Суицидальное
поведение
Суицидальное
поведение есть следствие социально-психологической
дезадаптации личности в условиях переживаемого
микросоциального конфликта. Это результат
взаимодействия средовых (ситуационных)
и личностных факторов. К ситуационным
факторам на основании исследований проведенных
в США Э. Гроллман относит:
- Прогрессирующую
болезнь, например, склероз или СПИД. Фактор
прогрессирования заболевания является
более значимым для суицидального риска,
чем его тяжесть или потеря трудоспособности.
- Экономические
неурядицы порождают проблемы, связанные
с едой, одеждой и жильем. Но при этом ставится
под вопрос компетентность попавших в
финансовые передряги. Они остро чувствуют
себя неудачниками, жизнь которых не сложилась.
- Смерть любимого
человека разрушает привычный стереотип
семейной жизни. Возможному суициду, как
правило, предшествует затяжное интенсивное
горе. В течение многих месяцев после похорон
наблюдается отрицание возникшей реальности,
соматические дисфункции, панические
расстройства и т.д. В этих условиях суицид
может казаться освобождением от невыносимой
психической боли или способом соединения
с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его
могут рассматривать как наказание за
мнимые или реальные проступки, допущенные
по отношению к покойному.
- Развод и семейные
конфликты. Исследования показывают, что
многие люди, кончающие с собой, воспитывались
в неполной семье.
Личностные
факторы очень разнообразные
и к ним можно отнести, например,
комплекс неполноценности, шизоидную
акцентуацию характера (по К. Леонгарду)
и др. Общими особенностями суицидального
поведения являются:
- Фиксированность
позиции. Субъект не в состоянии изменить
образ ситуации, свободно манипулировать
его элементами в пространственно-временных
координатах.
- Вовлеченность,
т.е. помещение себя в точку приложения
угрожающих сил; взгляд на ситуацию “изнутри”,
неспособность отстраниться от конфликтной
ситуации, дистаницировать ее.
- Сужение сферы
позиции личности по сравнению со сферой
конфликтной ситуации. Сужение смысловой
сферы личности происходит за счет ограничения
представлений о собственных ресурсах
и за счет нарастающей изоляции от окружающих.
- Изолированность
и замкнутость позиции. В структуре осознания
конфликтных отношений вместо адаптивной
позиции “мы-они” имеется гораздо более
уязвимая конфронтация “Я-они”, свидетельствующая
об отчуждении личности, утрате связи
с референтными группами, нарушениях идентификции.
- Пассивность позиции.
Представляя себе активно направленные
на него воздействия участников конфликта,
субъект не может в рамках сложившегося
смыслового образа представить свои конструктивные
действия (нападения, защиты, ухода и т.п.).
Подобная пассивность позиции обесценивает
любые известные субъекту варианты решений.
В пассивных позициях знания и опыт не
только не актуализируются, но и отвергаются.
Основным
компонентом суицидального поведения,
должно быть, является сужение когнитивной
сферы личности, так называемое,
“туннельное сознание”, когда человек
“залипает” на отдельном предмете,
человеке или проблеме. Суицид может
вызвать, во-первых, предельное обострение
проблемы или отношений с человеком,
а, во-вторых, утрата предмета или человека,
в результате чего образуется пустота,
которая поглощает суицидента.
Неразвитость
во временной перспективе, отсутствие
будущего, тесно связаны с названными
выше признаками “проигрышной” позиции.
Будущее представляется только как
продолжение или усугубление
наличной ситуации. Такая позиция
вплотную подводит субъекта к суицидальному
поведению, но еще не достаточна для его
возникновения. Конфликтная ситуация
лишь тогда перерастает в суицидальный
кризис, когда в ее сферу вовлекаются главные
смысловые образования - ценностные отношения
человека к жизни и смерти.
Смысловые образы при этом выходят за
рамки отражения конкретных обстоятельств,
охватывают более широкую и отдаленную
социальную ситуацию, соотносящуюся с
представлениями о будущем “Я”. Процесс
самоопределения и формирования позиции
личности развертывается на более высоком
уровне. В структуре актуального смыслового
поля ситуативная позиция переформируется
в жизненную позицию, которая при сохранении
характера “поигрышности” свидетельствует
уже не только о капитуляции личности
в данной ситуации, но и о ее жизненном
крахе.
Пассивность
общей жизненной позиции, блокада
отдаленных перспектив равнозначны
невозможности самореализации, что
влечет за собой утрату ценности жизни,
Это уже специфическая почва
для зарождения именно суицидального
поведения, которое развивается
на основе либо “квазипотребности” -
и тогда лишение себя жизни выступает
как цель, обслуживающая иную потребность,
либо истинной потребности самоуничтожения.
В первом случае снижение ценности жизни
не сопровождается возрастанием ценности
смерти; во втором случае происходит полная
инверсия отношений к жизни и смерти.
Таким образом, собственно суицидальным
поведением называются любые
внутренние и внешние формы
психических актов, направляемые
представлениями о лишении себя
жизни. Следует подчеркнуть, что
термин “поведение” объединяет
разнообразные внутренние (в том
числе вербальные) и внешние формы
психических актов, которые, согласно
современным психологическим воззрениям,
находятся в отношениях генетического
родства. Внутренние формы суицидального
поведения включают в себя
суицидальные мысли, представления,
переживания, а также суицидальные
тенденции, которые подразделяются
на замыслы и намерения. Перечисленный
ряд понятий, с одной стороны,
отражает различия в структуре,
в субъективном оформлении суицидальных
феноменов, а с другой стороны, представляет
шкалу их глубины или готовности к переходу
во внешние формы суицидального поведения.
Целесообразно
пользоваться тремя ступенями этой
шкалы, выделяя перед ними, особую,
недифференцированную “почву” в
виде антивитальных переживаний. К ним
относятся размышления об отсутствии
ценности жизни. Здесь нет еще четких представлений
о собственной смерти, а имеется отрицание
жизни. Первая ступень - пассивные суицидальные
мысли - характеризуется представлениями,
фантазиями на тему своей смерти, но не
на тему лишения себя жизни как самопроизвольной
активности. Вторая ступень - суицидальлные
замыслы - это активная форма проявления
суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству,
глубина которой нарастает параллельно
степени разработки плана ее реализации.
Продумываются способы суицида. Третья
ступень - суицидальные намерения - предполагает
присоединение к замыслу решения и волевого
компонента, побуждающего к непосредственному
переходу во внешнее поведение.
Внешние
формы суицидального поведения
включают в себя суицидальные попытки
и завершенные суициды. Суицидальная
попытка - это целенаправленное оперирование
средствами лишения себя жизни, не закончившиеся
смертью. Суицидальные попытки и
суицид в своем развитии проходят
две фазы. Первая обратимая - когда
субъект сам или при вмешательстве
окружающих лиц может прекратить
попытку. Вторая -необратимая, чаще всего
заканчивающаяся смертью индивида (завершенный
суицид). Хронологические параметры этих
фаз зависят как от намерений суицидента,
так и от способа покушения.
Самоубийства
психически ненормальных
людей
До
сих пор речь шла о самоубийствах
людей, не имеющих отклонений в психике,
но помимо них существует и группа
людей, страдающих различными патологиями.
Долго время считалось, что вообще все
самоубийцы являются психически ненормальными
людьми, но современные исследования показывают,
что суициды психически больных составляют
лишь около 20% от общего числа самоубийств.
Классическая классификация самоубийства
для этой группы людей создана Э. Дюркгеймом.
Э. Дюркгейм создал следующую классификацию
самоубийств, совершаемых психически
больными людьми.
- Маниакальное
самоубийство. Этот вид самоубийства присущ
людям, страдающим галлюцинациями или
бредовыми идеями. Больной убивает себя,
для того чтобы избегнуть воображаемой
опасности или позора, или же действует,
как бы повинуясь таинственному приказанию,
полученному им свыше, и т.д.
- Самоубийство
меланхоликов. Этот вид самоубийства встречается
у людей, находящихся в состоянии высшего
упадка духа, глубочайшей скорби; в таком
состоянии человек не может вполне здраво
определить свое отношение к окружающим
его лицам и предметам. Его не привлекают
никакие удовольствия, все рисуется ему
в черном свете, жизнь представляется
утомительной и безрадостной. Ввиду того,
что такое состояние не прекращается ни
на минуту у больного начинает просыпаться
неотступная мысль о самоубийстве. мысль
эта крепко фиксируется в его мозгу, и
определяющие ее общие мотивы остаются
неизвестными.
- Самоубийство
одержимых навязчивыми идеями. В этом
состоянии самоубийство не обусловливается
никакими мотивами - ни реальными, ни воображаемыми,
а только навязчивой мыслью о смерти, которая
без всякой видимой причины всецело владеет
умом больного. Он одержим желанием покончить
с собой, хотя он прекрасно знает, что у
него нет к этому никакого разумного повода.
Это инстинктивное желание не подчиняется
никаким размышлениям и рассуждениям.
- Автоматическое
и импульсивное самоубийство. Этот вид
самоубийства также мало мотивирован,
как и предыдущий; не в действительности,
ни в воображении больного для него нет
никакого основания. Разница между ним
и предыдущим видом заключается в том,
что вместо того, чтобы быть результатом
навязчивой идеи, которая более или менее
долгое время преследует больного и лишь
постепенно овладевает его волей, этот
вид самоубийства проистекает от внезапного
и непобедимого импульса. Мысль в одно
мгновение созревает до конца и вызывает
самоубийство или, по крайней мере толкает
больного на ряд предварительных действий.
Заключение
“То,
что называется смыслом
жизни,
есть одновременно и
великолепный смысл
смерти”
(А. Камю)
Самоубийство,
“неизъяснимый феномен в нравственном
мире”, как назвал его Карамзин,
с моей точки зрения понять невозможно.
Каждое самоубийство индивидуально
и затрагивает тысячи различных
причин, как социальных, так и
внутри личностных. Факторы, влияющие
на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны,
что восстановить душевное состояние
самоубийцы просто невозможно, обычно
все дело сводится к внешним причинам.
Рассмотренные в данной работе теории
хороши каждая по своему, но тем не менее
решающее слово остается не за ними, а
за человеком, который стоит на грани жизни
и смерти.