаемого действия).
Процедуру наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности:
2.1.2 Основные достоинства и недостатки метода наблюдения
Главное достоинство этого метода в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – другое качество, которое имеет немаловажное значение при изучении социальных явлений. И наконец – дешевизна, обычный атрибут, присущий этому методу.
Среди
недостатков следует отметить качественный
(не количественный) характер выводов,
которые можно получить в результате наблюдения.
Метод редко можно применить к наблюдению
больших совокупностей. Однако наиболее
крупный недостаток, очевидно, связан
с возможностью привнесения определенной
доли субъективности в существо метода
и меньшими, чем в других случаях, возможностями
к широкому обобщению результатов исследования.
2.2
Социологический эксперимент
Как писал английский философ и экономист Дж. Милль, наблюдение ставит задачей отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент – создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств.
Эксперимент – это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в социологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, трудностей с контролированием и управлением социальными условиями, но и по этическим соображениям.
Социология изучает закономерности массового поведения людей. Социологу было бы небезынтересно посмотреть, как поведет себя городское население, если, например, отключить на месяц воду, газ и канализацию? Или, скажем, что будет, если по радио объявить о ядерном нападении? Но общество не может позволить социологу искусственно создавать экстремальные условия, играть судьбами людей. Однако жизнь богаче всех выдумок социологов, она ежедневно и ежечасно ставит свои эксперименты.
Когда натурный (естественный) эксперимент невозможен, можно использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как реальная ситуация. Главное при этом – возможность зафиксировать начальное и конечное состояние объекта и выделить независимый (воздействующий на объект исследования) и зависимые (проверяемые) факторы.
Например, известную антиалкогольную кампанию в нашей стране можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации: как снижение государственного производства алкоголя (независимый фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности, уровне смертности, количестве отравлений, уровне самогоноварения и т.д.
По
характеру экспериментальной
В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).
В
лабораторном эксперименте объект исследования
наблюдается не в естественных условиях,
а в лабораторной обстановке. Это
позволяет более точно
Для
эксперимента важнейшим условием является
установление его валидности, т.е. обоснованности
и адекватности его результатов и выводов.
Внутренняя валидность означает доказательство
того, что именно экспериментальный фактор
вызвал наблюдаемые изменения объекта.
Внешняя валидность – установление того,
что выявленная экспериментом закономерность
может быть перенесена на естественную,
неэкспериментальную ситуацию. Для полевого
эксперимента особой проблемой является
обеспечение внутренней валидности, для
лабораторного – внешней.
2.3
Метод экспертных оценок
Иногда на практике могут возникать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Как сформировать группу экспертов? На самом первом этапе отбора в качестве критериев используются два признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, возраст и т.п. Но центральный среди критериев отбора экспертов – это их компетентность.Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками.
В
наиболее общем виде можно выделить
три основные функции метода экспертной
оценки: прогноз тенденций развития различных
явлений и процессов социальной действительности;
оценка степени достоверности данных
массовых опросов; аттестация коллектива
по уровням трудовой активности, нравственной
зрелости и т.п.
2.4
Анализ документов
В социологии под документом понимают не только письменные документы, но и любые носители информации (аудио- и видеозаписи, фотографии и т.д.). Но, конечно, письменные документы составляют основной массив. Их источником являются архивы, публикации в прессе, личные документы (письма, дневники). В настоящее время наиболее крупные опросные центры создали собственные архивы социологических данных. Большой объем этих данных находится в архиве данных Института социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, а также архивах независимых исследовательских центров. В анализе документации можно выделить два основных вида: качественный (неформализованный) и количественный (формализованный), или контент-анализ. Качественный анализ направлен на выявление необходимой исследователю информации, которая находится в документе в скрытом виде, и представление ее в нужной форме. Примером качественного анализа является толкование правовой нормы. Достоинство качественного анализа – возможность глубоко проникнуть в содержание документа, проанализировать все нюансы и выявить скрытые положения. Качественный анализ требует высокой квалификации исследователя. Продолжением достоинств метода являются его недостатки, основной недостаток качественного анализа – субъективизм. От него трудно избавиться, поскольку точность интерпретации и правильность толкования документа зависят как от профессиональных, так и от индивидуальных качеств исследователя. Это делает практически невозможным точное воспроизведение такого же анализ другими.
Указанного
недостатка лишен количественный анализ,
или контент-анализ. Он направлен на поиск
таких признаков или характеристик в документе,
которые, с одной стороны, отражали бы
его содержание, с другой – делали бы это
содержание измеримым (индекс цитирования).
Его достоинство – воспроизводимость
и возможность обработки большого количества
документов, а недостаток – неполное раскрытие
содержания документа. Смысловой единицей
анализа является идея или тема, входящая
в содержание документа в качестве элемента.
Эта тема в документе может быть выражена
по-разному. Поэтому предварительно нужно
решить задачу определения показателей,
по которым можно судить о наличии в документе
данной темы. Определив показатели, выбирают
единицу счета, в чем измерять смысловую
единицу анализа. Самый распространенный
способ измерения содержания – подсчет
частоты появления определенных показателей
в тексте документа. Другим способом измерения
является подсчет валовых характеристик:
число строк, колонок, абзацев, посвященных
теме, - для письменных документов; время,
отведенное освещению темы – для радио
и телевидения.
2.5
Микросоциологические методы. Метод фокус-групп
Особым видом опроса является социометрический. Он предназначен для изучения структуры межличностных отношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог Я.Л. Морено называл свою социометрическую концепцию в отличие от "большой" социологии "социальной микроскопией".
В процессе опроса респондентам предлагают выбрать по некоторому социометрическому критерию ("с кем бы вы пошли в разведку?") одного или нескольких членов группы. Психологической основой этого метода является человеческое стремление быть рядом с объектом своей привязанности – вместе работать, отдыхать и т.д. В опросе выявляется потребность членов группы в общении, их взаимные симпатии и антипатии. Взаимные выборы могут быть как положительными, так и отрицательными.
Сумма положительных и отрицательных выборов дает социометричесий статус личности в группе. Статус выражается числом в интервале от -1 (абсолютный изгой) до +1 (абсолютная "звезда").
Также могут быть вычислены социометрические индексы: индекс конфликтности (делением суммы взаимных отрицательных выборов на число всех возможных выборов); индекс сплоченности (делением суммы взаимных положительных выборов на число всех возможных выборов); индекс групповой устойчивости – величина, обратная количеству отрицательных выборов.
Полученная в результате социометрического опроса структура группы отображается в виде схемы (социограмма) или таблицы (социоматрица).
Методика
фокус-групп представляет собой
нестандартизированное
Основным требованием к составу группы является ее однородность. Члены группы не должны оказывать на других какое-либо давление: например, тем, что участник принадлежит к группе со значительно более высокими доходами, обладает более высоким социальным статусом или более компетентен по данной теме. Человека, который ведет работу группы, называют модератором. Модератор задает вопросы, уточняет полученные ответы, стимулирует к разговору малоактивных участников и притормаживает наиболее говорливых.
Информация о работе Сбор первичной социологической информации