Русская классическая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:59, реферат

Описание работы

Важную роль в становлении советской социологии в 1950-е гг. сыграли заграничные контакты философского руководства и сопровождающих лиц.

В 1960 – е гг. социология была на подъёме. Актуальность темы заключается в том, что здесь рассматриваются общие проблемы предыстории и истории отечественной социологии , её становление как научной дисциплины, историко-социологическим исследованиям в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 4

1.Причины зарождения социологии в России ……………………… стр. 5

1.1 Истоки русской социологии……………………………………….стр 7

1.2 Русские социологи………………………………………………….стр 10

1.3 Развитие социологии в России ………………….…..…………….стр 11

2. Этапы развития социологии в России………………………………стр 12

2.1 Проблемы прогресса в русской социологии XIX-начала XXв…..стр 14

2.2 Причины появления распространения социологии в России…….стр 17

2.3 Социология в России в XIX ………………………………………..стр21

Заключение……………………………………………………………..стр22

Список литературы………………………………………………………стр 23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

В качестве особого сильнодействующего момента в интересующем нас процессе следует отметить влияние русского философского идеализма (предвосхитившего многие идеи "антипозитивистской реакции").

( 7 с 134)

 

 

2.3. Социология в России в XIX

 

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них — географическое — было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838—1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.

Другой социогеограф А.П.Щапов (1831—1876) активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, обосновывал естественно-психологические и социаль­но-территориальные особенности жизни русского народа.

Второе направление — органическая школа — представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829—1903), Я.А. Новиковым (1830-1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы — науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению — ученым, работающим в области права и социологии, — Н.М. Коркунову (1853—1904), Л.И. Петражицкому (1867-1931), П.И. Новгородцеву (1866-1924), Б.А. Кистяковскому (1868-1920), Б.Н. Чичерину (1828—1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о пра­восознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.

Марксистская школа в социологии была представлена М.И. Туган-Барановским (1865—1919), А.А. Богдановым (1873— 1928), Г.В. Плехановым (1856—1918), В.И. Лениным (1870-1924) и отчасти, до определенного времени П.Б. Струве (1870— 1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бердяевым (1874-1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так, Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе — биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликован свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации,

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства. Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я. Данилевский (1822—1885), М.М. Ковалевский (1851—1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А. Сорокин (1889-1968). Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жиз­ненный цикл от зарождения до упадка. В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Следует остановиться на научном наследии одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли в ее классическом понимании — П.А. Сорокине. Он предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.

Крупным научным достижением Сорокина была разработка им теории социальной Стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.

В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещении людей в обществе в горизонтальном направлении (миграции) и в вертикальном (изменение социального статуса). Эти перемещения по-разному осуществляются в различных типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального организма, как общество.

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л. Лавров (1823—1900), Н.К. Михайловский (1842—1904), И.И. Кареев (1850—1931).

Иначе говоря, практически все социологи России в XIX — начале XX века в

прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. (8, с 47)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

             
Отличительная черта  российской социологии- её исключительное влияние на общественную и политическую жизнь. В начале XX  столетия в России были созданы первые социологические учреждения. Исключительную роль в российской социологии было суждено сыграть марксизму. Особую и малоизученную проблему истории советской социологии составляет положение эмпирических обследований. Социология синтезирует в себе универсализм философии, социальную предметность других общественных наук, а также строгость естественнонаучного и технического знания, использование их методов в той степени, в какой это возможно при изучении социальных процессов.  Важнейшая задача социологии – исследование состояния межличностных отношений, выявление причин конфликтных ситуаций на основе конкретных социологических методов, разработка научно – практических рекомендаций для улучшения работы коллективов, совершенствовании быта и других сфер социальной жизни. Возникновение социологии в качестве самостоятельной науки, как и любой другой отрасли знания, является объективным итогом диалектического процесса дифференциации и интеграции научного познания. Социология как наука об обществе и взаимодействии людей формировалась в процессе расчисления общего натурфилософского подхода к миру, господствующего в истории познания до XVI-XVIIв, на естественно – научное и гуманитарно – научное знание. Этот период становления социологии как науки можно разделить на три этапа в соответствии с общепринятой традицией периодизации истории общества на Древний мир, Средневековье, Новое время.   Социология как одна из общих универсальных социальных наук в соответствии с изучаемым ею объектом носит сложный многоуровневый характер. Социология –это наука, которая изучает закономерности функционирования и развития общества как системно – структурного образования и составляющих его основных элементов – индивидов, социальных групп и социальных институтов в их взаимосвязи  и взаимодействии. Социология рассматривают иногда как концептуальную схему социальной реальности, « в которой её главные черты и элементы приведены в систему и логически выводят друг из друга».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1)     Общая социология под ред. Кулебякина Е.В. Владивосток. 2007г.

2)     История русской социологии Медушевский А.Н. Москва. 1993г.

3)     Биография русских и советских социологов Вишлер Р.Л. 1987г

4)     Социология в России В.А. Ядова Москва 1998г.

5)     Социология в России В.А. Ядова Москва 1998г.

6)     Основные проблемы социологии Лаврова П.Л. 2000г

7)     История русской социологии XIX-XXв Голосенко И.А. Москва 1995г.

8)     Основы русской социологии Кареев Н.И. 1985г.

9)     Общая социология  Кравченко Москва 2001г.10)

10) Социология  Радугин А.А. Москва 1995г.

11) Социологическая мысль в России Чагин Е.Н. 1978г.

12) История социологии как науки Александров Т.Ф. Москва 1985г.

13) Социология в России Ковалевский Москва 1913г.

14) История русской социологии Медушевский Москва 1993г.

15) Русская социология XIX-начала XXв Москва 1993г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

16) Общая социология под ред. Кулебякина Е.В. Владивосток. 2007г.

17) История русской социологии Медушевский А.Н. Москва. 1993г.

18) Биография русских и советских социологов Вишлер Р.Л. 1987г

19) Социология в России В.А. Ядова Москва 1998г.

20) Социология в России В.А. Ядова Москва 1998г.

21) Основные проблемы социологии Лаврова П.Л. 2000г

22) История русской социологии XIX-XXв Голосенко И.А. Москва 1995г.

23) Основы русской социологии Кареев Н.И. 1985г.

24) Общая социология  Кравченко Москва 2001г.10)

25) Социология  Радугин А.А. Москва 1995г.

26) Социологическая мысль в России Чагин Е.Н. 1978г.

27) История социологии как науки Александров Т.Ф. Москва 1985г.

28) Социология в России Ковалевский Москва 1913г.

29) История русской социологии Медушевский Москва 1993г.

30) Русская социология XIX-начала XXв Москва 1993г.

 

 

 

 

 

29

 



Информация о работе Русская классическая социология