Самоубийства психически ненормальных людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:57, доклад

Описание работы

В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются именно труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.
Знакомство русской аудитории с работой Э. Дюркгейма “Самоубийство” состоялось вскоре после ее опубликования во Франции: в 1912 г. Его идеи широко пропагандировались известным русским социологом Питиримом Сорокиным в самый разгар очередной эпидемии самоубийства в стране (1910-1914)

Содержание

Введение
Типология самоубийств
Суицидальное поведение
Самоубийства психически ненормальных людей
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат2.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

План

  1. Введение
  2. Типология самоубийств
  3. Суицидальное поведение
  4. Самоубийства психически ненормальных людей
  5. Заключение
 

Список  использованных источников

  • Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml (Русский Медицинский Сервер;
  • Белоглазов Г. Социологический анализ самоубийств в России. // http://katatonia.musica.mustdie.ru/ssuicide.html
  • Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.
  • Дюркгейм Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.-М.,2001.
  • Жерехова Е.М., Улыбина Т.В., Уманский С.М. Эпидемиологические аспекты самоубийств при шизофрении // http://tonb.tyumen.ru/~tmj/2-99/st/jerehova-2.html (Психиатрия - научно-практический журнал, электронная версия).
  • Мисима Ю. Патриотизм. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,
  • Моховиков А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.
  • Франкл В. Психотерапия на практике.-СПб.
  • Фрейд З. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.
  • Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Изд. 2-е.-М.
 

Введение

     Это стало традицией – при каждом исследовании явления “суицид” опираться  на тот мощный фундамент, который  был заложен еще в начале ХХ века Эмилем Дюркгеймом в своей эпохальной работе “Самоубийство”. Дюркгейм по праву  считается классиком в среде  социологов, и даже спустя столетие, не нашелся ни один исследователь, который  рискнул бы оспорить права Дюркгейма  не его исконную вотчину, именуемую “Социальные аспекты самоубийства”.

     Самоубийство  – на первый взгляд довольно незначительное явление, особенно с высоты созерцающих глобальные геополитические события, на самом деле обнажает “изнанку” существующего строя, способно дать определенную оценку происходящим событиям в обществе. Кроме того, при наличии довольно таки обширных и разносторонних статистических сведений по предмету исследование феномена суицида представляет собой настоящую находку для западного социолога. Тем не менее, нельзя переоценивать важность изучения самоубийства. Поскольку социальная норма числа самоубийств характеризуется постоянством, превосходящим норму общей смертности, то изучению в первую очередь подвергаются резкие скачки общего (среднегодового или среднемесячного) показателя самоубийств – как ответной реакции на общественные кризисы.

     Важно понимать, что француз Эмиль Дюркгейм обратился к теме суицида, предвосхищая значительные колебания числа самоубийств  в ряду своих современников, проще  говоря – наблюдая кризис, разразившийся  в начале века в Европе, который  был вызван целым рядом причин. Эти причины в той или иной мере повлияли на число самоубийств, так что социальный показатель оставался  толерантен ко всем этим событиям (кризисы  перепроизводства, ужесточение внешней  политики государств, распространение  революционных идей в сочетании  с духовным кризисом общества). Но разнонаправленное  влияние этих причин могло уравновешивать число самоубийц. Дюркгейму повезло  – после выхода книги разрастание  социальной напряженности увеличивалось, так что приверженцы его подхода  имели благодатную почву для  проведения дополнительных изысканий  в подтверждении высказанной  теории.

     Что касается самой книги Дюркгейма, то тут необходимо еще упомянуть, что он, подводя итоги, стремился  извлечь из них хоть какие-нибудь практические выводы – с целью  предотвращения всплесков самоубийств в будущем. Из всего этого, становится понятно, что исследование Дюркгейма, будь оно опубликовано во времена какого-нибудь авторитарного религиозного диктата (например, во времена “темного” средневековья или в послевоенный период правления Сталина-Хрущева), было бы абсолютно не воспринято общественностью, и смотрелось так же нелепо, как траурное одеяние на торжественном собрании. Сам же автор, в лучшем случае, был бы воспринят как бестактный мужлан, не умеющий вести себя в обществе.

     В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются именно труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.

     Знакомство  русской аудитории с работой  Э. Дюркгейма “Самоубийство” состоялось вскоре после ее опубликования во Франции: в 1912 г. Его идеи широко пропагандировались известным русским социологом Питиримом  Сорокиным в самый разгар очередной  эпидемии самоубийства в стране (1910-1914)

     Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.

     Эмиль Дюркгейм стоял перед выбором: либо высказывать все начистоту, уделяя внимание абсурдным, на первый взгляд, теориям, и “измерять людей”, пользуясь шкалой с минимальным делением – 1 стадо, либо соблюдать политкорректность и придерживаться закостенелых шаблонов для академического научного труда, где все выводы сводились бы к элементарному сравнению нескольких цифр.

     Дюркгейм выбрал нечто среднее - и не ошибся. Более того, это позволило ему в пух и прах разбить теории своего предшественника Морселли, используя при этом его же статистические данные! Тем не менее, это вовсе не значит, что исследование Дюркгейма лишено недостатков и голословных умозаключений. С позиций сегодняшнего дня многие положения нуждаются в пересмотре и более жесткой оценке. В этой связи, в рамках данной работы, я также постараюсь указать и на слабые стороны в книге “Самоубийство”. 
 

Типология самоубийств

         В первую очередь следует рассмотреть классификацию самоубийств, предложенную классиком суицидологи Э. Дюркгеймом. В своем социологическом этюде “Самоубийство” он выделяет 3 типа суицида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство.

  • Характерной чертой эгоистического самоубийства является «состояние томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека … ему невыносимо соприкосновение с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир выигрывают настолько же, насколько теряется внешняя дееспособность». Человек закрывает глаза на все окружающее, т.к. оно лишь усиливает его боль и обращает внимание своего сознания только на себя, на свои переживания, но тем самым он только углубляет свое одиночество: «Действие возможно только при наличности соприкосновения с объектом; наоборот, для того, чтобы думать об объекте, надо уйти от него, надо созерцать его извне; в еще большей степени такое отъединение необходимо для того, чтобы думать о самом себе. Тот человек, вся деятельность которого направлена на внутреннюю мысль, становится нечувствительным ко всему, что его окружает». Само по себе отделение от внешнего мира не является положительным явлением, но тем не менее редко ведет к самоубийству. Что же является причиной суицидальной реакции? Дело в том, что человек, отграничивая себя от внешнего мира, лишается возможности самоидентификации в этом мире. Сознание не может определиться имманентно, вне связи с другими явлениями: «Создавая вокруг себя пустоту, оно создает ее и внутри себя, и предметом его размышления становится лишь его собственная духовная нищета». Созерцание этой пустоты рано или поздно заканчивается самоубийством: «Когда сознание, что он не существует, доставляет человеку столько удовольствия, то всецело удовлетворить свою наклонность он может только путем совершенного отказа от существования». Самоубийство в данном случае не содержит в себе никакого яростного порыва или протеста, наоборот, «последние моменты жизни окрашены спокойной меланхолией», человек заранее продумывает план лишения жизни и спокойно движется к ключевому моменту.
 
  • Что касается альтруистического самоубийства, то оно диаметрально противоположно самоубийству эгоистическому. В противоположность эгоистическому суициду, характеризующемуся, как правило, полным упадком сил, альтруистическое самоубийство, “имея своим происхождением страстное чувство, происходит не без некоторого проявления энергии”. Образцом этого типа самоубийств, по Дюркгейму, является смерть Катона, который отдал свою жизнь за государство. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизни других людей. Основным чертами данного типа являются: “Спокойствие полное; никаких следов самопринуждения, акт совершается от чистого сердца, потому что все деятельные наклонности прокладывают ему путь”. Примером данного типа самоубийств в литературе может служить рассказ японского писателя Юкио Мисима “Патриотизм”; показателен диалог между офицером японской армии и его женой:
 
  • Третий тип  самоубийств – аномические суициды. Этот тип отличается “от первого тем, что совершение его всегда носит характер страстности, а от вторых – тем, что вдохновляющая его страсть совершенно иного происхождения”. Доминирующим чувством в данном случае, по мнению Дюркгейма, является гнев. Если об эгоистическом самоубийстве можно сказать, что человек не испытывает острого отвращения к миру, то при аномическом суициде наблюдается горячий протест против жизни вообще. Дюркгейм считает, что характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство: “Если он считает себя ответственным за то, что случилось, то гнев его обращается против него самого; если виноват не он, то – против другого. В первом случае самоубийства не бывает, во втором оно может следовать за убийством или за каким-нибудь другим проявлением насилия”. Г. Белоглазов считает, что рост аномических самоубийств напрямую связан с нестабильностью социально-экономического строя страны: “…к современному этапу в истории России в полной мере применимо понятие аномии, а значит, аномичное самоубийство, безусловно, должно являться преобладающим типом самоубийств…”.

     Морфологическая классификация социальных типов  самоубийств, предложенная Э. Дюркгеймом, явилась основополагающей для последующих  исследований в этой области. Э. Дюркгейм говорил и о суицидах, носящих  смешанный характер (эгоистическо-аномическое, аномическо-альтруистическое и т.д.).  Некоторые из элементов классификации Э. Дюркгейма можно увидеть и у З. Фрейда: “… “Я” может себя убить только тогда , когда благодаря обращению привязанности к объектам на себя, оно относится к себе самому как к объекту”. Речь идет об эгоистическом самоубийстве. Далее читаем: “…когда оно может направить против себя враждебность, относящуюся к объекту и заменяющую первоначальную реакцию “Я”, к объектам внешнего мира”. Здесь,  в несколько измененном виде говорится о самоубийстве аномическом.

     Другая  классификация самоубийств предложена Э. Шнейдманом. На основании метода психологической аутопсии он выделил 3 типа самоубийств:

  • Эготические самоубийства; причиной их является интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль; например, самоубийства психически больных, страдающих слуховыми галлюцинациями;
  • Диадические самоубийства, основа которых лежит в нереализованности потребностей и желаний, относящихся к значимому близкому человеку; таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актом отношения к другому.
  • Агенеративные самоубийства, при которых причиной является желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом, например, суициды в пожилом возрасте.
 

     Банщикова Е.Г. на основании типов, выделенных Э. Дюркгеймом, говорит о следующих типах суицидов:

  • “Протестные” формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.  Смысл суицидального поведения типа “призыва” состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности менее активна.
  • При суицидах “избежания” (наказания или страдания) cуть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается в избежании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.
  • “Самонаказание” можно определить как “протест во внутреннем плане личности”; конфликт по преимуществу, внутренний при своеобразном расщеплении “Я”, интериоризации и сосуществовании двух ролей: “Я-судьи” и “Я-подсудимого”.

     Если  в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали , что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах “отказа” обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни. Особенностью выделения типов самоубийств в данной системе является то, что они представляют собой аналоги общеповеденческих стратегий поведения в ситуациях конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Самоубийства психически ненормальных людей