Русская классическая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:59, реферат

Описание работы

Важную роль в становлении советской социологии в 1950-е гг. сыграли заграничные контакты философского руководства и сопровождающих лиц.

В 1960 – е гг. социология была на подъёме. Актуальность темы заключается в том, что здесь рассматриваются общие проблемы предыстории и истории отечественной социологии , её становление как научной дисциплины, историко-социологическим исследованиям в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 4

1.Причины зарождения социологии в России ……………………… стр. 5

1.1 Истоки русской социологии……………………………………….стр 7

1.2 Русские социологи………………………………………………….стр 10

1.3 Развитие социологии в России ………………….…..…………….стр 11

2. Этапы развития социологии в России………………………………стр 12

2.1 Проблемы прогресса в русской социологии XIX-начала XXв…..стр 14

2.2 Причины появления распространения социологии в России…….стр 17

2.3 Социология в России в XIX ………………………………………..стр21

Заключение……………………………………………………………..стр22

Список литературы………………………………………………………стр 23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Наряду со стратификации П.А. Сорокин признаёт наличие в обществе и социальной мобильности. Она может быть двух типов - горизонтальной и вертикальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения как внутри социальной группы, так и между ними.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) - один из наиболее крупных русских учёных конца XIX в. - начала ХХ в. Историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. ( 3 с 5, 9)

 

 

1.3  Причины зарождения социологии в России

 

 

В 40-50-хх годах XIXв. В России остро ощущалась необходимость реформ. В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России  новой науки. Возникновение социологии в первую очередь связано с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии  в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. Возникновению социологии как самостоятельной науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяются два направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Западники доказали, что Россия как часть европейского континента должна пройти европейский путь развития.  Славянофилы считали, что необходимо учитывать особенность азиатского происхождения государства, его уникальность. Именно в общине кроется русский коллективизм в противовес западному индивидуализму. Общинные отношения славянофилы рассматривали как семейные, поэтому они тесно связывали общину, семью и государство.  Несомненно, общественную мысль в России отличало особое своеобразие по сравнению с социальными теориями Запада. В нашем государстве в течение длительного периода проблемы обществоведения освещались с помощью средств художественной  культуры и публицистики. Философия истории 40-50-хх годов оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке социологии. 

   ( 4 с 23)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Этапы развития социологии в России

 

 

В  эволюции российской социологии выделяют три этапа:

1)от середины XIX в до 1917г.

2) от 1917г. до 20-50-хх годов  XX в.

3) от 50-х. годов XX в. до настоящего времени.

Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличение городского населения и усложнения социальной структуры российского государства. Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то в России термин «социология» был запрещён. Даже в начале XX в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», « социальные основы экономики», «социальная психология». Говорить о социологии как «философии истории» значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом. Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определён её предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология. В 1987г. вышел первый учебник обзор по социологии на русском языке Н. Кареев «Введение в изучение социологии», в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически  список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвящённые итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений. До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которые выделились специфические направления:

1)     Позитивизм

2)     Географический детерминизм;

3)     Оргацизм;

4)     Концепция  культурно – социологических типов;

5)     Народничество;

6)     Субъективная школа;

7)     Психологическое направление;

8)     Классический позитивизм.

( 5 с 45-63)     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Проблемы прогресса в русской социологии XIX- начала XXв

 

 

Перед русской социологией стояла задача научного объяснения модернизации страны как необходимого проявления универсального поступательного общественного развития: ей предстояло при помощи собственного метода доказать закономерный характер прогресса, а, следовательно, и закономерный характер модернизации как перехода от традиционного общества к индустриальному. традиционного общества к индустриальному. Если западная социология эту задачу решала, когда индустриальное общество уже возникло, то отечественной социологии рассматриваемого периода предстояло описывать и объяснять не уже свершившиеся, а текущие процессы, определять оптимальные пути и способы их осуществления в будущем. В качестве наиболее убедительного обоснования выступала социологическая идея прогресса, который рассматривался как закон общественной эволюции. П.Сорокин отмечал, что русская действительность того времени на первый план выдвигала вопросы должного. В русской социологии XIX – начала XX века существовали две крайние точки зрения относительно возможности такого доказательства – утверждавшая и отрицавшая эту возможность. В теоретических построениях социологов, принявших идею прогресса, выделяются две стороны, условно называемые «внутренней» и «внешней». Первая состоит в поиске ответов на вопросы о сущности прогресса, его критериев и механизме; вторая предполагает определение места идеи прогресса и его теорий в общей системе взглядов конкретного автора. Существенными факторами, обусловливавшими отношение к проблеме прогресса и особенности ее решения, являются социальные ценности, на которые авторы были ориентированы. Данные ориентации задавали определенное онтологическое видение общества и детерминировали содержание прогрессивного идеала и способы его достижения. Социальные ценности могут выступать в качестве самого общего основания типологии теорий прогресса. Либеральные теории прогресса в качестве такого идеала и критерия видят благо отдельной личности, ее свободу; анархизм – безграничную свободу, антиэтатизм; марксизм и консерватизм – благо социального целого; либеральный консерватизм (консервативный либерализм) – одновременно и благо личности и благо социального целого. Внутри каждой из этих широких групп теорий можно выделить виды по теоретико-методологическому основанию (реалистическому и номиналистическому, оценочному и безоценочному и т.п.), в зависимости от представлений о механизме прогресса (о движущих силах, роли целевых факторов, оценки реальной истории с точки зрения приближения ее к прогрессивному идеалу, траектории исторического движения и т.п.).

Неприятие идеи прогресса появилось практически одновременно с ее возникновением и имело варианты: изначальное неприятие и обстоятельная критика самой идеи и любых теорий: первоначальное положительное отношение, согласие с определенными подходами, попытки собственных положительных разработок, а впоследствии – либо отказ от концепта прогресса вообще и любых попыток позитивной разработки, либо отказ от попыток научного решения проблемы и переход на субъективистские позиции. ( 6, с 71)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Причины появления распространения социологии в России

 

 

Возникновение самой социологии, как и суммы вышеперечисленных ее зависимостей, определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. Следует сразу отметить, что именно социология

(а не литературоведение, философия, история и т.п.) в итоге оказалась той идейной сферой, где позитивизм в России достиг самых больших результатов, причем не, только в национальном масштабе, но и в мировом.

К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук — история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие — достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. Философия истории 40 —50-х годов (спор между западниками и славянофилами) оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке - социологии.

В 1842 году Конт выпустил заключительный том "Курса позитивной Философии". И через три года мы обнаруживаем первую четкую реакцию на него в России. О необходимости создания в стране новой науки — социологии — заявил талантливый исследователь Валериан Майков.

Особенно помогли реформы 1861 года, когда некоторые запреты на изучение многих общественных проблем, существовавшие для национальных исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты. Послереформенная Россия, при всей противоречивости освобождения крестьян от крепостной зависимости, была во многом отличной от дореформенной России, особенно учитывая важнейшие тенденции развития общества, культуры и базовой, массовой личности. Именно эти тенденции и сформулировали национальные потребности в новой общественной науке — социологии, методику которой при этом предлагали брать у западных авторитетов — Д. Милля, Г. Бокля, Г. Спенсера, но особенно у О. Конта. С середины 60-х годов в русской литературе появляются работы, в которых неоднократно встречается словечко социология, которая, однако, понимается как философия истории "на научной основе". Спор, как называть эту науку — "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться И это совершенно верно – социология не ограничивалась только материалом исторической науки, но и всех других гуманитарных наук, настаивая на их систематизации. Последнее в ту эпоху совершалось по заветам позитивизма,

"На исходе 60-х годов, — вспоминал крупнейший историограф русской социологии Н. Кареев, — позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход". А именно — социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Известно, что одной из основных осо­бенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны. ''Учреждения старины", густая сеть докапиталистических отношений деформировали и тормозили развитие капитализма не только в области политико-экономических отношений, но и в сфере культуры, в том числе и в социологии.

В частности, позитивистская социология в России с первых ее шагов выступила в качестве идейного оружия кругов, заинтересованных в известном ограничении самодержавия, в разрушении дворянской монополии на высшее образование, государственное управление и т.п.

Идеология громадной части русских социологов - мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих в это время идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 ода, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. Наука об обществе – социология – многим представлялась тогда наиболее надежным помощником в этом деле. Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. "Одному Штольцу 40-х годов после реформы, - указывал отечественный социолог А.А. Исаев, — соответствовали уже 5-10 Штольцев с русскими и нерусскими именами". Уже первые историки русской социологии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), верно, заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос:

Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. д. Как Правило, их отношение к социологии варьирует от безразличия до откровенной враждебности. Недоброжелательство ломалось очень медленно. И только в первое десяти­летие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии именно как новая плодотворная теоретическая перспектива в сравнении с традиционными подходами.

Информация о работе Русская классическая социология