Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:59, контрольная работа
Cамоубийство является одной из вечных проблем человечества, которую исследуют такие науки, как философия, социология, психиатрия, психология. Самоубийство - это явление антропологическое, т.е. свойственное только человеку. Хотя у животных и встречаются случаи уничтожения себя. Однако для человека самоубийство – это всегда сознательный акт. С другой стороны проблема самоубийства остро стоит в современном мире. Именно поэтому я выбрала данную тему для настоящей работы.
Введение
Глава 1. Проблема самоубийства в философии
Глава 2. Теория о суициде Э.Дюркгейма
Глава 3. Современные точки зрения на проблему суицда
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное государственное учреждение
высшего профессионального образования
Сибирская академия государственной службы
факультет государственного и муниципального управления
кафедра социологии
Контрольная работа по
Социологии
на тему "Самоубийство как социологическая проблема – взгляд классика и современников"
Выполнила:
Романова Кристина Максимовна
Студентка гр.09124
Научный руководитель:
ст. преподаватель,
кандидат соц.наук
Руденская Ю.Е:
Новосибирск,2010
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема самоубийства в философии
Глава 2. Теория о суициде Э.Дюркгейма
Глава 3. Современные точки зрения на проблему суицда
Заключение
Список использованной литературы
Cамоубийство является одной из вечных проблем человечества, которую исследуют такие науки, как философия, социология, психиатрия, психология. Самоубийство - это явление антропологическое, т.е. свойственное только человеку. Хотя у животных и встречаются случаи уничтожения себя. Однако для человека самоубийство – это всегда сознательный акт. С другой стороны проблема самоубийства остро стоит в современном мире. Именно поэтому я выбрала данную тему для настоящей работы.
Ключевым понятием в определении выступает осознанность предпринятых человеком действий. Самоубийство – явление, свойственное только людям. Может показаться, что нечто похожее на самоубийство наблюдается и в животном мире. Так, скорпион вонзает себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, в литературе описываются случаи, когда животные, попадая в неволю, отказываются от пищи и погибают от голода, также широко известны массовые «самоубийства» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на инстинктах, его ни в коем случае нельзя назвать осознанным.
Отношение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей истории человечества было не однозначным. Очень многое зависит от того, кто и при каких обстоятельствах совершал самоубийство. Отношение к самоубийцам у разных народов и в разные эпохи менялось от безоговорочного осуждения (у христиан) до преклонения перед ними (в Японии).
Самоубийство (суицид) – это сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).
Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами. Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение её началось философии. Наиболее подробно вопросы о взаимосвязи самоубийства и свободы воли, самоубийства и смысла жизни отражены в философских работах А. Шопенгауэра, В. Соловьева, А. Камю, В. Франкла, З. Фрейда.
В рамках данного вопроса философского осмысления проблемы суицида рассмотрим взгляды А. Камю. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно”[1].
Самоубийство – полная противоположность бунту, так как предполагает согласие, согласие с собственными пределами. “Бунт постоянная данность человека самому себе”. Так Камю переносит в повседневный опыт тему постоянной революции.
“Миф о Сизифе” Альбера Камю. “Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужаснее, чем бесполезный и безнадежный труд”.
Если этот миф трагичен, то все дело в отчетливом осознании героем своей участи. У Камю Сизиф - это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрел свой смысл и свою гордость. Как бы тяжела и бесцельна ни была бы жизнь - это моя жизнь, и я должен ее прожить достойно. Камю считал, что смысл жизни не дан, а задан; смысл жизни должен быть внутри нас, а не во вне.
Во-первых, Камю рассматривал самоубийство как индивидуальный акт: “самоубийство подготавливается в безмолвии сердца”. Во-вторых, то, что называется причинами – обычно всего лишь повод. Эти мысли приводят Камю к теме абсурда в жизни.
Самоубийцы часто уверены, что жизнь имеет смысл, и взгляд на жизнь как на бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того, чтобы ее прожить. Необходимо понять, почему люди добровольно уходят из жизни и почему остаются. Остаться – значит вести непрерывную борьбу.
Постараемся взглянуть на проблему возникновения желания самоубийства. Здесь обычно говорят о внутренних психологических кризисах человека. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливает целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве.
Душевный кризис, порожденный столкновением бессознательного с сознанием, мгновенно разрушает психологическое равновесие, которое было достигнуто при полном подавлении бессознательного. Самоубийства встречаются среди людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с большими перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно решение.
Датский философ Серен Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: "Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости..."[2]
Отношение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей истории человечества было не однозначным.
Известно, что в античных обществах благосклонно относились к самоубийству осужденных преступников. Если кончал с собой потерпевший поражение политический деятель (Демосфен, Ганнибал, Сенека), это считалось героическим проявлением силы воли. Однако в позднеримской империи, когда получили распространение самоубийства рабов, лишение себя жизни стали считать негативным действием, лишающим владельца его ценной собственности.
Со времен средневековья между Западом и Востоком стали наблюдаться существенные различия в восприятии самоубийства. В странах Востока акт самоубийства чаще всего не рассматривался как что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но часто, наоборот, приносил самоубийце уважение окружающих. Так, в Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные почести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни. В Китае же самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику.
Еще большее значение самоубийство играло в японской культуре. Известна существовавшая в феодальной Японии традиция ухода из жизни самураев с помощью харакири (сеппуку). Культура совершения такого самоубийства была настолько развитой, что даже предусматривала ситуации не только добровольного сеппуку, но и обязательного сеппуку.
Такое лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.
Кардинально противоположная ситуация наблюдалась в странах средневекового Запада. Христианство осуждало самоубийц, которые, сознательно отказываясь от жизни, стремились таким образом убежать от той судьбы, которая была им предначертана Богом. Им отказывалось в спасении души, их запрещалось хоронить на кладбище.
В XIX в. появляются труды Э. Дюркгейма, ставшие фундаментальными исследованиями по теме исследования суицида. Знакомство русской аудитории с работой Э. Дюркгейма “Самоубийство” состоялось вскоре после ее опубликования во Франции: в 1912 г.
Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.
В своем социологическом этюде “Самоубийство” он выделяет 3 типа суицида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство[3].
Эгоистическое самоубийство. Индивидуализм человека приводит к тому, что он перестает соразмерять свои желания с потребностями окружающих его людей. Человек переходит рубеж, отделяющий его от смерти, когда его желания не совпадают с возможностями к их удовлетворению.
Характерной чертой эгоистического самоубийства является “состояние “томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека … ему невыносимо соприкосновение с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир выигрывают настолько же, насколько теряется внешняя дееспособность”. Человек закрывает глаза на все окружающее, т.к. оно лишь усиливает его боль и обращает внимание своего сознания только на себя, на свои переживания, но тем самым он только углубляет свое одиночество: “Действие возможно только при наличности соприкосновения с объектом; наоборот, для того, чтобы думать об объекте, надо уйти от него, надо созерцать его извне; в еще большей степени такое отъединение необходимо для того, чтобы думать о самом себе. Тот человек, вся деятельность которого направлена на внутреннюю мысль, становится нечувствительным ко всему, что его окружает”. Само по себе отделение от внешнего мира не является положительным явлением, но, тем не менее, редко ведет к самоубийству. Человек, отграничивая себя от внешнего мира, лишается возможности самоидентификации в этом мире. Сознание не может определиться имманентно, вне связи с другими явлениями: “Создавая вокруг себя пустоту, оно создает ее и внутри себя, и предметом его размышления становится лишь его собственная духовная нищета”. Созерцание этой пустоты рано или поздно заканчивается самоубийством: “Когда сознание, что он не существует, доставляет человеку столько удовольствия, то всецело удовлетворить свою наклонность он может только путем совершенного отказа от существования”. Самоубийство в данном случае не содержит в себе никакого яростного порыва или протеста, наоборот, “последние моменты жизни окрашены спокойной меланхолией”, человек заранее продумывает план лишения жизни и спокойно движется к ключевому моменту.
Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийств является полной противоположностью эгоистическим. Если у эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, то при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. Становясь не более чем атомом какой-либо группы, человек беспрекословно подчиняется ее требованиям, даже если таковые противоречат его чувству самосохранения. Это характерно в первую очередь для самоубийств, носящих обрядовый, ритуальный характер – таких как самосожжение вдов в Индии или самоубийства подчиненных в Японии. Этот тип был распространен в архаических обществах. Но и в современных обществах можно также встретить самоубийства, связанные с коллективистскими традициями. Характерные примеры – отказ капитана покинуть тонущее судно или самопожертвование в бою (японские камикадзе). Как считал Дюркгейм, к альтруистическому самоубийству людей подталкивает избыток энергии и страсти.
Оно характеризующемуся, как правило, полным упадком сил, альтруистическое самоубийство, “имея своим происхождением страстное чувство, происходит не без некоторого проявления энергии”.
Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизни других людей. Основным чертами данного типа являются: “Спокойствие полное; никаких следов самопринуждения, акт совершается от чистого сердца, потому что все деятельные наклонности прокладывают ему путь”.
Аномическое самоубийство. В основе этого типа самоубийства лежат кризисы общества, во время которых происходит ломка старых устоев жизни (политические перевороты, экономические кризисы и т.д.). Отнюдь не каждый человек обладает необходимой в такой ситуации гибкостью и приспособляемостью к неожиданным поворотам событий. Дезорганизация в обществе приводит и к дисбалансу взаимоотношений между людьми. Отсутствие какого-либо ориентира приводит к закономерному росту числа самоубийств. Аномическому самоубийству предшествует раздражительность, разочарованность и отвращение к жизни.
Этот тип отличается “от первого тем, что совершение его всегда носит характер страстности, а от вторых – тем, что вдохновляющая его страсть совершенно иного происхождения”. Доминирующим чувством в данном случае, по мнению Дюркгейма, является гнев. Если об эгоистическом самоубийстве можно сказать, что человек не испытывает острого отвращения к миру, то при аномическом суициде наблюдается горячий протест против жизни вообще. Дюркгейм считает, что характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство: “Если он считает себя ответственным за то, что случилось, то гнев его обращается против него самого; если виноват не он, то – против другого. В первом случае самоубийства не бывает, во втором оно может следовать за убийством или за каким-нибудь другим проявлением насилия”.
Информация о работе Самоубийство как социологическая проблема – взгляд классика и современников