Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:21, контрольная работа
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
Русская социологическая мысль
Введение
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно,
что социология, выступая как часть
тех или иных философских учений,
сама не ограничивалась лишь проблемами
общества как целого, движущих сил
его развития и т.п. По сути дела она
касалась всех сторон развития общества,
в том числе проблем
Однако,
с развитием общества, по мере накопления
знаний об отдельных его сторонах
социология постепенно теряла роль единой
универсальной теории общества. От
нее отпочковались психология, правоведение,
политическая экономия, этика, эстетика,
и ряд других. И сама она отныне
развивалась как
Предметом
внимания и изучения социологии все
более становились
Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX веков, в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, П. Кропоткина, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Сорокина.
Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.
Как
же характеризовались наиболее влиятельные
в то время направления
1.
Социологические
взгляды революционных
демократов В.Белинского,
А.Герцена, Н.Чернышевского
Особенности русского социального мышления во многом были предопределены принятием византийского православия и соответствующего стиля мышления с его догматизмом, тоталитарностью, вненациональностью, апологией государственности. Вплоть до XVIII в. общественная мысль России функционировала в религиозной оболочке и посредством религиозных формул пыталась решать определенные социальные, проблемы, в основном связанные с задачами политического самоопределения общества.
Социальная мысль как светское знание стала появляться в ходе и результате реформ Петра Великого. Определилась и центральная тема размышлений: путь России. Стремление Петра внедрить в российскую жизнь европейские социальные формы без учета социокультурного контекста заложило противоречия как всего последующего развития России, так и российских социально-философских поисков, которые велись в пространстве между альтернативами: за или против петровских реформ, самобытность или общечеловечность.
Итак, XVIII век — век просветительской философии закладывает основы общественной мысли России. В первой половине века можно наблюдать весьма любопытную тенденцию обоснования с помощью просветительских идеалов, идей естественного права необходимости деспотического социально-политического устройства (Ф. Прокопович, 1681 — 1736; В. Н. Татищев, 1686—1750). Заметим, что проблемы государства, политической власти с этих пор вообще становятся постоянной темой российской социальной мысли.
Во второй половине XVIII в. выделяется группа просветителей либерального толка (Д. С. Аничков, 1733—1788; Я. П. Козельский, 1728-1794; С. Е. Десницкий, ок. 1740-1789; А. Н. Радищев, 1749—1802), которые более объемно, критически рассматривают петровские реформы и одновременно стремятся выделить структурные элементы общества, выяснить их роль в социальном процессе. В частности, представляют интерес анализ хозяйственной деятельности как ключевого фактора общественного прогресса (С. Десницкий), обращение к проблеме общины, ставшей в дальнейшем ведущей темой российской социальной мысли, обоснование роли географического фактора в истории (А. Радищев) и др.
Особое место в анализируемом процессе занимает первая четверть XIXв., когда начинается (по выражению А. И. Герцена) "великий ледоход" русской мысли и фактически рождается национальное философское сознание в форме философии истории. Мыслители первой половины XIX в. закладывают, можно сказать, программу социологического поиска которая и будет реализована во второй половине XIX — начале XX в.
Одной из самых замечательных фигур XIX в. является П. Я. Чаадаев (1794—1856), своим знаменитым философическим письмом, опубликованным в 1836 г., задавший направление философско-социологических поисков в России. Без уяснения концепции Чаадаева невозможно понять как логику развития российской социальной мысли, так и ее пафос. социологический демократ анархический народничество
Не принимая упрощенных идей просветительского прогрессизма, Чаадаев в своей философии истории ставит задачу найти новые способы осмысления социальных фактов, исходя из единства истории человечества и ее законосообразного характера. Проблема фиксируется в логике единства общечеловеческого и национального, проявления родовой сущности человечества в национальной форме. Чаадаев формулирует некоторые законы общечеловеческого прогресса и в их плане рисует трагическую и безысходную картину российской жизни. У нас нет традиции, естественного прогресса, все основано на подражании и заимствовании, нам не хватает устойчивости, упорядоченности, внутреннего единства, мы живем без убеждений и правил — такие горькие характеристики дает Чаадаев российскому обществу.
В итоге он приходит к выводу о неисторичности русского народа, выпадении его из общечеловеческой логики: "Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и будущего, среди плоского застоя"; "Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру"; "Глядя на нас, можно сказать, что, по отношению к нам, всеобщий закон человечества сведен на нет".
В последующем Чаадаев ("Апология сумасшедшего", 1837) несколько меняет ракурс рассмотрения в сторону оптимизма исходя из идеи неактуализированности сил русского народа, что является залогом его подключения к общечеловеческому прогрессу, возможности подчинения себе своего будущего. Нужно только сделать правильный социальный выбор, поняв особенности России, в частности особую роль в ее истории географического фактора. И Чаадаев формулирует мысль, ставшую программной для всех последующих философских и социологических поисков в России: "...у меня есть убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество".
Идеи Чаадаева нашли продолжение в сформировавшихся в 40- е гг. XIX в. двух оригинальных направлениях российской социально-философской мысли - западничестве и славянофильстве. Если Чаадаев сформулировал программу российской общественной мысли, то славянофилы и западники задали модель ее развития, и именно в рамках этой модели эволюционировали философия и социология России, сформировались ведущие социальные концепции. Перед обоими направлениями стояла одна проблема — судьба России; у них были одна логика и один метод, одни и те же заслуги и слабости. Расхождения же шли по вопросу о том, что понимать под социальным развитием и как оно должно осуществляться: путем ли органического прорастания социальных форм в процессе естественной эволюции самобытной культуры (славянофилы), или путем более или менее насильственного внедрения социальных форм в соответствии с рационалистическим идеалом (западники). В этом ключе представители обоих направлений сформулировали ряд идей и категориальных структур, получивших в дальнейшем социологическую интерпретацию.
Рассмотрим подробнее идеи западников, или как их по-другому называли западных демократов. Наиболее выдающимися представителями этого течения были В. Г. Белинский, 1811-1848; А. И. Герцен, 1812-1870 и Н.Г.Чернышевский, 1828- 1889. Наиболее значимые идеи, которые преследовались данным течением:
Заметим, что многие идеи западнического направления, особенно идеи Чернышевского, непосредственно перешли уже в собственно социологию, но с поправками, учитывающими славянофильский подход.
Итак, на предсоциологическом этапе российская общественная мысль сформировала программное поле социологических исследований, поставила ряд кардинальных вопросов, заложила основы социальной методологии. В итоге вторая половина XIX в. и становится тем периодом, когда рядом с социальной философией возникает и бурно развивается российская социологическая наука.
2.
Анархическая школа
в русской социологии:
М.Бакунин, П.Кропоткин
Анархизм, ставший в XIX в. одним из влиятельных политических течений, зачастую сводят только к идее уничтожения государства. На самом деле это достаточно сложная система взглядов, ядром которой действительно является отрицание государства. Однако вокруг этого ядра объединяется весьма широкий комплекс экономических, социологических, духовно — нравственных идей и практических программ.
Анархизм как течение общественной мысли зародился на Западе, однако наибольший вклад в него внесла российская мысль. Видимо, одна из причин этого — всепроникающая роль государства в России, что порождало обратную реакцию, как показал П. Б. Струве, абсолютного или относительного отщепенства от государства. Особенно поразительно, что идеалы анархизма были обоснованы представителями высшего слоя российского дворянства. Сильный анархический элемент наблюдался во всех течениях российской мысли XIX —XX вв. Даже если в них не отрицалось государство как таковое, то полностью отрицалось государство существующее. Весьма значителен анархический элемент в славянофильстве с его идеей политической децентрализации и народной монархии. Радикальную форму религиозного анархизма предложил Л. Н. Толстой. Правда, и у славянофилов, и у Толстого анархизм выступил в основном как философско - историческая доктрина. В то же время именно в России предпринимается попытка и социологического обоснования анархизма М. А. Бакуниным и П. А. Кропоткиным.
Для творчества Бакунина характерна определенная хаотичность, бессистемность. Впрочем, сам его образ жизни не располагал к кабинетной систематической работе. Тем не менее исследования Бакунина опираются на достаточно четкую социальную концепцию. Наиболее содержательны в этом плане работы: "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1862), "Философское рассуждение о божественном призраке, о действительном мире и о человеке" (1870—1871), "Бог и государство" (1870—1871), "Государственность и анархия" (1873).
Бакунин стремился дать солидное философское обоснование анархистской теории общества, вывести из объективных законов Вселенной закономерность и неизбежность анархо-социальной перестройки. Дистанцируясь от идеализма и заявляя о своей приверженности материализму, Бакунин считал необходимым создание новой философии, которую он обозначал терминами "рациональная (или универсальная) наука", "рациональная философия", "позитивная философия". Отказавшаяся от традиционной метафизики, по сути авторитарной, рациональная философия демократична, ибо "свободно строится снизу вверх, и опыт — ее единственная основа". Однако это и не эмпиризм, поскольку такая философия предполагает синтез, но как резюме критически проанализированного опыта.
Общество,
считает Бакунин, — высший результат
системы всеобщего