Самоубийство как социологическая проблема – взгляд классика и современников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:59, контрольная работа

Описание работы

Cамоубийство является одной из вечных проблем человечества, которую исследуют такие науки, как философия, социология, психиатрия, психология. Самоубийство - это явление антропологическое, т.е. свойственное только человеку. Хотя у животных и встречаются случаи уничтожения себя. Однако для человека самоубийство – это всегда сознательный акт. С другой стороны проблема самоубийства остро стоит в современном мире. Именно поэтому я выбрала данную тему для настоящей работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема самоубийства в философии
Глава 2. Теория о суициде Э.Дюркгейма
Глава 3. Современные точки зрения на проблему суицда
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КР по социологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Такова основная классификация суицида.

Долго время считалось, что вообще все самоубийцы являются психически ненормальными людьми, но современные исследования показывают, что суициды психически больных составляют лишь около 20% от общего числа самоубийств. Классическая классификация самоубийств для этой группы людей создана также Э. Дюркгеймом.

1.                      Маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ людям, страдающим галлюцинациями или бредовыми идеями. Больной убивает себя, для того чтобы избегнуть воображаемой опасности или позора, или же действует, как бы повинуясь таинственному приказанию, полученному им свыше, и т.д.

2.                      Самоубийство меланхоликов. Этот вид самоубийства встречается у людей, находящихся в состоянии высшего упадка духа, глубочайшей скорби; в таком состоянии человек не может вполне здраво определить свое отношение к окружающим его лицам и предметам. Его не привлекают никакие удовольствия, все рисуется ему в черном свете, жизнь представляется утомительной и безрадостной. Ввиду того, что такое состояние не прекращается ни на минуту у больного начинает просыпаться неотступная мысль о самоубийстве. мысль эта крепко фиксируется в его мозгу, и определяющие ее общие мотивы остаются неизвестными.

3.                      Самоубийство одержимых навязчивыми идеями. В этом состоянии самоубийство не обусловливается никакими мотивами - ни реальными, ни воображаемыми, а только навязчивой мыслью о смерти, которая без всякой видимой причины всецело владеет умом больного. Он одержим желанием покончить с собой, хотя он прекрасно знает, что у него нет к этому никакого разумного повода. Это инстинктивное желание не подчиняется никаким размышлениям и рассуждениям.

4.                      Автоматическое и импульсивное самоубийство. Этот вид самоубийства также мало мотивирован, как и предыдущий; не в действительности, ни в воображении больного для него нет никакого основания. Разница между ним и предыдущим видом заключается в том, что вместо того, чтобы быть результатом навязчивой идеи, которая более или менее долгое время преследует больного и лишь постепенно овладевает его волей, этот вид самоубийства проистекает от внезапного и непобедимого импульса. Мысль в одно мгновение созревает до конца и вызывает самоубийство или, по крайней мере толкает больного на ряд предварительных действий.

 

 

Глава 3. Современные точки зрения на проблему суицида

Осмысление и изучение проблемы суицида продолжилось и в конце 20 – начале 21 вв. В современном обществе самоубийство стало серьезной проблемой. Чтобы понять масштабы самоубийств в современном мире, достаточно сказать, что в 2001 людские потери от суицидов превысили количество смертей от войн и криминальных убийств. Более того, для европейского региона потери от самоубийств стоят на втором месте по количеству жертв после транспортных происшествий, а в Китае – даже на первом месте.

Многие современные теории самоубийств опираются на достижения Э. Дюркгейма и его классификацию. Однако дополнительно проведено множество самостоятельных исследований, основанных на современных достижениях техники и медицины.

Банщикова Е.Г. на основании типов, выделенных Э. Дюркгеймом, говорит о следующих типах суицидов[4]:

1.                      “Протестные” формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.

2.                      Смысл суицидального поведения типа “призыва” состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности менее активна.

3.                      При суицидах “избежания” (наказания или страдания) cуть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается в избежании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.

4.                      “Самонаказание” можно определить как “протест во внутреннем плане личности”; конфликт по преимуществу, внутренний при своеобразном расщеплении “Я”, интериоризации и сосуществовании двух ролей: “Я-судьи” и “Я-подсудимого”. Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях “уничтожения в себе врага” ( так сказать, “от судьи”, “сверху”) и “искупления вины” ( “от подсудимого”, “снизу”).

5.                      Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали , что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах “отказа” обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни.

Особенностью выделения типов самоубийств в данной системе является то, что они представляют собой аналоги общеповеденческих стратегий поведения в ситуациях конфликта.

Среди самостоятельных концепций, отличных от классической классификации Дюркгейсма, можно назвать следующие:

Классификация самоубийств Э. Шнейдмана. На основании метода психологической аутопсии он выделил 3 типа самоубийств:

1.                      Эготические самоубийства; причиной их является интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль; например, самоубийства психически больных, страдающих слуховыми галлюцинациями;

2.                      Диадические самоубийства, основа которых лежит в нереализованности потребностей и желаний, относящихся к значимому близкому человеку; таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актом отношения к другому;

3.                      Агенеративные самоубийства, при которых причиной является желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом, например, суициды в пожилом возрасте.

Модель В.А.Тихоненко, по которой разграничиваются всевозможные варианты суицидального поведения по целям, которые преследовал человек в каждом конкретном случае. Ведь типология Дюркгейма основана на априорном предположении, что самоубийца на самом деле хочет покончить счеты с жизнью. Но истинные мотивы поведения самоубийцы могут быть иными.

Собственно на лишение жизни в типологии В.А.Тихоненко направлено только истинное самоубийство. Гораздо чаще встречается иной тип суицидального поведения – демонстративно-шантажное самоубийство, когда самоубийца хочет выразить протест, привлечь внимание, уйти от еще более тяжелого наказания, наказать самого себя. И, наконец, опасные для жизни действия, связанные с иными целями (например, алкоголик может убить себя под влиянием болезненных галлюцинаций), следует вообще относить к несчастным случаям.

Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил 3 основные части суицидального поведения:

1.                       Желание убить; суициденты, будучи в большинстве случаев инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;

2.                       Желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;

3.                       Желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

Таким образом, если у человека возникают сразу три описанных К. Меннингером желания суицид превращается в неотвратимую реальность.

Э. Гроллман. Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Это результат взаимодействия средовых (ситуационных) и личностных факторов[5].

 

Заключение

Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое.

В литературе проблема суицида нашла свое отражение еще во времена Древнего Египта. В произведении “Спор разочарованного со своей душой” автор определяет свое состояние так: «Мне смерть представляется ныне Исцеленьем больного, Исходом из плена страданья[6]. Проблема самоубийства в литературе отражена в произведениях многих авторов, наиболее, на мой взгляд интересными являются «Страдания юного Вертера» И.В. Гёте, которое породила волну самоубийств, позже названную «эффектом Вертера». Относительно подтверждения “эффекта Вертера” идут споры, поскольку до конца не ясно влияют ли разговоры о самоубийствах на суицидальные намерения людей или нет. Э. Гроллман пишет, что об имитационных самоубийствах имеет смысл говорить только для подросткового возраста, поскольку именно в этом возрасте очень силен эффект группирования: “…реакция группирования является специфическим и широко распространенным подростковым феноменом; после 20-летнего возраста не отмечается подъема частоты имитационных суицидов”. Важную часть творчества Ф.М. Достоевского занимает также проблематика самоубийства.

Интерес к проблеме самоубийства специалистов различных областей, попытки рассмотреть самоубийство с самых различных точек зрения самым непосредственным образом готовили почву для последующего становления суицидологии как самостоятельной науки. Исследовались причины самоубийств, их статистика, влияние самых различных социальных, демографических, экономических, политических и других факторов. Имеются даже отдельные исследования, посвященные письмам самоубийц.

Самой распространенной классификацией самоубийств является предложенная Дюркгеймом, в основе которой лежат социологические критерии – указание причин, по которым человек идет на самоубийство. Он предложил деление самоубийств на эгоистические, альтруистические и аномические. Основные современные концепции самоубийств и их причин так или иначе строятся на классической теории, выдвинутой Дюркгеймом и либо развивают, либо дополнят её.

Также важной классической теорией о суициде является теория З. Фрейда и его последователей. Он трактовал явление самоубийства как следствие нарушение психосексуального развития личности. По мнению Фрейда и его школы, влечение к самоубийству у подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как унизительный акт, угрожаемый тяжелыми последствиями, и отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству.

 


Список литературы

1.                      Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М., - 2001. - 541с.

2.                      Дюркгейм Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.-М.,2001.- 413с..

3.                      Жерехова Е.М., Улыбина Т.В., Уманский С.М. Эпидемиологические аспекты самоубийств при шизофрении //Психиатрия. - 2009. - №3. - С. 15-45

4.                      Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек.- М., - 1990.- 456с.

5.                      Мисима Ю. Патриотизм. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М. -2001.  - 544с.

6.                      Моховиков А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М. - 2001.-630 с.

7.                      Моховиков А.Н. Суицидальный клиент: Взгляд гештальт-терапевта // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М. -2001. - 249с.

8.                      Поэзия Древнего Египта [Спор разочарованного со своей душой] // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.- 475с.

9.                      Франкл В. ‑ Психотерапия на практике.-СПб. -1999. - 541с.

10.                 Фрейд З. Достоевский и отцеубийство. // Фрейд З. Неудовлетворенность культурой.-М. -1990. - 345с.

Фрейд З. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.- 436с. ***************3

 

 

11.                  



[1]              Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек.- М., - 1990.- С. 45

[2]              Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М., - 2001. - С .251

[3] Дюркгейм Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.-М.,2001.- С .114

[4] Мисима Ю. Патриотизм. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М. -2001.  - С. 234

[5].Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М., - 2001. - С. 199

1.                        [6]              Поэзия Древнего Египта [Спор разочарованного со своей душой] // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.- С 75


Информация о работе Самоубийство как социологическая проблема – взгляд классика и современников