Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:40, реферат
Российскую социологию необходимо рассматривать как ответ на потребности социальной жизни.Речь идет о применении методологии ,рассматривающий результа мыслительной деятельности.,как активный элемент общественной среды..Данный подход особенно важен для анализа российской социологическрй мысли в силу ее постоянной вовлеченности в общественную практику,в основном в оппозиционно-критической фнкции.
1.Основные направления российской социологической мысли и социологи России конца XIX-начала ХХ века.
2. Советская социология 20-30 г.
3. Возрождение и парадоксы советской социологии (50-80 г.)
Контрольная работа
По социологии
Тема:
«Русская и советская социология»
План:
1.Основные направления российской социологической мысли и социологи России конца XIX-начала ХХ века.
2. Советская социология 20-30 г.
3. Возрождение и парадоксы советской социологии (50-80 г.)
Литература:
1.Социология ,Учебное пособие.
2.Основы социологии.Курс лекций.
3.Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.1993г.
I. Российскую социологию необходимо рассматривать как ответ на потребности социальной жизни.Речь идет о применении методологии ,рассматривающий результа мыслительной деятельности.,как активный элемент общественной среды..Данный подход особенно важен для анализа российской социологическрй мысли в силу ее постоянной вовлеченности в общественную практику,в основном в оппозиционно-критической фнкции.
Как и в мировой социологии ,здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социалогической.Российская мысль формируется первоначально как философия истории,особенно в первой половине XIX в..К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории,где переплетаются элементы социально-философские и социологические.И только в начале ХХ века появляется уже чисто социалогические теории .Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии.
Понимание особенностей развития социологии России,ее неповторимости требует также учета своеобразия русского национального характера,его духовных ориентаций , «духа народа».Мыслители традиционно подчеркивали внутреннюю противоречивость руского национального характера,существование в нем взаимоисключающих начал,слабость формы и чувства срединности,стремление к крацностям ,культурный нигилизм.Это сочеталось с серьезным влиянием географического фактора и геополитического положения страны как важных условий утверждения деспотической формы правления.Историческое своеобразие привело к ситуации неактуализированности сил русского народа,социальной необустроенности общества.В то же время в обществе ощущалось наличие некоего особого «задания» России,что и вылилось в концепцию мессианской «русской идеи».
Важнейшей и исходной особенностью российской социальной мысли явился органический подход к обществу.Органический подход заключался в стремлении представить мир как некое иерархическое целое,где общество и человек хотя и своеобразные,но только элементы.Столь большое внимание исследователи уделяли русской общине ,усматривая в ней органическое начало,опора на которое позволит реализовать самобытный русский путь социальной эволюции.
Особое значение приобрели проблемы объекта эволюции,совмещая эволюции со структурным единством системы и ее стремлением к функциональному равновесию и др. Одновременно нарастал протест против плоского эволюционизма,начиная от самых ранних форм в теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского (1822-1885) и вплоть до снятия вопроса о социальной эволюции как научной проблеме у П.А.Сорокина.
Внимание к проблеме эволюции свидетельствует о такой важной черте социальной мысли России ,как ее прагматическая напрвленность, «служебное отношение к истине»
Ради спасения общества.В этом проявляется если не в явной ,то в скрытой форме религиозный характер руского социального мышления.Не случайно поэтому в русской культуре столь сильна тенденция к тоталитарности,целостности мышления и действия. Этим определялось и своебразие гносеологических посылок российской мысли.
В итоге сложились две противоположные тенденции социальной мысли-утопизм и реализм.Утопическая линия характери
Зовалась одномернотью социального мышления,исходила из представления об обществе как механическом агрегате и принципа социального конструктивизма. Реалистическая же линия утверждала многофакторный подход,понимание общества как сложного динамического равновесия ,обосновывала необходимость соразмерной эволюции субъекта и социальных форм. Именно реалистическая линия оказалась созвучной действительно научной социологии.
Вторая половина XIXв.-время стремительного перехода России на рельсы новой ,индустриальной цивилизации.
Становление и эволюция социологов в России сопровождались непрерывными дискуссиями о ее предметной области.В контексте эволюции понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.
1 этап- 1860-1890 г. г. XIXв.Социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины.В 1859 г. выходят в свет две работы П.Л.Лаврова (1823-1900)(«Механическая теория мира» и «Очерки теории личности») ,написанные в позитивистском духе..В 1865 г. появились статьи о Конте и его философии в «Современнике», «Русском слове», «Отечественных записках»(статьи В.В.Лесевича, Д.И.Писарева,П.Л.Лаврова.
На рубеже 60-70 годов появляются первые собственно социологические работы П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского (1842-1904),написанные в русле методологии позитивизма..С этого времени, по словам Н.И. Кареева (1850-1931) и началась в России по-настоящему социологическая литература.
В позитивизме русских социологов привлекало стремление к научному методу,синтезу знаний ,к созданию науки об обществе, он рассматривался как логика современной науки.
Складывался ряд школ и направлений социологических исследований :натуралистическая социология в различных формах
(Н.Я. Данилевский ,А.И.Стронин (1826-1889),Л.И.Мечников(1838-
2 этап-1890-1900 г.г.Утверждается позиция ,что социология есть одна из многих социологических наук ,имеет собственный предмет исследований и своеобразные задачи.В таком пониманиииСоциология все более положительно принимается в научных и общественных кругах,проникает а академическую среду.
Для данного этапа характерна острая критика позитивистской методологии.Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.А.Кистявский (1868-1920),А.П.Петражицкий (1867-1931),П.И.Новгородцев (1866-1924)и др..).Предстватели старых школ (Н.И.Кареев,М.М.Ковалев-ский и др.) во многом уточняют свои позиции.Утверждается экономический материализм(или марксистская социология),причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Г.В.Плеханов,В.И.Ульянов-
Весьма близкий с точкой зрения методолгии к неокантианству.
В этот же период начинается эпизодическое преподавание социологии.Примечательно,что русская социология ,особенно благодаря деятельности М.М,Ковалевского,выходит на международную арену на равных,.Российские социологи активно учавствуют в работе Международного института социологии,конгрессы которого собирались раз в три года.Три русских социолога –П.Ф..Лилиенфельд,М,М.
П.А.Сорокин избирались президентами института,что говорит о международном признании русской социологии.В 1901 году М.М.Ковалевский и Е.В.Де Роберти создали в Париже «Русскую школу общественных наук»,где обязательным предметом была социология.Школа по праву была тогда оценена как первая модель русского социологического факультета,причем не имеющая аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.После длительной борьбы начала решаться проблема институционализации российской социологии.В Петербурге в 1908 году был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М.Бехтеревым с первой русской социологической кафедрой ,возглавленной М.М.Ковалевским,Е.В.Де Роберти,позднее-П.А.Сорокиным и К.М.Тахтаревым (1872-1925).Кафедра провела большую работу по организации обучения социологии,подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».
Начало ХХ века- 3 этап в развитии русской социологии,насильственно прерванной в 1922 г..Это время четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального (П.А.Сорокин).Такая интерпретация предмета снамала две предыдущие трактовки.
Ведущей школой становится неопозитивизм (П.А.Сорокин,К.М.Тахтареев).
Нарастает процесс институционализации социологии: 1912-открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета,1916-утверждается русское социологическое общество им.М.Ковалевского,1917-
Однако,в стране после октябрьского переворота 1917г. утверждалась тоталитарная диктатура ,не нуждавшая в социологической науке,тем более «буржуазной».С «критикой» П.А.Сорокина выступил лидер нового режима В.И. Ленин.Итогом стала высылка ведущих ученых-обществоведов за пределы страны и полный разгром русской социологии как науки.
Изучение истории отечественной социологии показывает ,что в ее эволюции можно выделить три фазы,совпадающие хронологически с описанными выше историческими этапами:ситетическая,
Синтетическая :Характерная черта исследований-оптимизм,
Широкое увлечение в России марксистскими идеями имело те же причины,что и увлечение позитивизмом. В целом,по словам Н.А Бердяева,чтобы понять судьбу марксизма на русской почве,причины возникновения из него ряда новых течений,нужно видеть его изначальную двойственность.С одной стороны ,марксизм выступает как доктрина социологического детерминизма,обосновывающая ведущую роль экономики и социальных структур в обществе – в этом и есть социолгическая значимость марксизма.С другой стороны,как и большиство ранних социологических теорий ,марксизм попытался стать теорией не только сущего, но и должного ,в этическом духе описать идеальное общество,где человек освобождается от пут экономической детерминациии становится в полном смысле слова свободным.При этом утверждается абсолютная возможность создания такого общества в реальности и обосновываются пути его достидения.Эти две стороны марксизма вступили в неразрешимое притиворечие.Попытки разрешить и определили эволюцию русского марксизма.
В итоге выявились три течения:1.ортодоксаное по форме и содержанию,обосновывающее в духе экономического детерминизма пути естественной социальной эволюции России (Г.В.Плеханов); 2.ортодоксальное по форме,но стремящееся к неортодоксальному содержанию посредством попыток логически соединить теорию сущего и теорию должного (В.И.Ульянов-Ленин).Фактически же произошло соединение экономического материализма с устаревшими тезисами русской субъективной социологии,что привело при внешней научности к воссозданию субъективизма в единстве с политическим тоталитаризмом,к дегуманизации социальной теории;3.неортодоксаное,
Аналитическая :К концу XIX века в российской социологии усиливается критика натуралистических и позитивистских моделей,жесткого редукционизма,не позволяющих выявить специфику социального.На передний план выходит антипозитивистская ориентация,лидером которой становится неокантианство.Весьма близко к неокантианству начинается обоснование социологических идей в рамках русской религиозной философии.Выдвигается лозунг восстановления идеализма.В целом аналитическую фазу можно назвать стадией теоретико-методологической критики.Господствующий тип исследований-ценностные модели общества,социокультурный анализ .Неокантианство рассматривает общество не как организм,а как организацию духовно-нормативного типа,закономерности которой носят характер целевой необходимости.Реализация последней зависит от основанного на определенных ценностях выбора людей.Различного рода социальные структуры и институты есть только типы поведения людей.В гносеологическом плане подчеркивалась специфичность социального познания и наличие границ рационализации социальности.Утверждаются принципы индетерминизм,интроспеции,