Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:14, контрольная работа
Целью данной работы является изучение украинского общества в период социально-экономической трансформации и рыночного реформирования в конце 20 века в начале 21 века.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть зарождение социально-экономической трансформации в странах Восточной Европы и странах бывшего СССР;
- ознакомиться с особенностями процессов трансформации в украинском обществе;
- рассмотреть реформаторские начинания в Украине в период 2010-2011 гг..
После обретения Украиной национальной независимости казалось, что наступил звездный час национальной демократии и либеральной идеологии. В стране была создана инфраструктура демократии и рыночной экономики, но эйфория исчезала по мере нарастания экономического, политического и социального кризиса. Будущее демократии, правового государства и гражданского общества становилось проблематичным, поскольку либерализация цен и гиперинфляция дали импульс теневой экономике: криминализация государства и общества стала тенденцией трансформации.
В условиях неопределенности кризисного социума, должна измениться концепция социального управления. Если в устойчивом обществе преобладают процессы, репродуцирующие социальный порядок, в основном с помощью отрицательной обратной связи, то в состоянии неустойчивого равновесия важную роль играет положительная обратная связь, способная вызывать резонансные эффекты. Так, реакция социума на социальные отклонения, которые в стабильный период, имели для него второстепенное значение, в неустойчивой ситуации необычайно усиливается. В этот момент на первый план выходят нелинейные связи и отношения, которые могут резко увеличить роль случайности, особенно в политическом поле. Это требует новых подходов к социальному управлению, включая синергетический. Искусство синергетического управления состоит в том, чтобы найти соразмерное сочетание положительных и отрицательных обратных связей. Тогда социум способен обеспечить стабильность и творческую, инновационную самоорганизацию. Следовательно, социальное управление с точки зрения синергетики не должно быть слишком жестким, поскольку сильные управленческие воздействия подавляют творческие новации, которые могут открыть обществу возможности продуктивного развития.
Более года назад, в начале июня 2010 года, президент Украины Янукович В.Ф. обнародовал свою программу реформ, по которой страна живет и до сих пор.
Программа реформ в 2010-м изначально не была лишена конъюнктурности. Ее писали в расчете на получение транша МВФ. В основу программы были положены наработки, сделанные еще в докризисную эпоху по заказу Фонда Ахметова при участии американских экспертов из компании McKinsey. Примечательно, что параллельно с программой реформ писался и меморандум о готовности принять жесткие условия мировых финансовых институций. Принятие программы свое дело сделало - Украина транш получила. Решив эту первичную задачу, правительство Азарова сделало первый «выдох» - и занялось следующим пунктом «реформирования»: наполнением государственной казны за счет усиления фискального бремени.
Между тем, самый главный порок программы состоял не в том, о чем она говорила, а в том, о чем она даже не упоминала. Программа молчала об уменьшении энергозависимости страны, о каких-либо планах по энергосбережению, о модернизации металлургической и химической отраслей.
В
сфере бюджетных отношений
Кроме первых двух пунктов не реализовано, практически ничего.
В отношении налоговой реформы программа Януковича стала как бы предварительным манифестом перед началом работы над Налоговым кодексом. В ней говорилось о налоге на недвижимость (с 2012 года), о постепенном снижении НДС, о выведении единого социального взноса из структуры единого налога, об уменьшении видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Первоначально новый Налоговый кодекс предполагалось ввести в действие еще летом 2010 года. Но тогда законопроект, так и остался на бумаге. После подобия обсуждения всей страной следующий бросок был предпринят осенью и тогда уже парламентарии проголосовали за отредактированную версию. Постепенное уменьшение налоговых ставок, сокращение количества сборов, автоматическое возмещение НДС, упрощение некоторых "организационных" процессов – не исключено, что своим проектом в правительстве поначалу гордились. Но серьезное ущемление прав и возможностей представителей мелкого и среднего бизнеса (и в первую очередь – "единоналожников") не позволило внедрить реформу быстро и безболезненно. До сих пор Налоговый майдан остается самым серьезным протестным движением народа за время правления Виктора Януковича. В ноябре-декабре 2010-го руководство страны постепенно прошло не слишком короткий путь от игнорирования требований предпринимателей до президентского вето, благодаря которому были изъяты раздел, посвященный "упрощенцам" и некоторые нормы, расширяющие полномочия контролирующих органов. Решение с самого начала было определено как временное. С тех пор редакционные правки в налоговый кодекс уже вносились. Но окончательно разобраться с проблемами малого бизнеса властям пока так и не удалось.
Одной из немногих реформ, которую удалось осуществить - судебная. Стремительно стартовавшая весной 2010 года инициатива быстро прошла через парламент и в сравнительно короткие сроки вступила в действие. Благодаря преобразованиям авторы реформы хотели добиться для судов большей независимости. Для этого в законопроект были заложены новые "антикоррупционные" меры; намерение повысить судьям зарплаты, а заодно – и несколько изменить модель их подготовки; обновление схемы "общения" граждан с фемидой. Но самыми интересными новациями, как показала практика, оказались ограничение полномочий Верховного суда, а также расширение возможностей высших специальных судов и Высшего совета юстиции. К подобным мерам без понимания отнеслись не только судьи ВСУ, но и Венецианская комиссия. Онопенко В. неведомым образом удалось отстоять свои позиции, после чего «урезание» Верховного суда было отложено, а другой суд - Конституционный - даже принял к рассмотрению жалобу оппозиционеров на нововведения реформы.
Главной неожиданностью конца прошлого года стало внедрение административной реформы. Обещать ее проведение Банковая начала за несколько месяцев – с лета 2010-го. Но вялые многомесячные разговоры о необходимости сокращения числа чиновников и уменьшения членов Кабинета министров в декабре обернулись молниеносной атакой. В ночь на 10 декабря 2010 года глава государства одним несколькими десятками указов изменил привычный административный состав - система органов центральной власти была перелицована, а Кабмин в одну ночь сократили до 17 человек.
О том, что программа реформирования страны не выполняется, президенту стало очевидно в середине весны 2011 г., когда с его стороны началась активная критика Кабмина. 27 апреля был принят План действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014. Янукович попытался обновить вектор реформ, обозначив, чем правительство должно заняться в текущем году: стабилизацией госбюджета, реформой налоговой системы, развитием финансового сектора, региональным развитием и реформой межбюджетных отношений, реформами медобслуживания, системы пенсионного страхования, образования, социальной поддержки.
Мало
того: среди приоритетов на 2011 год
президент определил
Реформ заявлено много – 24 направления, но большая часть из них требует либо радикального вторжения в сферу интересов чиновников и лоббистских групп, либо болезненна в электоральном плане. Потому можно прогнозировать, что особых подвижек в деле их реализации не будет.
Реформы
Януковича стали заложниками
и жертвой
Трансформационное развитие общества представляет собой процесс социальной самоорганизации, который реализуется в форме взаимодействия социального порядка и социального хаоса.
Трансформационные изменения в странах Восточной Европы и бывшего СССР имеют свои особенности. А именно – трансформация, которую мы наблюдаем сегодня единственный в истории случай, когда большая группа стран пытается воспроизвести на своих территориях сложившийся социально-культурный опыт других стран.
К сожалению, в украинской политике доминируют линейно-монистические установки и представления, которые не сообразуются с системной трансформацией. Как показывает опыт, действиями тех реформаторов, которые пытаются построить в социальной среде нечто, не отвечающее её природе, навязать среде путь эволюции без учета её собственных внутренних эволюционных тенденций терпят неудачу. В таких случаях общество приходит к трудно поправимому кризисному состоянию.
Прошедший
исторический период обогатил нас новым
опытом осуществления политических
и социально-экономических
Практика показала необходимость большей сдержанности и осторожности в принятии общенациональных решений. Нужна постоянная корректировка курса исходя из социального самочувствия тех, кто на своих плечах несет главную тяжесть перемен. Выявилась важность получения постоянной и достоверной информации о происходящих процессах, чтобы своевременно и эффективно осуществлять меры по финансово-экономической и социальной санации. Это требует новых подходов к социальному управлению, включая синергетический. Искусство синергетического управления состоит в том, чтобы найти соразмерное сочетание положительных и отрицательных обратных связей. Тогда социум способен обеспечить стабильность и творческую, инновационную самоорганизацию.
В начале июня 2010 года, президент Украины Янукович В.Ф. обнародовал программу реформ, по которой страна живет и до сих пор. К реформированию заявлено 24 направления, однако большая часть из них требует либо радикального вторжения в сферу интересов чиновников и лоббистских групп, либо болезненна в электоральном плане. Союз коррумпированной власти и теневого капитала цементируется тем, что теневые олигархи уже плотно вошли во власть, а власть является «пайщиком» теневого распределения капиталов. Яркое подтверждение этому — имитация «борьбы» властей с теневой экономикой. С одной стороны, власть признает, что тень разрослась до пределов «государства в государстве», а с другой, боится представить, хотя бы напоказ, одного-двух матерых теневиков.
Поэтому,
скорее всего, что многие из них так
и останутся на бумаге и только
в проектах.
I. Специальная литература
1. Арнольд, В. И. Теория катастроф [Текст] / В. И. Арнольд .- 4-е изд., стер. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 128 с.
2. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общество науки и современность. 2006. № 6.
3. Кастельс М. Могущество
самобытности // Новая постиндустриальная
волна на Западе. http://iir-mp.narod.ru/books/
4. Маслов
О.Ю Конкуренция
глобальных Проектов: "Вашингтонский
консенсус" vs "Пекинский консенсус"
(Новейшая глобальная история в формате
direct – часть2) http://www.polit.nnov.ru/2009/
5. Многообразие поисков и подходов/ Отв.ред. В.И.Аршинов, В.Г.Буданов, В.Э.Войцехович. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 536 с.
6. Роль еліт у трансформаційному
суспільстві (Матеріали круглого столу
від 16.04.2003). Київ: Національний інститут
стратегічних досліджень, 2003, http://dialogs.org.ua/ru/
7. Тюменский И. Обладает ли Украина национальной
идеей? или Национальное государство как
способ национального самоубийства
8. Эволюция экономических систем / И.И. Лукинов. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 567 с. — (Российские академики об экономике).
Информация о работе Рыночные реформы и трансформации социальной структуры общества